— То есть вы не бескомпромиссный апологет классики, а просто требовательный человек?
— Я стараюсь в первую очередь быть требовательным к себе. И когда играю, и когда дирижирую, потому что трудно ставить высокую планку для других людей, если сам ей не пытаешься соответствовать.
— Вы достаточно долгое время заняты в весьма интересном проекте — musicAeterna, который иногда называют креативной лабораторией. Что значит эта работа для вас и почему вы участвуете в этом проекте?
— В оркестре я работаю с 2017 года в качестве ассистента Теодора Курензиса. Когда оркестр базировался в Перми, я также работал дирижёром оперного театра. Кроме того, я играю в оркестре. И это оказалось чрезвычайно полезным опытом для меня, как для дирижера — сыграть огромное количество симфонических и оперных программ в окружении очень опытных и талантливых музыкантов. Думаю, что этот опыт вообще изменил мое представление о дирижерской профессии и о самом процессе взаимодействия между дирижёром и оркестром. Помог лучше понять, о чём думают музыканты во время репетиции и концерта (не только о том, когда же, наконец, перерыв!). Во всяком случае, я оглядываюсь на свою предыдущую дирижёрскую жизнь, на работу с Кисловодским оркестром и оркестром Центра Павла Слободкина, и с другими многочисленными коллективами, с некоторым желанием, так сказать, многое самому себе объяснить. Кроме того, за годы общения с Теодором — а я ассистировал ему и с другими оркестрами: SWR, Берлинским Филармоническим, Utopia, Фестиваля Вербье, РМНСО — я очень многому научился у него. Это касается создания, построения оркестрового звука, тональности общения с музыкантами, атмосферы репетиции, касается также исторического исполнительства, дирижёрской техники, смелости в интерпретации, работы с певцами, современного репертуара, наконец, работы над самим собой и даже умения проводить свободное время…
— Как мне показалось, проект musicAeterna — это такой своеобразный синтез разных направлений, включая балет, оперу. Такое синтетическое искусство, на мой взгляд, сейчас достаточно популярно и востребовано. Как вы сами к нему относитесь?
— Стремление совместить различные виды искусства существует уже достаточно давно. Как минимум, вся оперная реформа Вагнера построена на идее синтеза искусства (Gesamtkunstwerk, то есть «единое произведение искусства»). Этот синтез существовал давно. Сам жанр оперы и есть синтез нескольких видов искусств, прежде всего театра и музыки. Что и делает этот жанр максимально сложным и в то же время прекрасным, но только в том случае, если все элементы этого синтеза: певцы, оркестр, хор, дирижёр, режиссёр, художник, свет, технические службы, акустика зала и т. д. — находятся на равновысоком уровне. Что касается оркестра, то мы играем и симфонические программы без всякого синтеза. Но есть и проекты, связанные с соединением разных способов воздействия на слушателя.