Лента новостей
Статья2 октября 2013, 08:00

Откликнулись потомки графа из Америки

Поиск
увенчался находкой


Нет для краеведа большей радости, как получить отклик-весточку на сделанное им исследование, найти подтверждение фактам и узнать дополнительные сведения, проливающие свет на какие-то события, связанные с родным краем, людьми, что здесь жили когда-то и творили его историю. Учитель начальных классов Карай-Салтыковского филиала Красивской средней школы Ольга Викторовна Хахаева еще в бытность, когда это образовательное учреждение было средней школой, увлеклась краеведением и увлекла этим делом ребят. Они вместе стали заниматься поисковой деятельностью, чтобы познать историю своего села. Собирали экспонаты, беседовали со старожилами и записывали их рассказы, писали творческие работы и участвовали в муниципальных и областных краеведческих конкурсах.
Результатом этой совместной деятельности стало создание музейной комнаты и публикации в районной газете с рассказами о том, что удалось разузнать. Так, на страницах нашей газеты появились статьи о враче Дамире, о том, какую память о себе оставил граф Петрово-Соловово. Одну из творческих работ - “Из прошлого в настоящее” (версия, представленная в нашей газете, называлась “История села - история России”, автор - ученица Светлана Тельнова, научный руководитель - О.В. Хахаева, см. № 3 от 13 января 2011 г.) Ольга Викторовна разместила и на сайте школы.
Напомним: в селе Карай-Салтыково Инжавинского района располагалась одна из дворянских усадеб Тамбовской губернии - имение графа Михаила Михайловича Петрово-Соловово (1870 - 1954 гг.). Как упоминается в различных источниках, Петрово-Соловово были старинным дворянским родом, известным в Тамбовской губернии и не только, его представители владели этим поместьем не в одном поколении. Сам Михаил Михайлович, благодаря своим многочисленным поместьям с тремя тысячами десятин земли, был одним из богатейших людей Тамбовского края. Многие годы граф Петрово-Соловово избирался предводителем дворянства Тамбовского уезда.
Роскошная усадьба Петрово-Соловово включала в себя барский дом с зимним садом, домовую церковь, каретный двор, небольшой липовый парк с множеством цветников и беседкой. Рядом располагались собственный конный завод, мельница, табачные склады, винный завод, обширные скотные фермы. Петрово-Соловово получил графский титул через свою супругу - урождённую графиню Перовскую. Их дети получили право титуловаться графами Перовскими-Петрово-Соловово.
В творческой работе краеведов рассказывается, какой вклад внесли Перовские-Петрово-Соловово в развитие нашего края. На средства этого семейства в центре села на базарной площади был построен храм во имя Михаила Архангела - есть запись в архивных документах; построены женская гимназия и торговые ряды в Инжавине, открыт приют, которым заведовала Софья Вьюкова и дьякон Чернавский. Вместе с дворянами Чичериными, купцом Кокиным и другими способствовали строительству железнодорожной ветки от Иноковки до Инжавина.
В середине прошлого века в бывшей усадьбе располагался детский дом, который просуществовал до 70-х годов, - говорится в этой исследовательской работе и высказывается пожелание - найти потомков графа, узнать что-то новое о нем самом и пополнить школьный музей экспонатами.
Это пожелание неожиданно сбылось - отозвалась родственница графа, проживающая в Америке - Ксения Георгиевна Воеводская, которая носит титул - графиня Перовская-Петрово-Соловово. Она познакомилась с работой краеведов на школьном сайте и прислала по электронной почте письмо на имя О.В. Хахаевой. В нем тепло поблагодарила краеведа за добрую память о графе, которую хранят о нем земляки.
- У нашего графа была дочь - Мария Михайловна, - поясняет Ольга Викторовна Хахаева. - Она вышла замуж за Николая Степановича Воеводского - родственника адмирала Нахимова. У них родился сын Михаил Николаевич Воеводский, за которого и вышла замуж Ксения Георгиевна. А поскольку дети графа получили право титуловаться графами Перовскими- Петрово-Соловово, этот титул перешел и к внуку по настоянию деда.
“Ольга Викторовна, - говорится в этом письме, - бесконечно рада была получить от вас весточку. Моя покойная свекровь Мария Михайловна Воеводская, урожденная Перовская-Петрово-Соловово всегда вспоминала имение с большой любовью. Меня очень интересует все, что вы можете рассказать о нем. Теперь мне ясно, почему старый граф Михаил Михайлович так хотел, чтобы мой муж - его внук взял на себя его материнский титул. Ведь его дочь последняя из этого имения. Высылаю вам семейные фото. Буду рада с вами переписываться по электронной почте».
В следующем письме упоминается: “Фотографии, которые я вам послала, - из семейного альбома моей свекрови. Ее рукой написано, что это было снято в 1910 году. Значит, так выглядела усадьба тогда...
На одном из присланных ею снимков запечатлен дом графа и точкой отмечена комната, в которой родилась ее свекровь.
- Дом, который мы видим в селе сегодня, не является основным домом усадьбы, - поясняет после переписки с Ксенией Георгиевной О.В. Хахаева. - Возможно, это был гостевой дом или какая-то другая постройка. Посмотрите на присланный ею снимок - вот таким великолепным был барский дом, возле которого на одной из фотографий запечатлена сидящая на лавочке барышня. На другом снимке запечатлено - каким был спуск к реке, куда господа ходили купаться.

Из мемуаров
Михаила
Петрово-Соловово


Сохранились воспоминания Михаила Михайловича Перовского-Петрово-Соловово, где он рассказывает о своей бабушке по отцовской линии - Наталии Андреевне, которая жила с ними в Карай-Салтыково.
“Уважаемая старушка в молодости много жила в Париже, я помню, как она говорила, что провела вечер 2 декабря 1851 года в компании Наполеона 3-го. В то время он еще не выражал свои планы, тогда, как уже планировал государственный переворот в эту ночь.
Именины бабушки - был великий день. Многие приходили в этот день (26 августа по Григорианскому календарю, 8 сентября по новому стилю) поздравить ее. Сельский священник служил литургию в церкви рядом с большим домом. Церковь была построена рядом с могилой ее мужа. Затем большой обед был подан в просторном зимнем саду. Все привыкли называть его оранжерея. Там было много вина и веселья, всякие вкусные вещи были привезены из Саратова, с Волги - раки. Из Кирсанова приехал военный оркестр. Вечером местные крестьяне из соседних деревень приходили восхищаться на фейерверк. 27 - 28 августа гости ушли. Бабушка была в этом доме последний раз в 1892 году”.
Ксения Георгиевна прислала краеведам три странички из мемуаров графа, где он говорит, что достиг довольно зрелого возраста - 75-летия, решил написать краткие очерки своей жизни, повествующие некоторые более и менее интересные вещи, которые он видел и слышал.
“Такое решение мне кажется вполне естественным, были несколько возможно сенсационных эпизодов в моей жизни. Но все же были случаи, которые заслуживают записи. Много ошибок было сделано и у меня, иногда возможно не без помощи других, намного старше и опытнее, чем я сам. Но мой читатель, пожалуйста, помни: только человек, который ничего не делает, не ошибается. Роскошь и комфорт окружают меня со всех сторон... Отец был очень богатым землевладельцем Тамбовской губернии в юго-восточной России. Имение располагалось не очень далеко от Тамбова. Мы использовали эти места, чтобы провести лето. Зимы неизменно проводили в Санкт-Петербурге.
Некоторые из ранних воспоминаний моей жизни вернутся в Карай-Салтыково. Дом был наш очень большой даже по стандартам России. В 1905 - 1906 году вследствие волнений, которые вспыхнули по всей России, около половины было заложено в земельный банк. Довольно большая река Ворона, приток Хопра, который является притоком Дона, протекала через недвижимость вблизи того самого дома, где мы жили. Вернее - домов, их было несколько, главный из которых содержит около 28 комнат. Недалеко был Карай - приток Вороны, который присоединился к ней последним. Берега Вороны были частично покрыты лесом. Некоторые места были довольно живописны. Была даже гора не очень высокая, в этом случае большая редкость для этих степей. Железнодорожная станция была в пяти верстах от Карай-Салтыкова. Дороги были плохими, особенно весной и осенью. Но место усадьбы было очень привлекательное: степи, леса, реки и озера. Были красивые конюшни, большая водяная мельница и многое другое. Телефоны и электрический свет были установлены в годы 80-е. И был пароход нашего собственного имени “Колибри”, на котором мы иногда делали экскурсии по Вороне. В реке было много раков - очень большие...”
О раках, их ловле, в которой принимал участие и он (“часто бывал одним из этих потомков Адама”), кулинарных особенностях в мемуарах, хотя и кратко, но вспоминает с большой теплотой. Рассказывает, как подавали их к столу в больших блюдах.
“Другие землевладельцы жили на расстоянии более 10 миль, и я время от времени гостил у них. Бывал в гостях у мадам Чичериной в красивом имении под названием Караул. Там также протекала река Ворона, меньше, чем наша, но более живописно расположена”.
Рассказывается в его мемуарных записях о Борисе Николаевиче Чичерине, как о профессоре Московского университета, затем мэре Москвы и о причинах его ухода с этого поста. О том, откуда пошел его род - Перовских- Петрово-Соловово.
За поиском, уточнением и подтверждением некоторых фактов Ольга Викторовна обратилась в Российское Дворянское собрание - есть в Москве такая корпоративная общественная организация, объединяющая лиц, принадлежащих к российскому дворянству, и их потомков. Оттуда прислали копию родословной Михаила Михайловича Петрово-Соловово и теперь в школьной музейной комнате есть ксерокопия: “Русская родословная книга”, том второй, издание второе, Петербург, 1895 год”.
Известно, что прямой потомок владельца Петрово-Соловово после революции выехал в Бельгию.
В школьном музее есть записи воспоминаний старожилов. Вот одна из них.

Воспоминания

Татьяны
Дмитриевны
Мазаевой
:


“Об усадьбе Петрово-Соловово я впервые услышала шестилетней девочкой от дедушки Афанасия. Он любил нам рассказывать о жизни и своей работе в имении. У хозяина имения была очень большая конюшня и разные выездные тележки, сани, упряжь. Хозяин всегда предупреждал его о своих поездках, он осматривал лошадей и закладывал их для поездок. Дедушка Афанасий был очень трудолюбивый, у него во всем был идеальный порядок. Сбруя всегда начищена, колеса у тележки смазаны и никогда не скрипели. Выезды были разные: и в Кирсанов, и в Умет, а также по своей территории.
Зимой баре жили в столице. Перед Прощеным воскресением возвращались и устраивали веселые катания на лошадях”.

Юрия Николаевича
Рогова,
подполковника
в отставке:


“Когда я учился в Карай-Салтыковской средней школе, у меня был товарищ Николай Петров, который учился на класс старше. Он много рассказывал о своем деде Петрове - имя и отчество его не помню. Он был Георгиевским кавалером, получившим свою награду в годы первой мировой войны. Граф Петрово-Соловово приглашал его всегда на все великие праздники в качестве почетного гостя и присылал за ним коляску, в которую были запряжены три лошади. По словам деда Петрова, граф Петрово-Соловово был очень добрым и гостеприимным человеком”.

* * *

Вот такие интересные материалы, в добавление к упоминаемым в творческой работе краеведов, хранятся теперь в музейной комнате Карай-Салтыковского филиала Красивской средней школы. Краевед О.В. Хахаева продолжает по электронной почте общаться с Ксенией Георгиевной, а она в свою очередь интересуется исследованиями юных краеведов. Судя по общению в Интернете, ее интересует многое, связанное с культурным наследием в России, историческим прошлым. Когда готовила эту публикацию и пыталась расширить свои познания о графах Перовских-Петрово-Соловово, заглянула на сайт: www.gradKirsanov.ru, где размещаются интересные исторические материалы, и встретила теплый отзыв в разделе «Благодарности» об одном из них, присланный Ксенией Георгиевной Воеводской. «Мне очень посчастливилось именно с Вами (обращается к одному из авторов публикаций) встретиться по Интернету. Я согласна, что возрождение исторического наследия очень важно для современной России. Мы, внуки и дети первой волны иммиграции, в частности старались сохранить веру, традиции и историю как могли. Нас воспитывали разделять политику от чисто человеческих отношений к многострадальному русскому народу и любить родину». Как видно из этого короткого письма и отзывам на творческую работу наших краеведов, ей небезразлична судьба России, отношение современников к историческому прошлому, к культурному наследию.
В заключение этой статьи стоит заметить: непонятно только, почему на сайте “Тамбовия”, где идет речь об усадьбе Петрово-Соловово в Карай-Салтыкове и на сайте администрации Карай-Салтыковского сельсовета, где размещены материалы об истории села, последнего владельца усадьбы называют графом Михаилом Петровичем? Кого они имеют в виду? Если это ошибка, пора бы ее исправить.
Автор:Любовь Пьянова