ЭТОМ убедился ваш корреспондент, посетив вместе с ведущим специалистом отдела образования Ольгой Ивановной Иванцовой в Красивке семью Филипповых. Одиннадцатиклассница Любовь Филиппова в этом году изучает два учебных предмета - историю и обществоведение - дистанционно. Эта форма с использованием электронных ресурсов и сервисов в реализации образовательных программ для тех, кто по каким-то причинам не может посещать занятия в школе, довольно успешно апробируется в нашей области. В этом учебном году на Тамбовщине в рамках реализации мероприятий приоритетного национального проекта “Образование” 133 ребенка с ограниченными возможностями здоровья начали обучаться дистанционно. Разумеется по согласованию с родителями. В нашем районе таких трое. Это еще и ученица четвертого класса Анастасия Аносова в Инжавине и восьмиклассник Алексей Туманин в селе Карай-Салтыково.
Из областного центра дистанционного обучения управления образования в эти семьи было направлено и специалистами установлено на период обучения соответствующее оборудование, подключенное к Интернету. Дети успешно им пользуются. Определено время занятий. Есть скайп, благодаря которому учитель видит своего ученика, а тот - учителя. Во время занятия они прекрасно слышат друг друга, свободно общаются.
В этот день по расписанию у Любы Филипповой был дистанционный урок истории.
Компьютер настроен, и вот уже учитель Ольга Борисовна Громоткова на связи. Она интересуется, все ли готово к началу занятий и, получив утвердительный ответ, начинает урок. Напоминает тему прошлого занятия и предлагает девочке ответить на ряд вопросов. Все, почти как в школе. Только учитель стоит не у доски, а его лицо высвечивается на экране, и ученица - не за школьной партой, а за компьютерным столом у себя дома. На все вопросы Люба отвечает уверенно и спокойно, видно, что к уроку подготовилась, материал усвоила хорошо.
- Сегодня у нас с тобой урок третий. Мы говорим о социальной характеристике российского общества начала двадцатого века, - продолжает тему учитель. И вот уже на экране открывается страничка по аграрным национальным вопросам. Урок идет в форме собеседования, учитель интересуется, как его ученица понимает, что такое аграрные вопросы, с чем они могут быть связаны, и далее речь идет о положении крестьянства в обществе того времени, малоземелье и других понятиях. На экране сменяются таблички, картинки, весь учебный материал подается наглядно с объяснениями учителя и участием ученицы в раскрытии темы. Ольга Борисовна, объясняя тему, неоднократно обращается к своей ученице со словами: “Мы с тобой (теперь знаем, познакомились, прочитали и так далее)”. Этот доверительный тон не что иное, как приглашение к соучастию в познании изучаемой темы. Это и есть индивидуальный подход в обучении при помощи дистанционной технологии.
Еще до начала урока мы побеседовали и с Любой, и с ее мамой Ольгой Владимировной Филипповой о том, как происходит дистанционное обучение, есть ли какие-то трудности, и насколько успешно постигаются знания. Ольга Владимировна - активный пользователь социальных сетей Интернета, компьютерные технологии в рамках определенных программ усвоила прекрасно. Сейчас даже затруднительно сказать, кто кому из них оказывает в этих вопросах больше помощи и поддержки. В семье есть свой персональный компьютер, отдельно от установленного для дистанционного обучения. И у мамы, и у дочки много друзей, с которыми они общаются в социальных сетях. А еще Любушка Филиппова, как человек любознательный, знакомится с помощью компьютера с интересующей ее художественной литературой, пополняет знания по другим предметам. Как и все в ее возрасте, любит музыку, кино.
Так что затруднений относительно умения пользоваться компьютером при дистанционном обучении у них не возникает, а вот сбои технического характера иногда случаются. Происходит это из-за некачественной связи. За время занятия, на котором мы присутствовали, связь обрывалась дважды, к счастью, ненадолго. Учитель терпеливо ждала ее восстановления и последовательно продолжила урок, напомнив, на чем остановились.
Наверное, кого-то интересует, есть ли послабления со стороны учителя к ученику, занимающемуся дистанционно? Заверяем - послаблений нет. Есть заинтересованность дать качественные знания.
- Они ее так “гоняют” по всему изучаемому курсу, столько вопросов задают, - замечает мама Любы Ольга Владимировна, которая часто присутствует во время занятий.
Мы желаем им дальнейших успехов в освоении компьютерных технологий. Ведь после окончания школы Люба Филиппова намерена продолжить учебу в одном из высших учебных заведений. И все приобретенные знания ей тогда очень пригодятся. Эти технологии открывают широкие возможности не только тем, кому по ряду причин затруднительно посещать занятия в обычной школе.
Как известно, в новом законопроекте об образовании определены нормы, регулирующие использование электронных ресурсов и сервисов для реализации образовательных программ. Необходимое условие - обучающиеся должны иметь возможность выбора. А именно: выбирать учебные курсы в самом образовательном учреждении при использовании модульных технологий обучения или обучаться в дистанционном режиме в другом образовательном учреждении, если есть потребность изучить какой-то специальный учебный предмет или углубленно освоить традиционный курс. Важное место при этом в реализации принципов системно-деятельного подхода занимает индивидуальный подход в образовательном процессе. С одним из таких подходов мы и познакомились.
Фото Любови ПЬЯНОВОЙ