Реализация прав граждан РФ на охрану здоровья и медицинскую помощь, закрепленных в ст. 41 Конституции РФ, обеспечена возможностью получить бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, через систему обязательного медицинского страхования. На платной основе медпомощь может быть оказана как названными учреждениями, так и частными клиниками при оплате медицинских услуг напрямую потребителем или через страховую компанию на основании договора добровольного страхования.
К сожалению, большой выбор лечебных учреждений не гарантирует гражданам высокое качество медицинской помощи, которое предполагает совокупность характеристик: своевременность оказания, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации. Что делать, если ненадлежащее лечение привело к ухудшению состояния здоровья? Как защитить свои права, куда обратиться и как добиться возмещения причиненного вреда?
1)в досудебном порядке:
- путем подачи жалобы в порядке подчиненности вышестоящим должностным лицам, и в вышестоящие органы, по компетенции - в лицензирующие органы власти, Роспотребнадзор, организации по защите прав потребителей;
- обращением в страховые медицинские организации и территориальные фонды обязательного медицинского страхования;
2) в судебном порядке.
Основными нормативными документами, регулирующими отношения в сфере оказания медицинской помощи, являются: Федеральный закон РФ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», Федеральный закона РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон РФ «Об обязательном медицинском страховании в РФ», Гражданский кодекс Российской Федерации, закон «О защите прав потребителей», Приказы Минздравсоцразвития РФ.
Обратиться с претензией относительно оказанных услуг и возмещения вреда можно лично (через представителя), написав на имя руководителя медицинской организации соответствующее заявление, либо отправить его по почте с уведомлением о вручении и описью вложения. Документ должен содержать фамилию, имя, отчество заявителя, сведения о времени, месте, обстоятельствах причинения вреда (ущерба), о лице виновном в его причинении, а также о размере и его обоснование, в качестве приложения - подтверждающие документы.
Поскольку медицинская деятельность подлежит лицензированию, согласно Федеральному закону «О лицензировании отдельных видов деятельности», вы можете обратиться с жалобой в соответствующие лицензирующие органы. Контроль качества медицинской помощи и соблюдения стандартов медицинской помощи осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения, куда вы вправе направить соответствующую жалобу на конкретного врача и медицинскую организацию в целом.
К отношениям по предоставлению гражданам медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями в рамках добровольного и обязательного медицинского страхования, применяется законодательство о защите прав потребителей. Таким образом, с жалобой вы вправе обратиться в подразделения Роспотребнадзора, а также в общества (ассоциации) по защите прав потребителей.
Кроме того, на основании Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в РФ», вы вправе обратиться с жалобой в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, страховую медицинскую организацию, по поручению которых проводится экспертиза качества медицинской помощи. Документы с жалобой и актом эксперта представляются руководству медицинской организации. При достижении согласия между сторонами вред возмещается в добровольном порядке медицинской организацией. Если компромисса не достигнуто, пациент (страховщик) вправе обратиться в суд.
Результат некачественного оказания медицинской помощи практически всегда сопряжен с физическими и нравственными страданиями, следовательно, вы также вправе требовать компенсации морального вреда.
Помните, грамотная правовая позиция, выбранная с учетом конкретных обстоятельств, может способствовать достижению ожидаемого результата при защите ваших прав.