«Старообрядчество» – услышав это слово, сразу вспоминаешь протопопа Аввакума, боярыню Морозову, благословляющую народ двумя перстами, да, пожалуй, еще неких бородатых мужиков, спасающихся в лесах, готовых пойти на плаху за свои убеждения и приверженность старой вере. Некоторые еще, пожалуй, припомнят Агафью Лыкову – отшельницу из таежных лесов, воспетую Василием Песковым в сочных многочисленных очерках «Комсомольской правды». И это весь «интеллектуальный» багаж среднестатистического обывателя об обряде, который заложил Русь изначальную, благословил на духовные подвиги св. Сергия Радонежского и Иосифа Волоцкого, Нила Сорского и Димитрия Донскова.
***
«Раскол» - этот агрессивный и неприятный термин, следствие периода реформ патриарха Никона 17 века, «клеила» желающим жить обычаями древности враждебно настроенного к всякой вере власть советская. Она же боролась со старообрядцами отнюдь не милосерднее, чем с духовенством и мирянами церкви, реформированной при царе Алексее Михайловиче.
Моршанск – не таежный тупик, а средняя полоса России, город глубоких церковных традиций и церковного благочестия. Заложен был также во времена, когда все русские люди осеняли себя крестным знамением из двух перстов. И в первых его церквях службы велись по «неисправленным» книгам. Потом, когда провел реформы Никон (1650-е годы), старый обряд (ну какая вера может быть старой?! «Христос вчера, сегодня и во веки один и тот же!» - так говорит апостол Павел) оказался под запретом. Однако те, кто внутренне не принял сего, так и остались при своем. И жили, и трудились, и старались не только для себя, но и для становления и украшения всего нашего города. И если в начале 20-го века вся Российская империя знала имена купцов-староверов Солдатенковых, Рябушинских и Морозовых, то Моршанск того времени уважал Фоминых и Никифоровых. Кстати, и ныне за административным зданием города стоит несколько ветшающих зданий, когда-то принадлежавших им.
В Моршанске старообрядческого храма не было вплоть до начала 20-го века. Летопись Свято-Троицкого собора (1880-е годы) отмечает, что на Тамбовской улице (нынешняя Интернациональная) у старообрядцев имелся молитвенный дом, был также свой поп. Есть основание полагать, что находился этот дом в районе современного стадиона им. Боброва. Уже в конце 19-го века старообрядцы имели свое кладбище в кочетовском бору. И ныне оскверненные могилы, развороченные памятники и склепы – укор живущим сегодня.
В 1905 году государь император Николай II своим указом ликвидировал несправедливость, и по городам и весям Руси стали активно строиться старообрядческие церкви. В Моршанске на Софийке (сегодня ул. Лотикова) купчиха Мария Ивановна Смесова (урожденная Никифорова) на усадебной земле смесовского особняка заложила церковь Успения Божией Матери. Интересный факт: ее супруг Александр Смесов – городской голова и председатель попечительства Троицкого собора – в 1904 году встречал государя и принимал его в своем доме.
***
Успенская церковь была окончена постройкой примерно за год. В 1914 году храм торжественно освятил епископ Иоасаф Калужский при стечении членов старообрядческой общины города. Церковь получилась загляденье, она сразу стала одной из архитектурных гордостей Моршанска. Когда смотришь на нее, сразу возникает впечатление чего-то знакомого, теплого, будто ощущаешь присутствие некой родовой памяти. Основа архитектурного облика – элементы храма Василия Блаженного на Красной площади Москвы. И в то же время, несмотря на древний облик, при постройке храма использовались самые новейшие на то время, приемы и технологии: внутренний шатровый купол – бетонный, раствор – не известковый, а цементный, отопление – водное. Эти новшества тогда в Моршанске были применены впервые (!), вот вам и опровержение «дремучести» староверов.
Тем не менее без духовной составляющей любая культовая постройка – всего лишь красивое здание, и не более. С момента освящения Успенская церковь стала центром духовной жизни городской старообрядческой общины. А затем грянула великая беда. Советская власть пыталась уничтожить православие как нового, так и старого обряда. В 1929 году Успенскую церковь решили разобрать на кирпич. Староста прихода Иванов попросил защиты у своего однофамильца, директора городского музея Петра Петровича Иванова. Здание уцелело – Божия Мать не попустила разобрать его для постройки какого-нибудь сарая. Но богослужения в церкви прекратились. Бесценные иконы, веками сберегавшиеся в семьях старообрядцев (один только купец Фомин при освящении храма пожертвовал 30 образов), конфисковали в музей, часть попала в Тамбовскую картинную галерею, четырехярусный иконостас демонтировали…
А старообрядцы вновь ушли «в подполье» и молились по домам. Последний священник храма Илья Степанович Киселев в 1937 году был арестован и осужден: тройка приговорила 71-летнего старика к длительному сроку заключения. Судьбу его – Господи, веси…
Здание церкви занял сначала запасник музея, затем в нем разместили продуктовый магазин. Более всего он был популярен у выпивох. Спиртное отпускали через «кормушку» под колокольней, собирая разгоряченные матерящиеся очереди. Все это было не просто кощунственно, унизительно, но и оскорбительно для православных. В начале 1990-х годов магазин наконец выселили, а здание поставили на реставрацию. О ее качестве разговор отдельный. Тем не менее, когда церковь привели в удовлетворительное состояние, встал вопрос о том, что в ней теперь разместится.
А в это время на просторах Руси, да и в Моршанске тоже, уже во всю вербовали адептов эмиссары различных западных сект. Имея средства «в зеленых», они главной целью ставили власть над душами и могли позволить себе многое. При наличии средств, по их мнению, совершенно не обязательно иметь исторические корни на родной земле. Правда, раздавались и робкие голоса возобновить здесь храм, но в нем вновь разместили запасник (по сути) местного музея…
***
В конце 1990-х годов храм вроде бы вернули образовавшейся старообрядческой общине, потом забрали вновь. Отдали церковь старообрядцам только зимой 2013 года. Сразу развернулись активные ремонтные работы на средства благотворителя. Его мама стояла у истоков возрождения общины. В то же время внутри храма зазвучали молитвы. Впервые за многие десятилетия церковь была открыта в Пасхальную ночь!
В первый престольный праздник день Успения Божией Матери (15 августа по старому стилю) сего 2013 года молебствие в церкви провел иерей Никола Бобков. Это не было полным богослужением – в храме пока еще нет престола и антиминса, иконостаса. Тем не менее, оно состоялось. Отрадно было видеть мужчин в косоворотках, женщин в сарафанах, слышать древний знаменный распев.
В своем слове отец Никола поблагодарил всех тех, благодаря кому стало возможным возобновить храм: и трудившихся, и жертвовавших, и молившихся, для Бога все одинаково важно. «Сейчас, видно, время пришло ожить сей церкви», - сказал отец Никола. Иерей Никола – сын известного в советское время старообрядческого священника Евгения Алексеевича Бобкова, миссионер и проповедник. В перечне его миссионерства – даже проповедь Слова Божия неграм в Уганде. По окончании молебствия прихожане обратились к отцу Николе (есть такая традиция в старом обряде) стать настоятелем Успенской церкви.
Кроме восстановительных работ, прихожанам храма предстоит сделать очень многое. А самое главное – полнокровное возрождение общины. Они верят: Божия Мать не оставит всех уповающих на нее.