Стоимость билетов на плацкартные места для пассажиров, не имеющих прав на льготы, в 2013 году может вырасти на 60 процентов. Об этом заявил вице-президент РЖД Михаил Акулов в ходе общественных слушаний проекта бюджета на 2013 год. Размышления о повышении тарифов, уровне транспортной дискриминации, и о существенном плюсе советского режима читайте ниже.
Как-то недавно мы с другом, который придерживается умеренно левых взглядов, дискутировали на тему, когда лучше жилось трудовому народу - сейчас или при советской власти. Мы перебрали все возможные доводы и аргументы, все сферы жизнедеятельности, перечислили все преимущества и минусы той и этой систем. И вот, одним из плюсов старого режима, с которым мне было трудно не согласиться, является доступный железнодорожный транспорт. И, кстати, не только железнодорожный.
Да, за границу во времена «железного занавеса» было попасть довольно непросто, но это уже другая, отдельная тема для разговора. Но, например, мои родители, да и многие люди в то время могли преспокойно разъезжать по всему Советскому Союзу. Вспоминаю рассказы старших коллег, для которых в порядке вещей было сесть в вагон московского поезда в субботу, купить в столице дефицитных сосисок, сходить на пару выставок и вернуться домой. И все это было делом материально не обременительным.
А сейчас все выглядит по-иному. Недоступная доступность. Так можно охарактеризовать в нынешнее время конституционное право человека на свободу передвижения. Право на передвижение, безусловно, есть, но оно просто не по карману многим гражданам. А ведь это разрыв связей в рамках страны, а то и региона. Мне и моему другу, да и массе людей с нашими доходами не то, чтобы съездить за границу, покататься по родной стране весьма проблематично.
И тут обещание повысить цены, которое коснется как минимум 70 процентов пассажиров. Исключение составит лишь молодежь до 23 лет и пенсионеры, достигшие 60-летия.
А дело в том, что открытое акционерное общество «РЖД» ежегодно получает субсидии, выделяемые государством на поддержку пассажирских перевозок в плацкартных и общих вагонах. Средняя стоимость билета в плацкартном вагоне составляет 1200 рублей, из которых пассажир платит 800 рублей, а 400 - государство. Но, в 2013 году сумма господдержки будет существенно снижена, что как раз и вызовет ценовой «взлет».
«Российские жадные дороги» - многие россияне уже давно именно так окрестили эту организацию. Теперь из этой аббревиатуры можно будет вывести и другое - «Российская жестокая действительность», благодаря которой воспользоваться услугами этого в кавычках социального перевозчика станет роскошью.
«Нет смысла давать всем. Если ты в трудоспособном возрасте - извини, заплати по полной», - заявляет министр финансов Антон Силуанов. Ну что же, это вполне нормальная фраза для капиталистического государства. Но не стоит забывать, что РЖД - монополист в сфере железнодорожных перевозок и потому диктуют свою ценовую политику. Быть может, при ситуации, когда перевозки стали бы уделом частного бизнеса, появился бы выбор, и в результате конкурентной борьбы не нужно было бы платить больше. Хотя печальный опыт перехода стратегических государственных отраслей в частные руки не всегда приносит ожидаемые плоды. Вспомнить хотя бы злосчастную реформу ЖКХ и появившиеся повсеместно управляющие компании - мыльные пузыри.
За что платить такие деньги? Еще один закономерный вопрос зачастую рождается в сознании пассажира при воспоминаниях о старых и душных плацкартных вагонах.
И что самое досадное - в нашей контрастной стране, в которой центр и провинция - это как Штаты и Мексика, доступный пассажирский транспорт исчезнет, прежде всего, в депрессивных регионах.
А пока возмущенные россияне, выпуская пар во Всемирной паутине, называя действия государства-монополиста ошибочными и антисоциальными, проводят аналоги с царским крепостническим гнётом и большевистской политикой отбирания паспортов у колхозников. Так что остается ждать мудрого и окончательного решения правительства и готовиться осваивать навыки путешествия автостопом или обзаводиться собственным транспортом, в надежде на то, что бензин раз так в «цать» не вздорожает.
Полезная информация
Через Тамбов пустят дополнительные поезда
Для удовлетворения повышенного спроса на железнодорожные пассажирские перевозки в праздники через Тамбов будут
курсировать следующие дополнительные поезда:
1 ноября - дополнительный поезд №507 Тамбов - Балашов.
2 ноября - поезда №508 Балашов - Тамбов и №111 Воронеж - Санкт-Петербург (через Тамбов)
3 ноября - поезд №112 Санкт-Петербург (через Тамбов)
4 ноября - поезд №111 Воронеж - Санкт-Петербург (через Тамбов)
5 ноября - поезда №544 Балашов - Тамбов, №580 Тамбов - Москва, №112 Санкт-Петербург - Воронеж (через Тамбов)
6 ноября пустят два поезда вне расписания -
№543 Тамбов - Балашов и № 579 Москва - Тамбов.