Правительство Российской Федерации требует прозрачности планов и их выполнения. Граждане должны знать, как муниципальная и районная власти организуют работу по благоустройству сельских территорий.
Наше Трескино, как сельская территория в Инжавинском районе, имеет такую особенность: с одной стороны - это богатейшая черноземом местность, а с другой -заброшенный край. Село привлекает туристов, историков, экологов. Здесь много интересных и живописных уголков: река, курган, заливные луга, сады, земляничные поляны. Памятные места указывают на исторические переломные моменты. Это замечают увлеченные краеведением люди, журналисты, студенты, школьники. Но параллельно есть и другой взгляд: неперспективное село, нецелесообразно строить дорогу, а также дорого содержать библиотеку, почту, магазин, быстрее бы закрыть школу и медпункт. Село обречено на исчезновение? Или это четко спланированная политика уничтожения сельских населенных пунктов? Можно много рассуждать на эту тему, но сегодня здесь живут люди и необходимо им обеспечить надлежащую жизнь и обозначить ее перспективу.
Жители нашего села уже перестали спрашивать депутатов про дорогу. Добираются до райцентра, кто как может. Автомобиль здесь является не роскошью, а средством выживания. Все больше в почете внедорожники. И не для того, чтобы продемонстрировать русский экстрим, а для того, чтобы как-то жить в условиях бездорожья. Отсутствие дороги с твердым покрытием - самая насущная на сегодняшний день для нас проблема.
Завершается 2012 год. Администрация Калугинского сельсовета была готова выделить денежные средства на ремонт дороги до деревни Соболевка (засыпать щебнем гору и ямы). К нашему удивлению, оказалось, что данный участок не относится к территории сельсовета, а является дорогой районного значения. Поэтому средства эти использовать нельзя. Для районной администрации «щебеночный» ремонт представляется дорогим и невыгодным предприятием. Получается, не освоенные в 2012 году деньги будут возвращены в бюджет. Только народу это не совсем понятно. Как было бездорожье, так оно еще больше, год от года, усугубляется.
Договор на обслуживание дороги заключен с ДРСУ (руководитель А.И. Соболев). Какие обязательства взяли на себя дорожники и Калугинская сельская администрация? Имеют ли право депутаты сельсовета от числа жителей села Трескино прочитать этот документ и его финансовую строку?
В течение лета дорога обкашивалась один раз, грейдировалась не более трех раз, даже после прохождения дорожной техники оставались глубокие колеи, ямы и ухабы. По сельским улицам дорога не ровнялась. Проезд к филиалу школы и сельскому кладбищу затруднен из-за разбитости насыпи через ручей. Жители соседних деревень Грушевка, Кишкино, Лебедевка хоронят своих родственников на трескинском кладбище, подъезд к нему должен быть нормальным. Объездная дорога, размытая во время весеннего паводка, так и осталась непроезжей и даже опасной (глубина промоин больше метра). Сегодня люди пробираются к асфальту через поля и балки. Можно было направить средства на ремонт внутренних дорог! Или это нецелесообразно?
Дорогостоящим оказался ремонт моста через реку Сухая Панда, а на следующий день местные мужчины снова латали в нем дыры! Соответствует ли объем работ затраченным средствам?
В летнее время территория села покрылась двухметровыми зарослями чертополоха и американской лебеды. Жители пытались частично решить эту проблему, но нельзя вручную объять необъятное. А косилка для нашего села не нашлась. Калугинская администрация и ООО «Поля Русские» должны совместно решать социальные вопросы. Деревни зарастают, клубы превращаются в сараи, пустующие здания не охраняются и разрушаются. Две организации не могут договориться о выделении техники и средств на благоустройство сельской территории. Это нонсенс.
К нам привыкли относиться как к людям третьего сорта. Пришла пора и нам сменить свой имидж: от серого и убогого существования перейти к достойной жизни в родном селе. У нас тоже есть чувство собственного достоинства и мы не позволим упрекать деревенских тружеников в том, что они остались здесь жить. Мы надеемся на поддержку районной и областной администраций - включить наш населенный пункт в целевую Программу «Совершенствование и развитие сети автомобильных дорог Тамбовской области на 2009 - 2015 годы», чтобы люди, техника не вязли в грязи. Недавний случай, когда трактор, вытаскивая машину с хлебом, выдернул у нее мост, говорит о многом.
Дорога до села Трескино «планировалась» несколько раз в течение 20 лет! Обещания представителей местной власти всегда были убедительны в период предвыборной кампании. Как только проходили выборы, наступало «затишье». В 80-е годы село Трескино являлось вторым отделением совхоза «Калугинский», и еще тогда проектировали дорогу к центральной усадьбе. В Трескинском отделении находилась большая часть посевных площадей, МТФ, ток, тракторные мастерские. Здесь проживало около сотни рабочих совхоза. А что в итоге? До села Калугино построили дорогу с твердым покрытием, а нас культурно и вежливо просили подождать.
В начале 90-х были проведены земляные работы, сделана насыпь длиной 6 км. У народа появилась надежда на дорогу… Так 20 лет и надеемся, слушая обещания депутатов разных уровней, вплоть до Государственной Думы. Неоднократно обращались в районную администрацию. Средств на строительство дороги не находилось. Обманутых людей не покидали сомнения в том, что, возможно, наша дорога уже «построена» в лихие 90-е…
Когда главой района был избран А.М. Попов, в Инжавинском районе начало улучшаться социально-экономическое положение. В программе развития района четко были расписаны этапы строительства дорог и газификации. Многое удалось осуществить. Накануне выборов в декабре 2011 года глава района заверил, что дорога до Трескино будет обязательно построена. После выборов дельное предложение снова «задвинули в дальний ящик». Заместитель главы администрации района И.В. Казьмин пояснил, что наше село не подходит по числу жителей и расстоянию. Такой подход к решению социально-экономических вопросов в российской глубинке приведет к дальнейшему исчезновению сел и деревень.
В сентябре 2012 года, отвечая на вопросы жителей села по «Прямой линии», А.М. Попов сообщил нам, что решения по строительству дороги до села Трескино пока нет. Позже на имя Т.В. Минаевой пришел письменный ответ, что администрацией Инжавинского района направлено ходатайство о рассмотрении возможности включения строительства автомобильной дороги до д. Соболевка, с. Трескино в Федеральную целевую программу. Хотелось бы знать: включена наша дорога в эту программу или нет? Если нет, то когда она все-таки будет строиться?
Глава Калугинского сельсовета В.М. Кашковский заверил, что село Трескино включено в программу благоустройства населенных пунктов. Уже частично решен вопрос по газификации, осталось подключиться к газопроводу, что запланировано на 2013 год. А подрядчики утверждают, что если бы им разрешили, то уже в этом, 2012 году смогли бы проложить трубу низкого давления до деревни Соболевка нашего микрорайона. В сельских домах уже установлено газовое оборудование, проведен уличный трубопровод. И, если будет подведен газ, то тем более нужна дорога, чтобы к селу был свободный и быстрый проезд для работников газовой службы.
Очень жаль, что нам не довелось высказать свое мнение на сельском сходе по решению проекта «Народная инициатива». Конечно, мы бы предложили улучшить состояние нашей дороги. Для нас это важнее, чем освещение улиц. Но мы согласны: пусть нас выведут из тьмы да на твердую дорогу!
Мы продолжаем верить в осуществление планов, программ, различных проектов, коренным образом улучшающих жизнь сельских жителей. Верим, что есть и все основания для строительства дороги к селу Трескино:
1. На территории микрорайона села Трескино (д. Соболевка, д. Беляевка, д. Леоновка) проживает 152 человека.
2. Удаленность от асфальтированной трассы в пределах 5 - 6 км.
3. Земляная насыпь уже имеется, что сократит объем строительных работ.
4. В настоящее время люди не могут нормально выехать в райцентр, в больницу, школу, сельсовет, а также за продуктами и лекарствами.
5. Не осуществляется подвоз детей в ближайшую школу. Учащиеся средних классов вынуждены платно проживать на квартире вдали от родителей.
6. Участковый врач во время бездорожья не всегда может проехать в медпункт в дни приема. Медицинское обслуживание обеспечивает наша медсестра.
7. В селе проживает одна треть трудоспособного населения. Люди работают в агрофирме «Поля Русские» и на Инжавинской птицефабрике. Транспорт за рабочими приезжает только в летнюю сухую погоду. В дождь и снег рабочие добираются до места работы пешком или на тракторе.
8. Почтовая машина из города Уварово не всегда доходит до Трескинского отделения. Осенью и весной почтальон ищет тяжелую технику, чтобы встретить машину и перегрузить товар и почту.
9. Село Трескино прославили выдающиеся люди: герой Отечественной войны 1812 года М.Л. Трескин, полный кавалер орденов Славы Н.П. Татаринцев, участник боевых действий в Чечне, посмертно удостоенный ордена Мужества, С.А. Иванкин. В 20-е годы ХХ века здесь происходили переломные исторические события. Недаром село включено в туристические маршруты комплекса «Русская деревня».
10. Отсутствие дороги препятствует сбыту сельхозпродукции, приобретению дачных участков горожанами, развитию туризма и возрождению святынь, приводит к оттоку трудоспособного населения.
11. В перспективе в селе можно построить жилой комплекс для рабочих Инжавинской птицефабрики, туристический центр и лыжную базу.
Мы надеемся, что перечень населенных пунктов будет пересмотрен, и наше село войдет в программу строительства сельских дорог с твердым покрытием в 2013 году. С оптимизмом будем ждать ответа, что ДОРОГА БУДЕТ!
От редакции.
Мы отправили копию этого письма в администрацию Тамбовской области и получили следующий ответ:
«По поручению заместителя главы администрации Тамбовской области Н.В. Коновалова управление транспорта и автомобильных дорог рассмотрело коллективное обращение жителей с. Трескино и д. Соболевка Инжавинского района о включении в целевую программу «Совершенствование и развитие сети автомобильных дорог Тамбовской области на 2009 - 2015 годы» (далее - Программа) строительства дороги к вышеуказанным населенным пунктам.
Управление готово рассмотреть заявку от администрации района по данному объекту с предоставлением документов, которые указаны в постановлении администрации области от 31.12.2010 №1602 (в редакции от 23.12.2011 г. № 1852) и включить в Программу на последующие годы, исходя из объемов финансирования дорожного фонда области.
В настоящее время заявки и полного пакета документов от органов местного самоуправления Инжавинского района в управление не поступало».