Меры, экстренно предпринятые властью для предотвращения эпидемии, в целом вызвали понимание общества, однако неизбежно породили ряд сплетен и слухов, развеять которые нам помог начальник Сампурского противоэпизоотического штаба, первый заместитель главы администрации района Владимир КЛИНЦОВ. - Владимир Константинович, о добравшейся до Тамбовщины африканской чуме свиней сказано уже немало, однако давайте ещё раз напомним нашим читателям: что это за болезнь и почему, несмотря на то, что она не опасна для человека, её так боятся животноводы всего мира?
- Африканская чума свиней - это вирусная болезнь диких и домашних свиней, характеризующаяся, как правило, острым и сверхострым течением, а также практически стопроцентной летальностью, то есть гибелью заражённых животных.
При этом вирус-возбудитель чрезвычайно устойчив к химическому и физическому воздействию: в трупах павших свиней и кабанов сохраняется до 10 недель, в замороженном мясе и копчёной колбасе – до 4-х, а в навозе и почве - свыше 5 месяцев.
Помимо самих свиней, разносчиками болезни могут быть другие дикие и домашние животные, птицы, клещи и люди. Вирус чумы, если не принять соответствующих мер, успешно «кочует» с места на место в кормах, подстилке, навозе, мясе и мясопродуктах.
- Ввиду чрезвычайной опасности и мобильности африканской чумы очень важно её своевременно диагностировать. По каким признакам свиновод может понять, что на его ферму или подворье пришла беда?
- У животных заметно, до 41-42 градусов, повышается температура, учащается дыхание и проявляются кожные покраснения. На участках тела могут появиться не бледнеющие при надавливании фиолетово-красные пятна.
Из носа больных свиней могут выделяться частицы крови, наблюдаться кровавый понос, серозно-геморрагический конъюнктивит и признаки отёка лёгких. Возможны судороги и паралич конечностей.
- Как известно, учёные до сих пор не разработали ни лекарства, ни вакцины против африканской чумы свиней. Что при такой, прямо скажем, непривычной безоружности мы можем и должны противопоставить опасной болезни? Как всем нам – и животноводам и людям, не занимающимся разведением скота – избежать не только серьёзных убытков, но и полной ликвидации свиноводства в регионе?
- Прежде всего, не надо паниковать и, поддаваясь всяческим слухам, скрывать дворовое свинопоголовье от обязательного не только в карантинное, но и обычное время учёта. Ну и, конечно же, соблюдать давно известные зоогигиенические нормы и правила.
Используемый корм необходимо закупать у надёжных поставщиков - с благополучной в плане чумы территории, проводить перед скармливанием его термическую обработку. Территориальная безопасность актуальна и в отношении приобретаемого молодняка и племенного поголовья, купля-продажа которого должна сопровождаться соответствующими ветеринарными документами.
Территорию фермы нужно максимально изолировать от внешнего мира - как от посторонних людей, так и животных, оборудовать исключающими занос и завоз недезинфицированного инвентаря, проезд техники дезбарьерами.
Помещения должны обрабатываться от грызунов и других вредителей, а животные - от паразитов. Забивать их разрешается только на специализированных бойнях или убойных пунктах.
- А если чума всё же пробралась на ферму или подворье...
- Чего категорически не стоит делать - это пытаться распродать или раздать по родственникам и знакомым мясо и субпродукты экстренно забитых животных. Равно как скрывать факт болезни от специалистов и властей.
Даже при подозрении на африканскую чуму необходимо незамедлительно сообщить в ветеринарную службу, изолировать больных животных и прекратить, если велись, их реализацию и забой. Причём не только свиней, но и других животных и птицы, а также вывоз за пределы фермы кормов, отходов, инвентаря и прочих задействованных в производстве вещей и материалов.
- Какая судьба ожидает «чумной» сарай, двор, ферму?
- Специальная комиссия устанавливает эпизоотический очаг, а также, объявив карантин, определяет границы первой и второй угрожаемых зон, на территории которых проводятся необходимые ликвидационные и профилактические мероприятия.
В очаге болезни бескровным методом уничтожаются все животные, а также сжигаются деревянные конструкции и инвентарь. Территория многократно дезинфицируется. Въезд и выезд, равно как и ввоз и вывоз кормов, растениеводческой и животноводческой продукции запрещаются, а передвижение транспорта и людей ограничивается и контролируется.
- Насколько серьёзно изменила производственный и жизненный уклад сампурцев последняя вспышка африканской чумы в регионе?
- К счастью, в первую угрожаемую зону у нас попал только один населённый пункт – деревня Павловка.
Исполняя постановление главы администрации области и распоряжение главы района, специалисты сельсовета, администрации, ветслужбы при содействии органов охраны правопорядка провели сначала учёт, а затем бескровное умерщвление всего свинопоголовья с дальнейшим уничтожением (сжиганием) тушек и дезинфекцией.
Владельцам животных за счёт средств областного бюджета была выплачена денежная компенсация.
- Именно после этого по району поползли слухи о том, что власть, играя на руку крупным мясопроизводителям, вознамерилась на корню извести дворовое свиноводство, являющееся, как известно, для многих не избалованных разнообразием рабочих мест и высоких зарплат сельчан финансовой палочкой-выручалочкой. Мол, чуму эту специально придумали и под её шумок убирают у столкнувшихся с проблемой реализации компаний конкурентов в лице частного сектора...
- К сожалению, африканская чума свиней - не фантазия, а жестокая реальность. В своё время этот вирус основательно «поработал» в странах Европы, где уничтожил миллионы голов свиней и заставил полностью пересмотреть концепцию развития свиноводства.
Начиная с 2007 года, чума активно распространяется по России, и Тамбовщина стала далеко не первой областью, куда она прорвалась. В недавнем интервью начальник областного управления ветеринарии Алексей Филин озвучил, что вспышки этой болезни зафиксированы в 94(!) регионах Российской Федерации, в том числе - практически у всех наших соседей.
Особенно сложная ситуация в Рязанской области, где имели место уже порядка 40 случаев АЧС и где введён второй уровень опасности, а весь регион объявлен неблагополучным.
Согласитесь, обвинять в происходящем крупных производителей свинины, по меньшей мере, нелогично: уж больно несопоставимы возможные финансовые потери частников с многомиллионным ущербом компаний.
Если верить статистике, за восемь лет АЧС уже «вырезала» в стране порядка миллиона голов свиней и принесла более 30 миллиардов рублей убытков.
- Говорят также о том, что компенсация населению за ликвидированный скот в Павловке оказалась разорительно малой…
- Сто рублей за килограмм живого веса, подчеркну, всех свиней весом свыше 30 килограммов независимо от пола и весовой категории - цена вполне рыночная. Те, кто занимается этим постоянно, думаю, со мной согласятся. Попробуйте сдать куда-нибудь хряка, свиноматку или переросшую свинью… Если найдёте куда - уже хорошо.
А в Павловке все без проблем и поисков уже на следующий день получили на руки кто десятки, а кто-то и сотни тысяч рублей.
Всего в качестве компенсации там было выплачено почти 870 тысяч рублей. И это при том, что по официальному учёту в подворьях содержалось всего 25 свиней, при ближайшем рассмотрении неизвестным науке способом в одночасье - после предварительного обхода - размножившихся до 140 голов.
- Почти в шесть раз!.. Неужели таковы масштабы сокрытия реального положения дворовых дел во всём районе?
- За все населённые пункты говорить не могу, но тенденция на сокрытие поголовья в частном секторе прослеживается давно.
Пускать или нет ветеринаров и специалистов сельсовета в свои сараи - дело в обычное время, как говорится, хозяйское. А вот во время той же чумы такая скрытность может обойтись очень дорого. После выявления множества неучтённых свиней в администрации области склоняются к тому, чтобы не выплачивать компенсацию за уничтоженных животных, не внесённых в похозяйственные книги, то есть за тех, владение которыми хозяева не смогут подтвердить документально.
- После описанных выше событий в Павловке от двора ко двору по району пошёл гулять ещё один слух – о том, что скоро такая же участь ждёт всех сампурских свиней, обитающих в личных подворьях…
- Это очередная страшилка. Ничего подобного в населённых пунктах, входящих во вторую угрожаемую зону, не предусмотрено.
Там должен быть проведён (и проводится) переучёт всего свинопоголовья, усилен ветеринарный надзор, запрещено проведение ярмарок, выставок и пр., связанных с передвижением и скоплением животных.
Естественно, запрещён ввоз (ввод) животных в хозяйства и дворы. При необходимости может быть организован отстрел бродячих животных и диких свиней. В остальном же животноводческая жизнь района подчиняется обычным законам и правилам, актуальным и до вспышки АЧС.
- Значит ли это, что мы можем сейчас успокоить людей и сказать, что всё будет как прежде?..
- Увы, как прежде жить вряд ли получится. Висящий над районом и областью дамоклов меч африканской чумы может вновь упасть в любой день, любую минуту.
Невозможность контроля соблюдения ветеринарно-санитарных правил в каждом из тысяч тамбовских личных подсобных хозяйств, которые и становятся источником и разносчиком заразы, вынуждает власть серьёзно задуматься об альтернативных свиноводству видах животноводства – например, овцеводстве, кролиководстве, птицеводстве и, в общем-то, привычном для нас разведении крупнорогатого скота.
Пользуясь случаем, призываю сампурцев переводить свои мини-фермы на альтернативные «рельсы».
Сделать это можно в том числе и с помощью финансовой поддержки региона, которую предусматривают принятые и успешно работающие программы развития малого бизнеса.