Лента новостей
Статья15 марта 2017, 10:18

Под народным контролем

Под народным контролем
15 марта отмечается Всемирный день защиты прав потребителей. Впервые он был закреплён в международном календаре праздничных дат в 1983 году. В России День защиты прав потребителей получил признание девятью годами позже, после принятия Закона "О защите прав потребителей".

Каждый из нас является потребителем. Совершая покупки в магазине, получая какую-то услугу - коммунальную или бытовую, мы вправе рассчитывать на качественное обслуживание. Но зачастую наши права грубо нарушаются. Что делать в этом случае? Можно попытаться самостоятельно решить проблему, обратившись к продавцу или поставщику услуги с претензией. Вот только далеко не каждый достаточно компетентен, чтобы отстоять свои права.

Год назад в нашем городе появились "народные контролёры". Общественное объединение "Народный контроль" - это проект партии "Единая Россия", он уже несколько лет успешно реализуется в областном центре. Кто же такие "народные контролёры"? Ольга Сергеевна Немтинова, заместитель главы администрации г.Уварово, которая непосредственно курирует работу "народных контролёров", пояснила:

- Это обычные люди, такие же потребители, как и все. Но это люди с активной жизненной позицией, которые не могут равнодушно пройти мимо проблемы, не попытавшись решить её, или закрыть глаза на какие-то явные нарушения. Участие в общественном объединении - дело добровольное. Любой неравнодушный гражданин может влиться в ряды "контролёров". В числе наиболее активных на сегодняшний день - Тамара Васильевна Зыкова, Валентина Георгиевна Зюзина, Светлана Абрамовна Ефремова, Вера Фёдоровна Черникова, Валентина Николаевна Слабова. Они работают в тесном взаимодействии с администрацией города и являются незаменимым подспорьем для органов местного самоуправления в деле контроля за сферой торговли и услуг.

"Народные контролёры" действуют на основании Федеральных законов - "О торговле" и "О защите прав потребителей". Поэтому прежде чем отправиться в первый свой рейд, они тщательно изучили эти два документа, прошли инструктаж, где им разъяснили права и обязанности, получили специальные бейджики, удостоверяющие личность.

"Народные контролёры" имеют право производить контрольную закупку товаров, делать замечания продавцам, производить записи в Книге отзывов и предложений, требовать сертификат качества на продукцию, производить фото- и видеосъёмку в ходе рейда. А вот осуществлять проверку на складах или в "подсобках" можно только с согласия администрации магазина. Не в компетенции "народных контролёров" требовать предъявления санитарных книжек и трудовых договоров с сотрудниками, проверять бухгалтерскую документацию.

Работа "народных контролёров" заключается в том, что они приходят в магазин - как в составе рейдовой бригады, так и поодиночке, когда просто идут за покупками, и если находят какое-то нарушение, то в корректной, вежливой форме указывают на это продавцам или администрации магазина. Таким образом "народные контролёры" как бы приглашают работников торговли к сотрудничеству: давайте вместе ликвидируем недостатки, чтобы и покупатели были довольны качеством обслуживания, и торговая точка не потеряла своих потребителей. Администрация магазина заранее в известность не ставится, что к ним нагрянет "народный контроль". Но в то же время нет такой цели - застать врасплох. Да это и невозможно, ведь раз магазин работает, а значит, в нём всё должно быть в порядке в любое время и в любой день.

- Следует отметить, что работники торговли адекватно реагируют на наши замечания, - говорит одна из участниц "Народного контроля" Валентина Георгиевна Зюзина. - Никакой агрессии мы не чувствовали с их стороны, прислушиваются, обещают всё исправить. Однако исправляются, к сожалению, не все и не всегда…

Через некоторое время после выявленных нарушений "народные контролёры" снова приходят в магазин и проверяют, устранены ли они. Всё в порядке? Значит, вопрос исчерпан. Если же реакции на первое замечание не последовало, тогда оставляется соответствующая запись в Книге жалоб и предложений. А в случае "хронического" игнорирования замечаний сигнал подаётся в контролирующие органы - Роспотребнадзор, прокуратуру, трудовую инспекцию и прочие.

К числу наиболее частых нарушений, которые обнаруживаются в уваровских магазинах, относятся неотсортированные от гнилья овощи и фрукты, встречается и "просрочка". Грубость продавцов также характерна для некоторых торговых точек. Контейнеры посреди торгового зала - тоже вполне привычная для некоторых супермаркетов картина.

Коробки, тележки с товаром стоят в проходах, создавая неудобства покупателям. Нередка и так называемая "игра с ценами", когда цифры в ценнике указаны одни, а в кассовом чеке - другие, более высокие. Оправдание по поводу такого несоответствия всегда звучит одно: не успели поменять ценники. Однако следует знать, что продавец обязан продать товар именно по той цене, которая указана на ценнике! К сожалению, многие покупатели не знают об этом и не умеют грамотно отстаивать свои потребительские права. Этим и пользуются нерадивые бизнесмены.

Проверке могут подвергаться не только продуктовые магазины, но и любые другие торговые точки, а также предприятия, которые оказывают услуги населению, например, парикмахерские, ремонтные мастерские, кафе, общественный транспорт и т.п.

- С января этого года из платёжных квитанций, которые ежемесячно получают жильцы многоквартирных домов, почему-то исчезла информация об объёмах потребления горячей и холодной воды, фиксируемая общедомовыми приборами учёта, - говорит В.Г.Зюзина. - Таким образом, нарушена прозрачность расчётов. А ведь ЖКХ тоже относится к сфере услуг. "Народные контролёры" намерены поднять этот вопрос, поскольку жильцы вправе знать, сколько они потребляют ресурсов, и контролировать все начисления.

Несмотря на все старания "народных контролёров", пока нарушений меньше не становится. Но есть, по словам В.Г.Зюзиной, у нас и такие магазины, куда хочется ходить: вежливое обслуживание, чистота в зале, товары на витрине выложены по всем правилам, продавцы опрятно и по форме одеты, режим работы не нарушается. Видно, что владельцы таких торговых точек дорожат репутацией и стараются не разочаровывать своего потребителя. В таком случае делается соответствующая запись в Книге жалоб и предложений, где отмечаются все положительные моменты в деятельности торговой точки. Кроме этого, информация о таких добросовестных предпринимателях поступает в администрацию города. Бывает, что "народные контролёры" выступают с инициативой поощрить предпринимателей.

"Народные контролёры" следят не только за качеством товаров в магазинах или соблюдением санитарных норм, но и за цифрами на ценниках. Существует определённый перечень социально значимых продуктов питания, которые не должны резко дорожать: хлеб, молоко, мука, крупы, яйца, сахар и некоторые другие товары. "Народные контролёры" в ходе рейдов производят мониторинг цен на продукты первой необходимости. После каждого такого рейда делается отчёт, к нему прилагаются фотографии ценников, затем информация поступает в отдел экономики, малого и среднего бизнеса администрации города. Далее уже подключаются местные власти - это их задача защищать интересы населения.

- Деятельность "Народного контроля" открыта для общественности, - подчёркивает Ольга Сергеевна Немтинова. - Более того, мы стараемся привлечь к участию в рейдах местное телевидение, чтобы уваровцы видели, в каких магазинах проводились проверки, где и какие выявлены нарушения, а где, напротив, никаких нареканий не сделано. Для добросовестных продавцов это хорошая реклама. Задача "Народного контроля" - отнюдь не наказать предпринимателя, а изменить в лучшую сторону отношение к рядовому потребителю и его правам.

Автор:Татьяна Сиднева