Лента новостей
Статья10 мая 2012, 15:57

Это эхо войны слышу я и сейчас

Страшную цену заплатил наш народ, чтобы пришла победная весна 45-го. И весомый вклад внесли наши земляки - уроженцы Тамбовской области: 450 тысяч человек ушли на фронт, более 200 тысяч положили свои жизни на алтарь Победы. Уходят наши ветераны. История войны перестает быть историей семьи. Сегодня мы должны каждый день, каждый час, каждую минуту вслушиваться в слова тех, кто пережил эту, ни с чем несравнимую, трагедию. Еще немного и будет поздно.

Наш земляк Анатолий Михайлович Москвин - великий труженик Отечественной войны, рядовой. Он никогда не стремился ни к чинам, ни к наградам. Даже когда-то, имея звание младшего сержанта, попросил штабного писаря записать его рядовым. «Вдруг поставят командиром отделения. Придется командовать бойцами, которые мне в отцы годятся, - вспоминает ветеран. - Посылать их в бой, может быть, на верную смерть. А я так поступить не мог. Вот собой, своей жизнью распоряжаться, рисковать - это да. А чужой - нет, не мог». Так и прошел он всю войну рядовым.
На войне было всякое. Были рейды в тыл врага. Дважды был ранен. Имеет награды - медали, ордена. Правда, рассказывать об этом он особо не любит, говорит: «Не мастак». А, может, еще тяжело. Ведь и сегодня память возвращает ветерана в прошлое и восстанавливает эпизоды тех далеких лет. И как бы в подтверждение моих догадок его жена Надежда Георгиевна говорит, что иногда при просмотре старых фильмов о войне фронтовик нет-нет да и смахнет украдкой слезу.
Москвины - коренные жители Сосновки. Здесь жили его предки. Отец был кузнецом. Анатолий был вторым в семье ребенком, родился в трудном 24-ом году. После окончания семилетки ШКМ работал в совхозе. Жили как все в то время - небогато. В основном натуральным хозяйством - огород, корова, овцы. На фронт его призвали в 42-ом. Сначала направили в учебку в Пензенскую область. Попал в запасной конно-артиллерийский полк. Армия была еще на конной тяге, техники не хватало. «Там нас обучали. Я сам стрелял из 76-миллиметровой пушки. Мы называли ее в шутку самоваром, - рассказывает Москвин. - Но навыки применить на практике не пришлось: меня определили в роту автоматчиков». Воевать пришлось и на 1-ом Украинском, и на 1-ом Белорусском. Боевое крещение принял недалеко от Курской дуги, под Белгородом. В 43-ем был ранен в руку, подлечился в госпитале и опять на фронт. Освобождал Киев, Ровно, Луцк. Именно под Луцком в 44-ом его тяжело ранило второй раз. В то время он уже служил в полковой разведке. При переходе группой разведчиков линии фронта (на рассвете возвращались из рейда) его ранило разорвавшимся снарядом. Он сразу потерял сознание, долго лежал. Спасла его от верной гибели солдатская дружба, негласное правило разведчиков: своих не бросать. У них было так заведено: раненый или убитый, все равно надо обязательно вынести товарища на свою территорию. И за Анатолием они вернулись, когда начало смеркаться, долго выжидали, прежде чем смогли незаметно подползти. Москвин потерял много крови. Осколки попали в руку, ногу, левую половину груди. Один осколок и сейчас у него в груди, всего в сантиметре от сердца. А тогда врачи госпиталя, когда он спустя некоторое время пришел в сознание, говорили: не ожидали, что воскреснет. Из груди извлекли еще два больших осколка, а в январе 45-го комиссовали как инвалида 2-ой группы и на шесть месяцев отправили домой. Так, что День Победы полковой разведчик встретил в родных стенах.
Анатолий Михайлович награжден двумя орденами Отечественной войны 1-ой и 2-ой степени. Оба получил за взятие «языка». Особо ценен был тот пленный немец, за которого дали орден 1-ой степени. Говорят, от него много важных сведений получили, и благодаря этому нашим войскам удалось избежать больших потерь. Сколько было вылазок через линию фронта у двадцатилетнего парня, посчитать трудно. Работали группами человека по три-четыре ночью. Выявляли местоположение противника, вооружение, численность и докладывали. Ничего особенного, героического - считает он. Ему повезло. Он уцелел. А многие не вернулись уже с первого задания, погибли.
После войны солдат долго и тяжело болел, фронтовые раны давали о себе знать. А в апреле 46-го ему предложили в народном суде должность судебного исполнителя, где он проработал восемь лет. Там же он познакомился со своей будущей женой Надеждой Лазаревой. Она после окончания Саратовского юридического института проходила стажировку в Сосновском суде. После свадьбы они уехали в Глазок под Мичуринск, туда по распределению попала жена. Там Анатолий Михайлович работал в МТС специалистом по кадрам. Затем вернулись на родину в Сосновку. Надежда Георгиевна до 1987-го года работала судьей, Анатолий Михайлович на свеклоприемном и на махорочном пункте.
58 лет живут Москвины в любви и согласии. У них трое детей, четверо внуков, правнук. И сегодня ветеран войны находится в гуще районной жизни, принимает участие во всех мероприятиях военно-патриотической направленности. День Победы в их семье самый любимый праздник.

Автор:Наталья ВИКТОРОВА