О любви к небу, гугл-картах и самолёте-памятнике. Тамбовский аэроклуб возобновляет работу

22 марта 2019, 18:26 1266
public://article-images/2019/03/22/news-nid100090-138443.jpg
Фото: Владимир Романов

Тамбовский авиационно-спортивный клуб ДОСААФ России. Весной 2018-го сюда после нескольких лет тишины вернулась жизнь. За два месяца бывалые спортсмены и парашютисты-перворазники совершили почти 300 прыжков. Аэроклуб принял участие в аэрофестивале в Мичуринске, были показательные выступления в Моршанске. Сюда приходили и прыгали воспитанники тамбовского кадетского корпуса. Но уже летом прежний руководитель написал заявление об увольнении. Вместе с ним ушли и остальные сотрудники. Клуб прекратил работу на неопределённый срок.

Сегодня легенда авиационного и парашютного спорта Тамбова переживает новое рождение. В начале года на должность директора пришёл военный лётчик Виктор Дубровский. Он рассказывает о себе кратко: родился и учился в Тамбове, в авиации чуть больше 30 лет. Последнее место службы - Мурманская область. После выхода на пенсию работал на гражданской должности и совсем недавно вернулся на малую родину.

 

Фото: Юлия Новикова Фото: Юлия Новикова

 

Сейчас он оформляет документы для продления свидетельства лётной годности самолёта Ан-2. Именно на нём возобновятся полёты. В аэроклубе есть главное - машина, готовая подняться в небо, и люди: лётный, инженерно-технический состав, парашютно-десантная служба.

— Люди, которые вдыхают жизнь в авиационно-спортивный клуб – это в основном энтузиасты. Искренне любящие небо инструкторы-общественники, прошедшие лётную и парашютную подготовки. У многих за плечами не одна сотня прыжков с парашютом, и не один час в небе. Мы можем и хотим приобщить к магии полётов и прыжков таких же влюблённых в высоту, - говорит Виктор Дубровский.

История Тамбовского авиационно-спортивного клуба уходит корнями в 1930-е годы, к областной организации ОСОАВИАХИМа, позже реформированного в хорошо знакомое сегодня ДОСААФ. Расцвет клуба начался в послевоенные годы. Отсюда вышло немало чемпионов авиационного спорта.

 

 Фото: из архива автора

 

Большая работа велась по допризывной подготовке молодёжи. За год воспитанники самолётного звена аэроклуба могли «налетать» по 35-40 часов. Имея такое время и хорошую физподготовку, можно было без экзаменов поступить в военное училище. В распоряжении клуба было около 30 самолётов ЯК-52, четыре машины АН-2, ближе к 90-м годам появился ЯК-55.

Ребята, которые хотели служить в воздушно-десантных войсках, занимались в парашютном отделении. В ВДВ без предварительной подготовки и минимума прыжков делать было просто нечего. Многие выполняли нормативы и побеждали в соревнованиях, получали звание мастера спорта.

 

 Фото: Надежда Золотарева

 

— Я пришёл в аэроклуб в 1983-м году. Это была очень мощная и вполне самодостаточная организация. В сезон практически каждый день проходили вылеты и прыжки, - вспоминает начальник поисково-спасательной и парашютно-десантной службы Руслан Филимоненко. – Здесь был очень профессиональный коллектив лётчиков, инструкторов, была своя медчасть. И, что самое главное, мы занимались бесплатно. Оборудование, обслуживание техники, полёты и прыжки проходили за счёт государства.

«Смутные» времена начались в конце 90-х. Резко сократилось бюджетное финансирование. Техника устаревала, требуя дорогостоящего ремонта. С момента основания аэроклуб располагался в историческом доме на углу Студенецкой и К.Маркса областного центра. Над входом в краснокирпичное двухэтажное здание красовался девиз-приглашение «Испытай себя небом…», а рядом многие десятилетия возвышался памятник-самолёт ЯК-50. Говорят, что машину своим ходом пригнали в Тамбов ещё в 1970-х годах – специально, чтобы установить на постамент, где она и простояла крылатым стражником до осени 2015 года.

 

 Фото: архив Тамбовского авиационно-спортивного клуба

 

Здание тогда продали, чтобы рассчитаться с долгами. О самолёте же ходили разные, порой противоречивые, слухи. Горожане боялись, что раритетную машину могли продать коллекционерам. Или сдать на металлолом.

— Самолёт никуда не продали! Он по-прежнему принадлежит аэроклубу и в закрытом гараже ждёт, когда найдётся достойная площадка для установки, - говорит директор Виктор Дубровский.

После продажи прежнего здания АСК базировался в здании ДОСААФ на улице Широкой. Буквально пару дней назад клуб переехал в помещение тира на Советской. Как только позволит погода, на аэродроме в Горелом возобновятся полёты и прыжки. Прыгать с парашютом можно с 14 лет. В тандеме с инструктором – с 8. Перед прыжком все новички проходят обучение. Опытные парашютисты говорят, что самое важное – научиться правильно приземляться. И приготовиться к нелёгкой ноше - общий вес основного и запасного парашютов около 20 килограмм!

 

 Фото: архив Тамбовского авиационно-спортивного клуба

 

К страху высоты здесь относятся философски и немного с юмором.

— На разной высоте по-разному воспринимаешь местность. На расстоянии 10 метров можно рассмотреть каждый камень и понять, куда приземлишься. А с 800 метров видишь гугл-карту. Вы боитесь гугл-карту? – спрашивает старший инструктор Роман Бойко.

Впрочем, и он, и его коллеги признаются, что страх высоты – это проявление инстинкта самосохранения и присутствует он даже у опытных парашютистов и лётчиков.

Цены на прыжки планируют оставить на уровне прошлого года – около 3 тысяч рублей за прыжок для парашютистов-перворазников. Впрочем, сотрудники уточняют, что из-за подорожания топлива и стоимость полётов может вырасти.

 

 Фото: Владимир Романов

 

К концу года после ремонта вернётся ещё один самолёт – Як-52. Машина позволит совершать учебно-тренировочные полёты.

— Планов на будущее очень много. Но объять необъятное невозможно, поэтому пока главное – начать работу, показать, что мы можем и умеем. Мы искренне любим небо и ждём таких же влюблённых в высоту единомышленников, - говорит Виктор Дубровский.

А ещё здесь ждут тех, кто поможет составить летопись клуба. Поделится воспоминаниями, документами и фотографиями. Своими и своих родных. Ведь у Тамбова богатая авиационная история. И многие жители нашего города когда-то занимались в аэроклубе. Кто-то начал отсюда путь в профессиональную авиацию, кто-то связал жизнь с военно-воздушными силами, а кто-то, сделав первые прыжки с парашютом, преодолел страх высоты.

 

 Фото: Юлия Новикова

Юлия Новикова

Читаемое

Наверх