Как воспитывать толерантность

« Инжавинский вестник »
8
от
Среда, 19 февраля, 2014 (Весь день)
1127
обсуждали в начале февраля за “круглым столом” члены комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав с участием педагогов, представителей СМИ, работников культуры и правоохранительных органов под председательством заместителя главы администрации района по социальным вопросам А.А. Королева.

Учить жить в мире
и согласии


     Поводом для беседы за «круглым столом» послужило поступившее решение областной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по вопросу о принимаемых мерах по предупреждению вовлечения несовершеннолетних в противоправную деятельность и о формировании у них толерантного отношения к лицам различной национальности и вероисповеданию. С ним ознакомила ответственный секретарь комиссии Н.Ф. Начинкина.
     Участники «круглого стола» обратили внимание на актуальность данной темы - к сожалению, все большее распространение получают такие факторы, как недоброжелательность, агрессивность, озлобленность. Причин тому немало, а значит необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности. Каждый знает - нет ничего дороже и важнее для всех нас, как жить в мире и согласии, а все проблемы решать легитимным путем. Однако миролюбие нередко отступает, когда обостряются чьи-то политические амбиции, возникают конфликты - межнациональные и на религиозной основе, проявляется под самыми разными личинами экстремизм. В противоправные действия, как мы нередко узнаем из новостных программ электронных СМИ, вовлекается неискушенная молодежь. Иногда это происходит под влиянием взрослых или от желания доказать свою исключительность, как-то выделиться среди других. Случается, объясняют свое участие самыми благими намерениями или просто незнанием, какую ответственность могут понести за содеянное. Незнание закона, как известно, от нее человека не освобождает.
     Научить подрастающее поколение толерантному отношению к окружающим, правильно оценивать ту или иную ситуацию, жить в разноликой среде, не поддаваясь на разного рода провокации - дело непростое. Семья и школа, культурная и духовная среда - все это влияет на воспитание толерантности, которая понимается в общепринятом толковании, как терпимость, снисходительность по отношению к чьему-либо взгляду и самовыражению.

Потребность
нашего времени


     Опытом работы в этом направлении на заседании “круглого стола” поделилась заместитель директора по воспитательной работе базовой Инжавинской средней школы О.А. Зоткина.
     - Сотрудничество и толерантность - это те понятия и цели, без которых вообще невозможны какие-либо преобразования в современной школе, - заметила она и рассказала о том, что Инжавинская школа реализует программу: “Толерантность - потребность нашего времени”. Ее целью является воспитание в подрастающем поколении готовности и потребности в конструктивном взаимодействии людей и их групп, которые различаются по национальному, религиозному признакам, а также людей с ограниченными возможностями. Ключевые задачи - воспитание терпимого отношения к их особенностям в поведении, умения жить в коллективе и принимать общественное мнение этого коллектива. Ольга Александровна напомнила, что ноябрь, в котором отмечается Всемирный день толерантности, в школе проходит под девизом “Месяц культуры семейных ценностей”. В его рамках там проводят два крупных общешкольных мероприятия - “День матери” и “Фестиваль творческих семей”.
     - Вот уже шестой год подряд проводим эти мероприятия в школе, самые наверное теплые. Мы с какой целью их проводим? Изучаем ценности, традиции семьи действительно независимо от того, каких она религиозных взглядов и национальности.
     О последнем мероприятии О.А. Зоткина рассказала в районной газете в статье “Радуга семейных талантов” (№ 49 от 4 декабря 2013 года). К слову, все свои мероприятия педколлектив освещает на школьном сайте. Теперь же, в качестве примера, она обратила внимание на то, как откликнулась принявшая участие семья с ограниченными возможностями - Аносовых.
     - На общих основаниях они представили презентацию - написали стихотворение собственного сочинения. Представляя свою семью, рассказывая о традициях, быте, завершили словами, которые отложились на сердце: “Приходите в гости к нам, вам у нас понравится”. Захотелось действительно побывать у них в гостях - настолько они с душой пригласили, были очень счастливы, что востребованы, интересны другим людям.
     Участники «круглого стола» также узнали: реализуемая в школе программа предусматривает несколько этапов.
     Первый - самообразование, то есть ребята ищут объяснение слову толерантность. Толкуют его, как признание, принятие и понимание, способность видеть в каком-то человеке именно носителя других ценностей, положительно относиться к этим отличиям и понимать. Ольга Александровна также заметила, что такие мероприятия помогают по-настоящему объединить детей и родителей, людей, стереть все границы непонимания между ними.
     Она привела много других примеров воспитательной роли общешкольных мероприятий, рассказала, как адаптировался в коллективе старшеклассник, недавно прибывший на жительство в наш район из Сирии, как помогали этому его новые одноклассники – толерантность налицо. В этой школе обучаются дети разных национальностей, есть из Калмыкии, Казахстана, Армении и Татарстана. И никто не делает между ними различий, все дети дружны.

Это наша
совесть


     По мнению учителя начальных классов О.И. Поповой, толерантность - понятие более глубокое, чем его трактуют сегодня, терпимость и толерантность - разные вещи.
     - Терпеть можно боль, лишения, страдания - это к православию ближе. А толерантность - принятие инакомыслящего, не такого, как я. Принятие - согласие с чем-либо, а почему мы должны подряд со всеми соглашаться и терпеть, если некоторые не считают нас за людей? - возразила она. Как же быть? Ответом послужил приведенный ею пример учеников-четвероклассников на вопрос: что такое счастье? “Это когда частичка Бога живет в нас. Это наша совесть. А несчастный это кто? «Кто без этой частички”, - считают они. И прокомментировала:
     - Дети понимают, что человек должен жить по заповедям Божиим, а в них ничего такого невыполнимого нет. И любая религия: буддизм, ислам учит добру, милосердию и состраданию.
Ольга Ивановна привела в пример и ответы студентов одного из столичных вузов: в ходе анкетирования главными ценностями в жизни они назвали материальное благополучие, социальную удовлетворенность. А такие понятия, как честь и совесть, поставили на десятое место. Вывод напрашивается сам собой. Воспитание нынешнего юного поколения, убеждена, надо начинать с родителей. В этом замечании есть свой резон, хотя, как заметили другие участники “круглого стола”, на лектории и родительские собрания ходят, как правило, одни и те же родители - из благополучных семей, которые в общем-то не нуждаются в разъяснении необходимости воспитания у детей и подростков толерантности. И в то же время расстрелявший учителя и полицейского московский школьник - об этом тоже вспомнили участники “круглого стола” - как сообщается в прессе, из благополучной семьи. Тут есть над чем задуматься всем нам.
     - Не может быть образования без воспитания. Духовно-нравственное, нравственность - это производное от духа. Мы настолько слабы духом от того, что духовно не воспитаны,- таково мнение этого учителя.
     Она привела интересный пример о семье, приехавшей из Таджикистана, - селяне неодобрительно восприняли ее, когда увидели размещенные на дворе для просушки красивые ковры. Посчитали - семья эта кичится своим богатством.
     - В то время как у таджиков ковер в доме такая же необходимость, как, к примеру, у нас, фуфайка. Это неотъемлемый атрибут их домашнего быта, а не роскошь, не украшение дома, - рассказывала Ольга Ивановна. И тогда она пригласила эту бабушку в школу, попросила рассказать детям, как таджики эти ковры изготавливают, как получаются такие узоры и краски, какой это нелегкий труд, о семейных традициях. Дети поняли: у таджиков ковер - не признак богатства, не желание выделиться среди других, и прониклись уважением к труду мастеров. А бабушка, когда ее доброжелательно выслушали, пошла домой окрыленная - она встретила понимание. Наглядный пример воспитания толерантности.

На примере доброго
и прекрасного


     Заведующая отделом межпоселенческой библиотеки по работе с детьми Т.Н. Карпова в качестве примера по воспитанию у детей толерантности, необходимых моральных качеств рассказала о проводимых мероприятиях на основе книги Дмитрия Лихачева “Письма о добром и прекрасном”.
     Начальник отдела администрации района по молодежной политике, физкультуре и спорту О.Г. Пронина заметила, что надо обращать внимание в этом важном деле не только на несовершеннолетних, а и молодежь более зрелого возраста.
     Инспектор направления по делам несовершеннолетних ОМВД России по Инжавинскому району М.В. Любакова сообщила, что у нас в районе не зарегистрировано среди несовершеннолетних противоправных деяний такого рода - нетерпимости к кому-либо по национальному или религиозному признаку. Но это вовсе не значит, что нет необходимости вести такую воспитательную работу и можно успокоиться.
     - Нам с вами нужно работать в этом направлении, учить детей быть готовыми к разным ситуациям, чтобы знали, как правильно поступить. И родителям рассказывать, какая беда может подстерегать их детей, подсказать им, как надо объяснить ребенку.
     Рассказала, с каким интересом старшеклассники (8 - 11 класс) восприняли проводимую ею беседу о преступлениях именно экстремистского характера. О приведенном им примере, когда взрослые подначивали несовершеннолетних, вовлекая в беду, говорили: “ Иди, пошути, это игра такая, будет прикольно, сделай то-то”, а на самом деле это было преступление. Заметила, что и педагоги не всегда знают, какое действие является противоправным, как надо реагировать.
     Выразила свою готовность помогать любому педагогу, любого учреждения, прийти и поучаствовать в каком-то мероприятии этой направленности. Отметила: несмотря на тенденцию снижения в нашем районе правонарушений среди подростков, по сравнению с уровнем прошлого года тревожит рост преступлений группового характера. Если в прошлом году один ребенок был замечен в этом, то в нынешнем году уже семеро детей приняли участие в совершении групповых преступлений. Что не решится сделать один ребенок, он легко может сделать в паре с кем-то. Поэтому нужно смотреть и разъяснять противоправный характер тех же ребячьих разборок. Могут пойти и вместе с применением силы “выяснять отношения” с ребятами соседней улицы или микрорайона - такое бывало.

* * *

     Подводя итоги беседы за “круглым столом”, а свои мнения также высказали начальник отдела образования Г.А. Вахрушева, начальник отдела культуры Е.Ф. Кострова, педагог дополнительного образования С.М. Сливина и другие, председательствующий А.А. Королев констатировал: в нашем районе среди несовершеннолетних и молодежи неформальных объединений нет, определенная работа по воспитанию толерантности в школах и учреждениях культуры проводится, ее необходимо вести еще более целенаправленно. Он предложил участникам “круглого стола” поглубже подумать над этим вопросом и наметить совместный план работы.

 
Автор: 
Любовь Пьянова
Читайте также:
Наверх