“Главное - научить подростков правильно распоряжаться своим свободным временем. Воспитательно-профилактический процесс проходит значительно успешнее, если он опирается на знание их интересов и потребностей в сфере досуга".
Из комплексной программы профилактики правонарушений и преступлений в Тамбовской области "Не оступись" на 2013-2015 годы.
В июне 2013 года губернатор Олег Бетин подписал постановление об утверждении комплексной программы профилактики для несовершеннолетних в Тамбовской области «Не оступись!» на 2013-2015 годы. И теперь на базе МБОУ ДОД ЦДОД действует муниципальная опорная площадка «Подросток и общество». В апреле в администрации города Моршанска прошло заседание комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. На нем был заслушан доклад Екатерины Александровны Энговатовой о результатах работы этой комплексной программы за отчетный период с 5.07.13 г. по 31.03.14 г. в нашем городе.
На заседании присутствовали: председатель КДН и ЗП при администрации города В.М.Байгузова, заместители председательствующего: Е.С.Зенина, М.А.Симагина, ответственный секретарь А.А.Губина, а также члены комиссии: О.А.Беляева, О.А.Гусева, Г.Н.Зебрева, О.Б.Кербель, И.М.Копылова, С.А.Малышева, Т.В.Медведева, В.В.Панкратьева, А.Н.Фролкин, Л.Н.Шишкина и заведующий социально-педагогическим отделом «Доверие» Е.А.Энговатова. В мероприятии принимала участие старший помощник прокурора города О.И.Полякова.
В своём докладе Екатерина Александровна отметила основную цель муниципальной опорной площадки: максимальное вовлечение несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом, в продуктивную внеурочную деятельность. С 5 июля 2013 года по 31 марта 2014 года были разработаны три программы: «Мир реальный и мир виртуальный», «Мир моего общения», которые уже реализованы, и программа «Мир профессий», рассчитанная на детей от 11 до 14 лет (будет реализована в летний период в оздоровительном лагере дневного пребывания).
На опорной площадке большое внимание уделяется не только детям, но и родителям. Введена новая услуга по их просвещению «Родительская школа». Данная технология предполагает проведение для родителей просветительского курса в форме интерактивных занятий: бесед, тренингов, ролевых игр, практикумов. «Родительская школа» раскрывает основы психологической культуры семейных отношений. Программа рассчитана на родителей, имеющих детей от рождения до 18 лет, а также тех, кто готовится стать родителями. Целью технологии является повышение уровня компетентности родителей в вопросах воспитания и развития личности детей.
Специалисты муниципальной опорной площадки, как подчеркивалось в докладе Е.А.Энговатовой, взаимодействуют с органами и службами профилактики: комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, с органами внутренних дел, органами социальной защиты, опеки и попечительства, здравоохранения, службой занятости. Главное в их работе - научить подростков правильно распоряжаться своим свободным временем. Специалисты площадки направляют детей в объединения ДЮСШ, ЦДОД, ГДК.
Екатерина Александровна указала и на то, что с каждым подростком специалистами опорной площадки проводится первичная диагностика по выявлению уровня самооценки, тревожности, агрессивности, пропусков занятий в школе, взаимоотношению с родителями, педагогами, сверстниками и занятости подростка в кружках по интересам.
В декабре 2013 в ЦДОД состоялась презентация муниципальной опорной площадки «Подросток и общество». На нее были приглашены ведущие специалисты администрации и комитета образования, инспекции по делам несовершеннолетних, завучи по внеклассной работе школ и техникумов, классные руководители, родители и подростки.
Как было подчёркнуто в выступлении, подростки из целевой группы принимали участие в мероприятиях по пропаганде здорового образа жизни, воспитанию гражданской позиции, патриотизма, формированию уважения к традициям. С подростками из целевой группы психологом и социальным педагогом МОП проводилась индивидуальная и групповая работа. Организовывались также групповые лекции, беседы и тренинги: «Кто я?», «Дороги, которые мы выбираем», «Вредные привычки», «Ваши права и обязанности».
В выступлении приводилась статистика, в соответствии с которой 54% подростков посещают учреждения дополнительного образования, секции, 46% не заняты нигде.
Екатерина Александровна сказала об ожидаемом результате работы специалистов МОП: повышение мотивации подростка на успешность и самостоятельность; коррекция всех сфер жизнедеятельности подростка при взаимодействии команды, специалистов; отвлечение внимания несовершеннолетних целевой группы от асоциальной среды и помощь им в выборе продуктивной деятельности; организация различных форм деятельности несовершеннолетних целевой группы интенсивной школы. Докладчик также отметила положительный результат работы МОП: 15 человек сняты с учёта КДН и ПДН.
В подростковый период у ребят развиваются новые социальные качества, подросток по-новому смотрит на себя и окружающих, ищет новые пути утверждения своей независимости и самостоятельности. Именно поэтому в этот период у несовершеннолетних увеличиваются шансы пополнить категорию трудных подростоков. Как показывает практика, с каждым годом число таких детей постепенно растёт. Очень важно, чтобы в этот момент рядом с ребёнком и его родителями оказались люди, которые сумеют помочь и направят на путь исправления.