Свобода - это… ответственность
Ищите Бога, ищите слёзно,
Ищите, люди, пока не поздно;
И днём, и ночью, в мороз и вёсны
Ищите Бога, пока не поздно.
Ищите всюду, ищите каждый -
И вы найдёте его однажды.
И будет радость превыше неба…
Но так ищите, как ищут хлеба!
И. Абрамов
Семнадцатого января в Бондарской средней школе прошло заседание районного методического объединения, посвящённое духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.
Эта тема была выбрана неслучайно. Снижение нравственного уровня у молодёжи, рост преступности, наркомании, жестокости становятся всё более актуальными. Именно эти причины явились поводом к тому, что в 2010 году в школах начался небывалый по масштабам эксперимент, не только затронувший всех участников образовательного процесса, но и вызвавший широкий резонанс даже среди людей, далёких от образования, - введение комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
На идеях добра и человечности
Об этом на районном заседании говорила руководитель объединения Лидия Юрьевна Ходаева. В своём выступлении она представила результаты анкетирования родителей 12 субъектов РФ, которые выразили своё отношение к введению этого курса в школах. Анализ показал, что 64% опрошенных положительно относятся к введению нового курса в учебные программы общеобразовательных школ, 15% - отрицательно и 21% - никак.
Эти данные говорят сами за себя - в современном обществе возникла необходимость в «нравственном идеале», определённом «стержне жизни», который нужен во все времена. Курс «Основы религиозных культур и светской этики» - это принципиально новый шаг воссоединения обучения и воспитания. Светская и религиозная этика при этом не противопоставляются, а рассматриваются в контексте взаимодополнения, так как много точек взаимодействия, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения к человеку.
О большом воспитательном потенциале курса говорят итоги анкетирования среди родителей Бондарской школы, где уже закончился второй этап апробации предмета. 73% родителей видят положительное значение курса в воспитании культуры межнационального общения, уважения к культурным, религиозным традициям народов России, духовном и культурном развитии детей, повышения у них нравственности.
Учитель начальных классов Юлия Михайловна Свиридова подробно рассказала о процессе воспитания духовно-нравственных качеств у детей младшего школьного возраста.
Не могла данная тема не заинтересовать и отца Романа, настоятеля Свято-Троицкого храма села Бондари. Он являлся почётным гостем мероприятия и рассказал присутствующим о том, что Феофан Затворник в своих трудах говорил о проблеме духовно-нравственного развития человека.
О благодати Рождества Христова
Закончилось встреча «Праздником Рождества», который подготовила и провела Нина Петровна Выжанова с учениками 4 А класса. Перед выступлением к ребятам, которые собрались в зале, с напутственным словом обратился отец Роман. Он поздравил всех с праздником Рождества, пожелал добра, любви и послушания. Затем на сцене актового зала развернулось театрализованное представление. Своим выступлением ребята старались донести до зрителя всю торжественность и благодать Рождества Христова. А по окончании выступления Нина Петровна провела небольшую викторину, которая и показала, насколько хорошо бондарские ребята знают об этом празднике.
К заседанию была оформлена выставка православной литературы, и все желающие могли познакомиться с произведениями духовной направленности.
Иерей Виктор Лисюнин, проректор Тамбовской духовной семинарии:
- В последние годы мы начинаем образовывать ребёнка со слов о том, что он свободен от всего. Мы наделяем маленькое существо свободой, не дав ему точки опоры, отпускаем в свободный полёт. А ведь формирование всей человеческой цивилизации строилось на запретах, рассматриваемых как некие защитные границы, помогавшие организовать нравственную свободу человека. Свобода в понимании церкви - ответственность. Чем более человек осознаёт себя более свободным, значимым - тем больше он начинает себя ограничивать, потому что он ответственен за окружающих.