Забытые тайны старой рукописи

« Трудовая новь »
5
от
Среда, 23 января, 2013 (Весь день)
3110
https://top68.ru/sites/default/files/styles/768x474/public/article-images/2013/01/23/top68.ru-zabytye-tainy-staroi-rukopisi-17615.jpg?itok=diFpkiTg
    Более о селах нашего района в старой рукописи не упоминается. Населенные пункты с рассказовскими именами, такие как село Никольское или Керша, находятся сейчас в соседних районах. Описанное в "книгах" Никольское - это одноименное село в Знаменском районе. А рассказовское Никольское образовалось к середине 18-го века и именовалось селом Никольское, Завидово тож. Обозначенное село Керша (Троицкое) находится сейчас в Бондарском районе. Рассказовская Керша ранее именовалась Лупиловкой и обзавелась церковью незадолго до первой мировой войны.
О чем написал Юдин  
    Внимательный читатель может мне возразить, что в книге Б. И. Юдина "Село Хитрово - страницы истории", 2003 г., говорится, что в окладных книгах 1702 г. упоминается еще и село Хитрово. Действительно, Юдин написал, что первое упоминание о Хитрове помещено именно в рассматриваемом нами документе. Но к разочарованию жителей этого села скажу, что речь в древней рукописи шла совершенно о другом населенном пункте, а именно о нынешнем селе Княжеве (Богородицкое) Знаменского района. На самом деле возраст Хитрова на несколько десятилетий меньше заявленного Юдиным и изложенные им сведения ошибоч-ны. Чтобы читатели сами могли в этом убедиться, давайте подробно разберем несколько абзацев из книги Юдина, напечатанные на 7 странице:
    "Первое документальное упоминание о с. Хитрово встречается в записях окладных книг духовной епархии и относится к 1702 году. На одной из страниц имеется такая запись:
    "Церковь Казанской богородицы в новоселебном селе Нару-Тамбов. У тое церкви двор попа Сафрония… Да в приходе к той церкви в том селе и за речкой Нарутамбовом, в приходских деревнях, девять дворов помещиковых возле дворов крестьянских, 16 дворов иноземцев черкасов (украинцев), двор вдовий, двор мельников".
    В период возникновения село имело иное название, чем сегодня, и это было характерно для многих сел тамбовского края. Вначале это была деревня Нару-Тамбов, по названию реки, затем, после постройки церкви стало именоваться село Никольское"
Богородицкое или Никольское?
    Пожалуй, мы не будем придираться к фразам типа "духовной епархии", хотя такого названия и не существует, а есть Тамбовская Епархия, а перейдем сразу к сути.
    Перечитайте еще раз фразу в последнем абзаце: "Вначале это была деревня Нару-Тамбов … затем, после постройки церкви стало именоваться село Никольское" и подумайте, а куда же вдруг внезапно исчезла церковь Казанской Богородицы из абзаца предыдущего? Как могло село с Богородицкой церковью вдруг получить имя Никольское? Никольским оно могло стать только после постройки Никольской церкви (какая и была в Хитрово) и никак иначе. Или, может, Богородицкий храм вдруг превратился в Никольский? Построенная в селе церковь таковой остается навсегда, даже выстроенный позже на замену предыдущему храм освящается в честь того же самого престольного праздника. Никогда в селе Хитрове не существовало Богородицкой церкви - а была она в селе Княжеве. Уже по одному этому становится ясно, что изложенные Юдиным факты не соответствуют действительности.
    Также непонятно, на основании чего Юдин пришел к выводу, что упоминаемый в "книгах" Нару-Тамбов стал впоследствии селом Хитровом? Поселений с таким названием сущест-вовало не менее пяти: это Нару-Тамбов - Княже-Богородицкое, Нару-Тамбов - Хитрово, Нару-Тамбов - Пречистенский буерак, Нару-Тамбов - Савинка, Нару-Тамбов - Ковальская. Почему же автор решил, что в рукописи описано именно Хитрово, а не, скажем, Савинка? 
Как переписывают историю
    А теперь самое интересное. Приведем полностью описание Богородицкого прихода из той самой старинной рукописи. Те слова, которые по "непонятным" для меня причинам Юдин вычеркнул (скорее всего, они просто мешали его историческому "открытию" и делу "состаривания" села Хитрова), выделим другим шрифтом и внимательно изучим. 
    Снова откроем 39 выпуск “Известий Тамбовской ученой архивной комиссии” за 1894 год и на странице 291 читаем:
    Церковь Пресвятые Богородицы иконы Казанския в новоселебном селе Нарутанбове. У тоя церкви двор попа Софрония, церковные земли помещиковой дачи князя Григория Ивановича Волконского по десяти чет. в поли, а вдву потомуж, сенных покосов на пятдесят копен...
    Вот и появляется владелец села Нару-Тамбова князь Волконский, по титулу которого село Богородицкое получило второе имя Княжево, а вся волость наименование Княже-Богородицкой. Не кажется ли вам странным, что такая известная личность нигде и никогда в связи с историей с. Хитрова не упоминается? А он и не мог упоминаться, так как не имел к нашему Хитрову никакого отношения, в отличие от "своего" села Княжева. Вычеркнут же из абзаца князь Волконский был только потому, что мешал предложенной Юдиным версии. Читаем документ дальше:
    …Да в приходе к той церкви в том селе и за речкою Нарутанбовой и в приходских деревнях в Царевке…
    Ух ты! Царевка появилась! А ее-то почему вычеркнули? Да потому, что и она никак не вписывается в историю возникновения Хитрова, так как расположена от него аж в 23 кило-метрах, и между ней и Хитровом еще два престольных села Княже-Богородицкое и Коптево (Сухотинка в документе не упоминается, и мы ее вспоминать не будем). Так как же Царевка могла попасть в Хитровский приход, "перепрыгнув" через Княжево (6 км до Царевки) и Коптево? Да она туда никогда и не попадала! В приход всегда входили только ближайшие к церкви деревни, а не расположенные через несколько сел. Поэтому и помешала Царевка автору и тоже оказалась вычеркнутой. Кстати, и за рекой у Хитрова никаких деревень не имелось, в отличие от Богородицкого, у которого под боком находились Ртищевский Поселок, Пречистенский буерак и другие поселения. Да и расположено Хитрово по обеим сторонам реки, а не на одной, как Богородицкое, о чем и в документе имеется оговорка: "…в том селе и за речкою Нарутанбовой…). 
Еще одна неувязка
    Продолжаем читать: … девять дворов помещиковых, возле дворов крестьянских, шестнадцать дворов иноземцев черкасов, двор вдовий, двор мельников, дани с тоя церкви с дворов и с земли положено на год платить рубль шесть алтын, 4 денги, пошлин гривна, детям боярским на жалованья с рубля по полуполтине, всего рубль шестнадцать алтын 4 денги, за езды гривна, нищим гривна-ж, обложена в 712 году генварь 28 дня.
    Ой! А куда же исчез, заявленный в первом абзаце списанном мной из книги Юдина, год основания Хитрова - 1702 и появилось 28 января 1712 года? Исчез он туда же, куда и все остальное. Так как 1702 это не год основания сел, а всего лишь время начала ведения окладных книг, о чем было сказано выше. Да и 1712 год датой основания населенного пункта не является, это всего лишь время обложения с. Богородицкого пошлиной по ранее составленной "скаске". Само же село, естественно, основали намного раньше.
    Вам еще мало? Вы еще сомневаетесь? Тогда обратимся к документам Российского государственного архива древних актов (РГАДА). В этом архиве в 350 фонде хранятся ревизские сказки и прочие переписи крестьянского населения Тамбовщины в 18-м веке. Откроем документы 1 ревизской сказки 1719 года и в документе №3484, называемом  "Сказки о дворцовых крестьянах Верхоценской Рыбной пустоши, Залеской волости, монастырских, архиерейских и помещичьих крестьянах Тамбовского уезда", прочтем: "Вотчины князя Григория Ивановича Волконского крестьяне сельца Богородицкого". Вот и появился вновь наш князь и его вотчина с. Богородицкое (Княжево)! И нет здесь никакого Никольского-Хитрова, а лишь самостоятельное село Княже-Богородицкое. Полистаем, на всякий случай, фонд дальше, дойдя до документа № 3498: "Книга переписная дворовых людей церковнослужителей, подъячих и других жителей Тамбова. Монастырских, архиерейских, помещечьих дворцовых крестьян и однодворцев Тамбовского уезду" (1722 - 1727 гг.) и на обратной стороне листа 842 видим: "село Богородицкое … всего 85 дворов. Памещик - князь Андрей Григорьев сын Волконский". Вот и снова встретилось село Богородицкое, только владеет им уже сын князя Григория Ивановича Волконского - Андрей.
Правда о Хитрове
    Думаю, продолжать далее исторические изыскания бессмысленно, и так все предельно ясно. А что же делать с Хитровом (Никольским)? Оно-то когда появилось? Полистаем тот же фонд дальше и в документах уже 2 ревизской сказки найдем: документ № 3502: "Книга переписная однодворцев, помещичьих, монастырских и церковных крестьян Завального, Залесского станов Тамбовского уезду", в котором на листе 340, датированным 1745 годом, переписано "село Никольское, что было деревней Нару-Тамбовым. Помещика майора Егора Васильева сына Хитрова". Вот оно наше Хитрово! И возникло оно как раз в канун 2 ревизии, в конце 1730 - начале 1740 годов (точнее пока установить невозможно, не все архивные документы еще обнаружены и прочитаны). 
    Что же у нас в итоге получилось? Тамбовский краевед     Б. И. Юдин совершил грубую историческую ошибку: не учитывая ни одного из изложенных выше фактов, лишь по одному названию населенного пункта Нару-Тамбов  сделал неверный вывод о происхождении села Хитрова. На самом деле село Никольское - Хитрово (бывшая д. Нару-Тамбов), судя по имеющимся документам, появилось незадолго до 1745 г.  Описанное же в окладных книгах 1702 года с. Нару-Тамбов, перенесенное Юдиным в свою книгу как с. Хитрово, является ни чем иным как нынешним селом Княжевом Знаменского района, возникшим более 300 лет назад и называвшимся ранее селом Богородицким (а также бывшим центром Княже-Богородицкой волости Тамбовского уезда).    
    Обидно как за жителей села Княжева, у которых отняли часть их истории, так и за жите-лей с. Хитрова, которые ошибочно уже отметили 300-летие своего села. Неудобно и перед самой исторической наукой, которую приспособили для каких-то своих личных целей, скрыв одни документы и вычеркнув из других мешавшие слова. 
    К счастью, история не медицина и исторические ошибки легко исправить. Так что жителям с. Хитрова еще предстоит во второй раз отметить свое трехсотлетие.
Автор: 
Андрей ЛИТОВСКИЙ.
Читайте также:
Наверх