Что мы знаем о людях искусства? Скажем прямо, не так уж и много. И обиднее всего, что порой мы забываем о талантливых людях, живших когда-то в нашем городе. Старшее поколение может и помнит замечательного художника Александра Сергеева, а вот молодёжи его имя вряд ли знакомо.
Сегодня мы расскажем нашим читателям о жизни и творчестве уваровского живописца.
Александр Сергеев родился в 1951 году. Его отец, Павел Анисимович, работал бухгалтером, но всегда любил изобразительное искусство, считался совсем неплохим художником, хотя и не заканчивал никаких специализированных училищ, был самоучкой. Занимался он в основном "перерисовкой": копировал понравившиеся иллюстрации, картины других мастеров. Писал портреты. Один из них (вождя мирового пролетариата) до сих пор хранится в музее Моисеево-Алабушской школы. Ещё два портрета - Ленина и Сталина - в своё время были установлены у моста рядом с маслозаводом - нынешним "Подсолнечником". Но самой любимой работой П.А.Сергеева был портрет генерала Черняховского, писал он его на фронте с натуры, позже подарил Обловской школе.
Старшего сына Павел Анисимович начал обучать изобразительному искусству с ранних лет. Младший брат Александра, Андрей Сергеев, вспоминает:
- Сначала отец заставлял Сашку заниматься. Именно заставлял. Рисовать брат любил, но какому мальчишке хочется сидеть дома и водить карандашом по бумаге, когда можно найти массу других интересных дел? И потом, папа хотел, чтобы брат не просто получал пятёрки по рисованию, а учился живописи серьёзно. Со мной отдельных занятий не проводил. Почему? Потому что у меня были способности к изобразительному искусству, а у Саши был талант живописца.
Шли годы, Саша учился в пятом классе, когда отец перестал настаивать на ежевечерних занятиях. Теперь мальчик сам тянулся к карандашам и краскам. Он любил рыбалку, увлёкся тяжёлой атлетикой, но всегда находил время для теперь уже любимого дела. Окончив восьмилетку, он поступил в Тамбовское педагогическое училище №2 на художественно-графическое отделение. Получил диплом, работал во второй школе учителем черчения и рисования, потом ушёл в армию.
Демобилизовавшись, Александр устроился на химзавод начальником бюро эстетики. Потом ушёл в Дом быта художником-оформителем. Делал плакаты, писал "приветы участникам такой-то партийной конференции"… Всё это не увлекало, не было интересным, но зато в распоряжении А.Сергеева была отдельная мастерская, где он мог писать и "для себя".
Александр в свободное время рисовал много. Погожими днями брал этюдник и на целый день уходил из дома: бродил по берегу реки, по лесам и полям. Летом часто приходил на пляж, и тогда вокруг него собиралась толпа мальчишек и девчонок. Александр рисовал карандашом их портреты сотни за день, а работы дарил ребятам. Он не умел и не хотел зарабатывать своим творчеством. Он и не думал о том, что можно те же самые детские портреты хоть за десять копеек продать родителям юных "натурщиков". Что можно требовать деньги от друзей, которым он дарил свои пейзажи, ставшие настоящим украшением их дома. На все вопросы отвечал с недоумением: вот есть у вас любимое детище, разве вы сможете его продать? И ещё, раздаривая картины, он требовал только одного: чтобы его работы оставались у тех, кому были подарены.
У себя Александр оставлял только то, что, по его мнению, представляло собой какую-то художественную ценность. Такие картины нужны были ему, чтобы поступить в Московский полиграфический институт на факультет художественно-технического оформления печатной продукции. Конкурс был большой: около ста человек на место. Это неудивительно, в вузе учились и работали многие выдающиеся художники, а сама идея открытия факультета принадлежала великому В.Фаворскому. Александру повезло, он успешно сдал экзамены, значился в списке студентов и его учителями стали замечательный художник П.Захаров и известный советский график профессор Б.Басов.
Вот что в своём очерке "Последняя сирень мастера" пишет о годах учёбы Александра в Москве его товарищ и коллега Стас Волостных: "Здесь Сергеев прошёл хорошую профессиональную школу, формировался как личность. А разве можно забыть общение с интересными художниками и талантливыми друзьями по факультету. Много времени проведено на выставках и в музеях. В Музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина Александр подолгу рассматривал работы французских импрессионистов, в Третьяковке он прежде всего шёл в зал Валентина Серова, Михаила Врубеля, очень любил художников, творивших в двадцатых годах: Роберта Фалька, Петра Кончаловского, Александра Осмеркина".
Думал А.Сергеев и о персональных выставках в родном городе, но организовать их удалось только дважды. Чтобы показать свои картины широкому кругу людей, требовались немалые деньги. Работы следовало должным образом оформить, а для этого нужно приобретать рамки или паспарту. Даже сегодня их нелегко достать, что уж говорить о временах, когда за хорошими красками и кистями ездили в столицу!
В 1983 году Александр, будучи уже женатым человеком и имея шестилетнего сына Игоря, переехал жить на родину супруги, в Мичуринск. На то были свои причины. В Уварове Сергеевы жили в небольшой комнатке общежития, а в Мичуринске была возможность устроиться с относительным комфортом - в двухкомнатных (хотя и полуподвальных) "апартаментах" с "прихожкой" и печным отоплением. К тому же, бывший Козлов называли городом, богатым художественными традициями…
На новом месте жительства Александр сразу проявил себя как талантливый художник. Выдержка из очерка С.Волостных: "Уже в следующем году после приезда открывается его выставка. Она стала третьей персональной в его жизни. Позже экспонируются сорок работ. Картины большого размера, выполнены смело и талантливо. Так происходит знакомство с местными любителями изобразительного искусства и коллегами. Последние сразу приняли Александра, что в Козлове-Мичуринске бывает редко. Но иначе и быть не могло. Уже с первых выступлений на мичуринских выставках он заявляет о себе как о трудолюбивом мастере с высокой профессиональной честью. В его произведениях того периода, наполненных радостью жизни, торжеством материального мира, всепобеждающим добром, коллеги увидели продолжателя лучших традиций русского искусства".
Первое время Александр Сергеев счастлив. Он молод, полон сил. Он многообещающий художник, и у него красавица-жена, замечательный сын, и они с супругой задумываются о втором ребёнке. Он гордится своим здоровьем, он необычайно силён, занимается борьбой и тяжёлой атлетикой, купается в реке даже в холодное время года. Александру предлагают место преподавателя в пединституте, он нравится студентам.
Позже художник понимает: его счастье не безоблачно. Ему хочется больше заниматься творчеством, и он прекращает преподавать. Работает для себя - много и с успехом. Но успех относительный: картины плохо продаются, он не способен совмещать искусство с зарабатыванием денег, а семью нужно кормить. Александр снова устроился на работу: теперь оформителем в плодоовощной институт им. И.В.Мичурина. В 1987 году здесь, в читальном зале библиотеки, прошла ещё одна его персональная выставка, несколько работ купили. После этого художник начал всё чаще допоздна задерживаться в мастерской института. Там холодно и мало света, но дома не было возможности заниматься творчеством. Сергеев пишет пейзажи и натюрморты, рисует иллюстрации к произведениям классиков мировой литературы, изображая Дон Кихота и Санчо Пансо, Спартака, Иисуса и Пилата.
Началась перестройка. Жить становилось всё труднее: рост цен, инфляция… Об искусстве "забыли", до него никому уже не было дела, люди озлобились, перестали ценить прекрасное. Александр не хотел видеть происходящее, он уходил от действительности. Уходил в свою мастерскую, выключал радио, закрывал на ключ дверь. И рисовал. Теперь героями его произведений становились персонажи "Мастера и Маргариты" - Воланд и Азазелло, Коровьев и Бегемот. И, конечно же, Маргарита - её лицо напоминало лицо жены. Большая серия иллюстраций к роману стала вершиной творчества художника… Эту тему он разрабатывал в течение многих лет, снова и снова возвращаясь к ней. Серия выполнена в разных техниках, иногда это акварель, а иногда рисунок пером или фотогравюра. Листов этой серии насчитывалось около сотни.
Александр Сергеев ушёл из жизни в 1996 году. Художник, всю жизнь занимавшийся спортом, гордившийся своим физическим здоровьем, умер в мае от воспаления лёгких. Ему было всего 45 лет. Сегодня его младший брат Андрей Сергеев мечтает об одном: организовать выставку картин Александра. Мечтает, но в исполнение этой мечты уже не верит. Работы художника разошлись по частным коллекциям, даже те, что унаследовал его старший сын, к большому сожалению, не сохранились. Некоторые музеи успели в своё время приобрести картины Александра: об этом известно доподлинно. Но… они каким-то невероятным образом "потерялись". Работы художника были и у заведующей библиотекой плодоовощного института Розы Дмитриевны Кристининой, но после её смерти местонахождение полотен выяснить пока не удалось...