Полководцами не рождаются
Грохот многих десятков орудий, меткие попадания наших снарядов так подействовали на немцев, что они побежали из города, бросая боевую технику, обозы с награбленным добром…»
За время войны его трижды считали убитым. Но командир 15-й лёгкой артиллерийской Львовской бригады 3-й артиллерийской дивизии прорыва 1-й гвардейской армии 1-го Украинского фронта полковник Пароваткин выжил, став Героем Советского Союза.
Начало Великой Отечественной войны застало майора Дмитрия Николаевича Пароваткина на штабной работе в Наркомате обороны СССР. «Моей задачей было, - читаем в его воспоминаниях, - отбирать из действующей армии командиров-артиллеристов для формирования подразделений ракетных установок - «катюш». Приходилось выезжать на фронт, видеть войну своими глазами. И зрелище было не для слабонервных»…
В декабре 1941 года после неоднократных рапортов с просьбой отправить на фронт Пароваткина назначили командиром артиллерийского полка. Впрочем, легко сказать - полка. Надо было в кратчайшее сроки отобрать личный состав, а главное - научить воевать.
Подготовку полка к боям предстояло завершить контрольными стрельбами. Однако артиллерийского полигона поблизости не оказалось. Был небольшой стрелковый, но для пушек нужно было гораздо больше «жизненного пространства».
«Пришлось пойти на рискованный шаг, - вспоминал после войны Дмитрий Николаевич. - Пре-дупредив жителей небольшого подмосковного городка, где располагался полк, мы по одну сторону его выбрали огненные позиции батарей, а по другую - район целей. Таким образом, снаряды пролетели над городом. Выпустили их тогда более тысячи. Конечно, картина, хотя и любопытная, однако не из приятных. Но жители понимали нас, да и артиллеристы не сплоховали, всё обошлось».
…и удостоился ордена
Есть и другие воспоминания Дмитрия Пароваткина, которые ещё при жизни автора были напечатаны в районной газете «Народная трибуна». Вот лишь несколько эпизодов.
« …В первый год войны на одном из участков Западного фронта советские и немецкие войска перешли к обороне. Гитлеровцы вели себя беспечно и нахально, с утра и до ночи над их блиндажами и землянками курился дым. Короче говоря, немцы на глазах у красноармейцев решили устроить себе «тёплую жизнь». Надо было дать им почувствовать, что русская земля для врага - не тёплая печка… В ту пору, поздней осенью, ночи были длинные и тёмные, часто шли холодные дожди с порывистыми ветрами. Вот и решили мы послать под покровом темноты в нейтральную полосу, ближе к немецкой обороне, группу артиллеристов-разведчиков. Задача была - отрыть, приготовить огневую позицию для орудия, которое в нужный момент будет стрелять по врагу прямой наводкой…
В другом же месте, под носом у неприятеля, готовилась ещё одна огневая позиция нашими артиллеристами и разведчиками. И всё повторялось вновь. Таким образом, наш артиллерийский полк за сравнительно короткий срок уничтожил 90 дотов, дзотов, огневых позиций и командных пунктов противника. Многие артиллеристы за эту «новинку» были награждены орденами и медалями. Я был удостоен ордена Боевого Красного Знамени».
Второй Сталинград
А был и такой случай. После освобождения Львова, 27 июля 1944 года, лёгкой артиллерийской бригаде полковника Пароваткина было приказано срочно выдвинуться к Перемышлю, чтобы поддержать огнём наши танки и пехоту. Но, как вспоминал Дмитрий Николаевич, случилось непредвиденное…
«…Когда бригада подошла к Перемышлю, ни танков, ни пехоты там не оказалось. Мы опередили их. Так что пришлось решение принимать, как говорится, сходу. Тем более что противник уже начал обстрел. Медлить было некогда и я, развернув бригаду в боевой порядок, приказал накрыть массированным огнём опорные пункты немцев.
Нечасто такое случалось на войне, но в этот раз артиллерийская бригада полковника Пароваткина без помощи пехоты и танков овладела крупным городом. Теперь этот опыт артиллеристов изучают в военных училищах и академиях, а тогда, вскоре после взятия Перемышля, к его боевым наградам прибавился ещё один, полководческий орден Суворова II степени.
«За время войны, - читаю в воспоминаниях Пароваткина, - меня трижды считали убитым. Однажды вблизи разорвался снаряд, меня завалило землёй, место взрыва окутало дымом. Все подумали, что я убит, так и доложили командующему 1-й гвардейской армией генерал-полковнику А. Гречко, будущему министру обороны СССР. Но смерть и на этот раз промахнулась: когда меня откопали, то оказалось, что новенький полушубок был в нескольких местах порван, распорот осколками снаряда. А я остался невредим, не считая небольшой контузии».
Случилось всё это зимой 1944 года во время Корсунь-Шевченковской операции в Правобережной Украине. Здесь, к западу от Днепра, в окружение угодило свыше десяти гитлеровских дивизий. По существу это был второй Сталинград, только теперь не на Волге, а на Днепре.
Чтобы кольцо окружения стало надёжнее, 15-й лёгкой артиллерийской бригаде приказали срочно выдвинуться к месту возможного прорыва гитлеровцев. Пришлось совершить 450-киллометровый марш-бросок в район боевых действий.
Трое суток бригада двигалась по бездорожью в указанный район. Прямо с ходу готовились к бою. О том, чтобы отдохнуть, обсушиться, и речи не велось. Не успели даже окопы отрыть, как противник, пользуясь непогодой, сильной группировкой, до двадцати тысяч человек, пошёл на прорыв.
«Всем к орудию!»
Артиллеристы подпустили гитлеровцев на 500-600 метров и открыли ураганный огонь из всех орудий. Около часа продолжался бой, а когда всё затихло и прекратился снег, стало видно, что всё поле завалено трупами врагов.
Погода, между тем, преподнесла ещё один сюрприз. К вечеру, после мокрого снега и горячки боя, хватил мороз. Вся одежда заледенела, стала колом на бойцах. Но об этом вскоре пришлось забыть - передовые дозоры сообщили, что тьма-тьмущая фрицев движется к огневым позициям бригады.
«Всем к орудию!» - подал команду командир. Подпустили врага на этот раз ещё ближе - 200-300 метров, открыли огонь. Но фашисты, как очумелые, бросились прямо на орудие. Завязалась рукопашная схватка. Били гитлеровцев всем, что попадало под руку, - из оружия, ломами, лопатами…
Пароваткину тоже пришлось участвовать в этом бою, длившемся около двух часов. Отбились. Тогда комбрига и представили к званию Героя Советского Союза…
Так воевал Дмитрий Николаевич Пароваткин и его 15-я артиллерийская бригада 3-й дивизии прорыва Резерва главного командования. Была бригада ещё и Краснознамённой, а за освобождение Львова получила почётное наименование «Львовская».
Его именем названа улица
Войну Дмитрий Николаевич со своей героической бригадой закончил в Германии, неподалёку от Дрездена. Однако артиллеристам пришлось совершить ещё один марш-бросок, чтобы помочь восставшим жителям Праги. Они огнём своих орудий помогли сокрушить последние очаги сопротивления гитлеровцев. То были, судя по всему, последние залпы Великой Отечественной войны…
После победы Дмитрий Пароваткин ещё почти четверть века служил в Советской армии, окончил высшие курсы при двух академиях - артиллерийской и Генерального штаба. В его послужном списке высокие должности в Советских Вооруженных силах, ему присваивают звание генерал-майора, а затем генерал-лейтенанта. На парадном кителе Дмитрия Николаевича, который бережно хранится в семье, 25 наград, в том числе ордена Суворова II степени, Александра Невского и другие.
В 1969 году по состоянию здоровья Пароваткин ушёл в отставку. Но и здесь он сохранил верность родной армии - активно занимался военно-патриотическим воспитанием молодёжи, встречался, беседовал с допризывниками, помогал в работе ДОСААФ. Стал чаще приезжать в свои родные края, в село Бондари, где знаменитого земляка встречали тепло и сердечно.
Герой Советского Союза, генерал-лейтенант артиллерии Дмитрий Николаевич Пароваткин умер 3 июля 1983 года. Добрый след на земле, в сердцах и памяти людской оставил этот замечательный человек - защитник Отечества, талантливый полководец и добрый наставник молодёжи. Его именем названа одна из улиц села Бондари. Память о герое-земляке бондарцы бережно хранят, документы о его боевом пути находятся в районном историко-краеведческом музее и школе, где он когда-то учился.
К 85-летию района, по инициативе главы администрации района Александра Воробьёва, имя Дмитрия Николаевича Пароваткина в числе других Героев Советского Союза было увековечено на Доске почёта. Вечная им слава и память!