О качестве семян, которыми весной земледельцы засеют тысячи гектаров полей, и не только об этом «Трудовая слава» поговорила с начальником Сампурского отдела филиала ФГБУ «Россельхозцентр» по Тамбовской области Валентиной КОЗАДАЕВОЙ.
- Валентина Алексеевна, в нашем аграрном районе многие знают о том, что качество зерна контролируется, но о самих контролёрах, о их работе, как оказалось, имеют самое смутное представление.
Прежде чем мы перейдём к разговору в прямом смысле слова о хлебе насущном, кратко расскажите нашим читателям о себе, то есть о возглавляемой вами районной «ячейке» организации, которую специалисты по старинке именуют кратко и понятно – семинспекция.
- О нашей работе, очень кропотливой, отнимающей много времени и сил, на самом деле знают немногие. Если посмотреть сторонним взглядом, может показаться, что мы живём припеваючи: взяли пробы зерна, засунули их в «волшебный» шкафчик, получили анализы и… деньги с хозяйств за это.
На деле же всё гораздо сложнее и тяжелее. Подавляющее большинство необходимых исследований требует ручной работы. На фоне ежедневного труда наших ведущих агрономов, Ольги Викторовны Самородовой и Надежды Алексеевны Угловой, быт сказочной Золушки уже точно не казался бы всем таким тяжёлым.
Ну, собрала она разок разбросанные мачехой семена, а наши специалисты занимаются этим чуть ли не ежедневно на протяжении практически всего сезона!..
- Неужели всё вручную?
- Не всё, но очень многое. Например, определение засорённости (это когда содержимое представленных образцов партий зерна в прямом смысле слова разбирается по зёрнышку) или всхожести (семена поштучно высаживаются в подготовленный песчаный «полигон»).
Когда мы провожали на заслуженный отдых нашего ветерана Галину Викторовну Белёнчеву, проработавшую в семенной лаборатории 39 лет, попробовали подсчитать: сколько за эти годы она «перелопатила» своими руками семян. И знаете какой результат получился? Десять тонн!..
- Наверное, как всякая ручная работа, ваши услуги дорого стоят?
- Если 1304 рубля 49 копеек за полный анализ одной партии семян (для зерновых это 60 тонн, для подсолнечника и гречихи соответственно 25 и 20 тонн) - дорого, то да. На самом же деле плата за анализ посевного материала ни в какое сравнение не идёт с возможными потерями от использования «кота в мешке». И это не реклама, а реальное положение вещей. И печальных примеров при желании привести можно было бы предостаточно.
- Почему же на определённом этапе развития сампурского агропрома далеко не все трудовые коллективы отличались аккуратностью в этом вопросе? И так ли всё безоблачно на этом фронте сейчас, когда необходимость тесного сотрудничества с вами доказал самый убедительный агитатор – рынок?
- В сампурской истории действительно был период, - печально знаменитые девяностые, - когда всяк «выгребал» по-своему, и некоторые аграрии, решив, видимо, что и так сойдёт, пренебрегали нашими услугами, а некоторые свели их до минимума.
Но, к счастью, в основной массе руководители и специалисты продолжали очень ответственно относиться к вопросу качества семян. Правда, оговорюсь сразу: руководители и специалисты коллективных сельхозпредприятий. В частном секторе районного земледелия картина иная.
- Определённая анархия, свойственная фермерскому движению периода 90-х годов, затронула и вас?
- Безусловно. Точнее, не затронула, так как фермеры, за исключением единиц, предпочитали сеять вслепую: как попало и чем попало. Мол, что вырастет, то и вырастет. Вот и вырастал у многих на участках не урожай, а слёзы…
- С момента зарождения фермерства прошло уже четверть века. Что-то изменилось?..
- Безусловно. Прежде всего, как известно, заметно меньше стало самих КФХ. И «селективный» отбор прошли именно те, кто с самого начала старался по мере возможности хозяйствовать с умом, по науке.
Как следствие, с нами сегодня сотрудничают, проводят анализ посевного материала практически все крепкие фермерские хозяйства, такие как КФХ Старостина, Арутюняна, Игнатушина, Абдуллаева, Фетисова, Татаринова. И не только они, но и более мелкие по площади обрабатываемой земли. В частности, фермеры Кокорев, Жаров, Самойлов, Подхватилин, Самородов.
При этом, правда, единоличники, за исключением Старостина, экономят и проводят анализ посевного материала лишь один раз - за месяц, а то и за неделю до посева…
- А сколько нужно в идеале?
- Проверять семена необходимо как минимум два раза: осенью (как правило, до 1 октября) и после истечения срока действия протокола испытаний, то есть где-то в январе - феврале.
- Зачем нужен такой дубляж? Ведь зерно до посевной спокойно лежит на складе или элеваторе…
- Семена – это живой организм. А любому организму свойственно меняться от тех или иных условий жизни. Зерно, например, может «загореться» и потерять всхожесть, в нём могут развиваться болезни, завестись вредители.
Кстати, из-за климатических особенностей минувшего сезона у многих партий зерна, особенно у гороха и гречихи, всхожесть пониженная. Что необходимо учитывать при определении нормы высева.
- Сезон действительно выдался валидольный, особенно в отношении озимой группы хлебов. Удалось ли в таких непростых условиях сампурским земледельцам сформировать полноценный семенной фонд? Чем будем сеять в этом году?
- К севу хозяйства подойдут во всеоружии. Семфонд сформирован и составляет в весовом выражении, с учётом страхового фонда и за вычетом КФХ, ещё не проведших обследование, 6648 тонн семян яровых культур.
Что касается озимой группы, то здесь традиционно наиболее ярко выражены процессы сортосмены и сортообновления. Полной статистикой не владею, но знаю, что элитные семена озимой пшеницы приобретали в ОАО «Степное гнездо» (сорта Бирюза и Губернатор Дона), ООО «Агротехнологии» (Льговская-4), СХПК «Искра» (Бирюза и Аскет), ООО «Бахаревское» (Бирюза).
Целый ряд хозяйств, в частности, СХПК «Маяк Ленина» и СХПК «Искра», очень активно экспериментируют с гибридами подсолнечника.
- Как мы поняли, вы уже проверили почти весь семенной фонд. Что выявили?
- Если точнее, весь семфонд коллективных хозяйств. Из фермерских партию в 50 тонн ячменя проверили в КФХ Старостина. Прочие пока выжидают…
Из проверенных некондиционными оказались 407 тонн или 6 процентов. Не соответствуют ГОСТу 219 тонн семян яровых культур по засорённости и 188 тонн – по всхожести.
Из обследованных 47,2 тонны подсолнечника забраковали 7 тонн (4 - в СХПК «Искра» и 3 - в СХПК «Русь») и все по засорённости.
Как вы понимаете, и то, и другое не смертельно. Сорные примеси можно удалить, пропустив через ЗАВ, а слабоватую всхожесть скорректировать увеличенной нормой высева.
- В каких хозяйствах придётся проводить эту корректировку?
- 100 тонн ячменя нужно будет очистить от сорных примесей в ООО «Вымпел», 60 тонн гороха и 30 тонн овса - в СХПК «Искра», 16 и 13 тонн гречихи соответственно - в СХПК «Маяк Ленина» и СХПК «Русь».
Всхожесть ниже требуемой оказалась в 38-тонной партии гороха СХПК «Русь», 80-тонной и 50-тонной партиях той же культуры СХПК «Искра» и СХПК имени Калинина, а также у 20 тонн семян гречихи ОАО «Степное гнездо».
Словом, ничего катастрофического не выявлено. Главное же, у земледельцев есть время, чтобы исправить «всплывшие» в ходе нашего исследования минусы и скорректировать их по итогам сезона на большой и заслуженный плюс.