Знаете ли вы, кто такой скутигара и чем он примечателен? Думаю, что немногие взрослые дадут правильный ответ на этот вопрос. А вот четвероклассник Николай Окунев знает. Он написал исследовательскую работу об этом паукообразном, длинноногом из отряда мухоловок насекомом. А называется она: “Бить или не бить, или Cкутигара - нам друг”. По всему видно, мальчик любознателен, наблюдателен, его очень интересует окружающий мир природы. Эту работу он представил на научно-практическую конференцию среди младших школьников “Мир глазами детей”.
В нашем районе такая конференция информационно-методическим центром системы образования проводится ежегодно - теперь уже в третий раз. Помощь в выборе темы, нужной информации и изложении своего исследования детям оказывают учителя начальных классов и родители. Николаю Окуневу в этом помогла учитель четвёртого класса Инжавинской средней школы Т.А. Ишина, а консультантом стал заместитель директора заповедника “Воронинский” по экологическому просвещению А.А. Егоров. Юному исследователю пришлось ответить на вопрос, почему он раньше никогда не видел таких насекомых, объяснить актуальность темы (оказывается, есть даже общество по защите скутигаров), а также поделиться своими методами наблюдений, сделать логические выводы и упомянуть источники получения информации.
Так, в соответствии с условиями научно-практической конференции, поступали и другие ее юные участники. Например, третьеклассница Оксана Демидова под руководством своей учительницы Г.В. Хохловой подготовила работу “Животные на Великой Отечественной войне”. Цель - показать важность участия животных, познакомиться с их “профессиями”. Мы много пишем и читаем о той войне, а вот об этой ее стороне знаем, к сожалению, очень мало. А детям это особенно интересно. Вот и Оксана в этой работе рассказала, как 40 тысяч служебных собак на войне выполняли самые разные функции: доставляли донесения, сбрасывали на рельсы взрывчатку, занимались поиском вражеских снайперов - “кукушек”, разыскивали на поле боя раненых и в определенной мере были для них санитарами, доставляя сумку с медикаментами, даже выносили с поля боя. А в Сталинградской битве принимал участие целый верблюжий батальон для переброски боеприпасов и продуктов. Вот сколько интересного узнала девочка при подготовке этой работы, а потом, когда начался очный тур по ее защите, она рассказала об этом другим ребятам.
Словом, темы были самые разные, каждая по-своему актуальна. Разве не важно детям знать о судьбе живущих рядом с ними ветеранов Великой Отечественной войны? Или о том, как надо питаться, чтобы хорошо учиться, что нужно сделать, чтобы компьютер стал добрым другом, или как дать вторую жизнь пластиковой бутылке? Эти темы легли в основу работы Вари Маркиной из 4-го класса, однофамильцев Димы и Ивана Евдокимовых из 2-го класса (руководитель Е.А. Окунева), Павла Кожаринова из 3-го класса (руководитель Е.В. Владимирова) Инжавинской средней школы. А Володя Лепа из 4-го класса не только раскрыл тему - как делают бумагу, но и отразил в своей работе проделанные им эксперименты по изучению впитываемости воды разными ее сортами. И даже поделился своим опытом по изготовлению бумаги в домашних условиях (руководитель А.В. Абросимова). Третьеклассница филиала «Кулевчинский» Вика Лозбякова сделала доклад о кошках: «Пять вопросов «Почему?» (руководитель Л.А. Жмырева).
Казалось бы, темы серьезные, а дети еще довольно маленькие, учатся только на первой школьной ступени. Но ведь они и самые любознательные! И если эту любознательность направить в нужное русло, побудить к исследованию и творчеству, главное - помочь в этом, то результат не замедлит дать о себе знать, особенно когда они повзрослеют. Отсюда начинаются творческие личности.
И не удивительно, что вот уже второй год к этому приобщают даже самых маленьких - первоклассников. Под руководством учителя первого класса С.В. Субботиной Оля Белякова, к примеру, представила на эту конференцию работу “Почему пингвины не летают?” Не каждый взрослый знает, что пингвины относятся к разряду птиц и ответит на этот вопрос. Вот вместе с детьми и пополняют свои знания их родители, помогая им в таком интересном деле - приобщении к познанию окружающего мира.
Каждый из 28 участников порадовал своей находкой в какой-то теме исследования. Все эти работы были представлены на заочный тур в декабре минувшего года. А в январе был очный тур, в ходе которого дети защищали свои работы в присутствии других ребят и учителей, объясняли все своими словами. Причем, на этот раз группы были разновозрастные, то есть первоклассники оказывались в одном ряду с ребятами постарше. Кто-то из учителей с такой постановкой дела не согласился, дескать, уровень развития-то разный. По их мнению, в этом туре, как и при общей оценке работы, должны предстать дети из одной школьной параллели. А методисты ИМЦ решили иначе: младшие должны наглядно учиться у старших, впитывать их опыт. К слову, самых юных участников - первоклассников- всегда поощряют всех без исключения, вручают грамоты и подарки.
Итоговая часть состоялась в первой декаде февраля и прошла в актовом зале администрации района, куда юные участники научно-практической конференции пришли с учителями, а многие и со своими родителями.
Для детей этот был праздник. Призерам разных категорий были вручены подарки и дипломы первой, второй и третьей степеней, за лучшие проекты - грамоты. Все участники получили сертификаты. А их учителя- Благодарственные письма.
Фото автора