Формирование здорового поколения – это одна из главных стратегических задач развития страны. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Оздоровление подрастающего поколения - одна из приоритетных задач современного образования. В связи с этим, обеспечение полноценного физического развития и укрепление здоровья детей становится главным направлением работы МБДОУ «Центр развития ребенка — д/с № 16 "Родничок». Перед педагогическим коллективом во главе с заведующим Т.Д.Корнеевой и старшим воспитателем И.А.Кургузиковой, появилась необходимость поиска новых форм и подходов в вопросах формирования здоровья детей, внедрения инновационных технологий в работу МБДОУ №16.
Основной целью Центра является создание комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение детям дошкольного возраста адекватных условий для гармоничного физического развития и своевременной коррекции психофизических нарушений, проведение лечебно-оздоровительных мероприятий, направленных на укрепление здоровья и профилактику заболеваний. В Центре созданы необходимые условия для проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий: спортивная площадка на территории ДОУ, спортивный зал, бассейн, медицинский кабинет, прививочный кабинет, кабинет для массажа, физиокабинет, кабинет психологической разгрузки, спортивные уголки в группах, уголки здоровья.
Наши воспитатели – это творческие, инициативные, ответственные, справедливые люди, любящие свое дело. В МБДОУ № 16 с детьми работают и педагоги различных специальностей.
Одним из специалистов является учитель-логопед Н.А.Трегубова. Главной целью коррекционной работы, проводимой логопедом в ДОУ, является развитие речи ребенка в целом, а именно: развитие артикуляционной моторики, физического и речевого слуха, накопление и активизация словарного запаса, работа над грамматическим строем речи, обучение навыкам словообразования и словоизменения, развитие связной речи, формирование навыков звукобуквенного анализа, и, конечно, коррекция произношения.
Музыкально-оздоровительную работу в дошкольном учреждении осуществляет музыкальный руководитель Л.Ф.Гогитадзе, которая обеспечивает каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, выявляет и развивает музыкальные и творческие способности. На каждом музыкальном занятии Л.Ф.Гогитадзе использует оздоровительные и фонопедические упражнения, речевые игры, валеологические песенки-распевки.
Педагог-психолог М.Ю.Базилева проводит с дошкольниками мероприятия, развивающие эмоциональный мир, произвольность психических качеств личности, коммуникативные навыки.
Для решения задач физического воспитания используются такие формы организации двигательной деятельности как: физкультурные занятия, утренняя гимнастика, физкультминутки и физкультпаузы, подвижные и спортивные игры, физкультурные досуги и праздники, дни здоровья, самостоятельная двигательная деятельность. На повышение двигательного статуса детей оказывает большое влияние двигательный режим. Организованной формой в этом двигательном режиме являются физкультурные занятия. Занятия физкультурой усиливают компенсаторные возможности организма, повышают сопротивляемость. При проведении занятий используются как традиционные, так и нетрадиционные формы занятий: сюжетные, тренировочные, контрольные, комплексные, игры-эстафеты, на спортивных тренажёрах и фитболах и др.
Кроме этого, исходя из условий нашего дошкольного учреждения, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей, мы смогли включить в систему физкультурно-оздоровительной работы следующие здоровьесберегающие технологии: пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, бодрящая гимнастика после сна, корригирующая гимнастика, массаж биологически активных зон, босохождение по массажным дорожкам, релаксация и т.д.
На базе дошкольного учреждения функционирует кружок «Мой друг - тренажер» для детей 5-7 лет, руководителем которого я являюсь. Основная цель работы кружка – сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. Тренажеры способствуют укреплению разных групп мышц и всего организма в целом. Занятия с тренажерами позволяют детям овладеть комплексом упражнений, способствующих укреплению мышц рук, плечевого пояса, брюшного пресса, спины, ног и развитию силы, быстроты, движений, ловкости, гибкости и общей выносливости.
В нашем учреждении большое значение уделяется плаванию. Занятия в бассейне оказывают укрепляющее действие на растущий детский организм, способствуют росту костной ткани. Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышается иммунитет, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Детское плавание – своеобразный массаж для всего тела. И, конечно, самое главное – это радость ребенка от общения с водой: занятия в бассейне, под руководством инструктора по плаванию О.Б.Траханковой, сопровождаются всегда детским смехом, брызгами, фейерверком положительных эмоций. Наше МБДОУ № 16 оказывает оздоровительные услуги по обучению плаванию воспитанников других дошкольных учреждений города. При проведении занятий инструктор по плаванию использует самые разнообразные формы организации работы с детьми: игровые упражнения, игры-забавы, сюжетные и бессюжетные игры.
Дошкольное учреждение активно работает в сетевом взаимодействии с организациями города по вопросам оздоровления детей. Совместно с детскими оздоровительными лагерями, МБОУ ДОД ДЮСШ, детскими садами города, гимназией проводились физкультурно-оздоровительные мероприятия: «Малые Олимпийские игры», «Зарница для дошколят», «Детское многоборье», «Широкая Масленица» и др.
В МБДОУ ведется активная работа с семьями воспитанников: оформляются стенды, папки-передвижки, где представлены рекомендации по оздоровительным, закаливающим мероприятиям, режиму дня, возрастным особенностям детей; проводятся родительские собрания, консультации, семинары по вопросам формирования здорового образа жизни, профилактики заболеваний, коррекции отклонений в развитии. Родители принимают активное участие в физкультурных праздниках и досугах.
В результате тесного взаимодействия всех специалистов, педагогов и родителей, наблюдается положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и развитие их физических качеств.
Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед нашим дошкольным учреждением.