Лента новостей
Статья16 августа 2017, 15:42

В русском плену

В русском плену
"С пленными поступать
человеколюбиво,
стыдиться варварства!"
А. В.Суворов.

На многовековом историческом пути России трудно сыскать европейскую державу, чьи воины-граждане не побывали бы в русском плену.Теперь, когда нашу страну пытаются ставить к позорному чёрному столбу, наказывают надуманными бездоказательными санкциями, упрекают в нарушении прав человека, жестокости, клеймят её самыми бранными словами с высокой международной трибуны - оккупанты, жестокие захватчики бесчеловечные, агрессоры, душители свободы, Россия скромно продолжает их величать "партнёрами". Хороши современные "партнёры"! Если политическую карту Европы июня 1941 года, залитую коричневой фашистской краской, наложить на современную, то с окрасом НАТО (читай США) она точно совпадает.

Теперь танки "партнёров" стоят ближе к Ростову, Воронежу, Смоленску, Петербургу, существенно ближе, чем в роковом июне 41-го года. Но "агрессор" - Россия! А определяющим признаком варварства во все века было издевательство над пленными, обращение их в рабов на галерах, бесовские пляски на их могилах, уничтожение их книг, памятников и тысячами сжигание в печах, пепел на удобрения, толпами на минные поля…. Стравливание подрастающего поколения разных стран, переписывание истории - теперь в избытке, как из ушата, подобное льют на нашу державу. Но месть за бесчеловечные злодеяния неведома нашему доброму народу (нередко слишком доброму во вред себе)!

О народе честные люди судят и по тому, как он относится к своим поверженным врагам, к пленённым агрессорам. Современная обстановка настойчиво призывает погрузиться в исторические документы. В документах того давнего времени есть ответы и на вызовы наших дней.

На территории Тамбовской области в военные годы существовало несколько лагерей военнопленных. Когда вы въезжаете в Тамбов со стороны Рассказова, то у первого поста ГАИ, у перекрёстка с объездной дорогой, справа в лесу располагался в годы войны самый крупный, Радинский, лагерь военнопленных №188. Лагерь преобразовался из фильтрационного лагеря, где проходили проверку военнослужащие Красной Армии, бежавшие из немецкого плена, вышедшие из окружения и с территории, занятой противником. Наполняемость лагеря доходила в разные военные годы до 15 тысяч пленных. В донесениях начальника лагеря на имя Л.П.Берии сообщается о состоянии военнопленных, о содержании, о срочно принимаемых мерах по созданию нормальных условий в трудное военное время.

Здесь находились солдаты из стран-союзниц фашистской Германии, даже из Африки. Содержались здесь бывшие злейшие враги, огнём и мечом прошедшие от Бреста до Сталинграда, спалившие тысячи деревень, уничтожившие миллионы людей, заполнившие в нашей стране тысячи оврагов, подобных Бабьему Яру в Киеве, трупами детей, женщин, стариков…

Так как же относились к военнопленным тогда? Напомним современным "защитникам прав человека"! Военнопленные в лагерь стали поступать в январе 1943 года, в основном из Сталинграда. Их состояние было ужасное: истощены, обморожены, простужены, одеты в летнюю форму, на многих и та рваная. Раненые, больные, не способные передвигаться.

Приказы Москвы требовали срочно создать нормальные условия: обогреть, организовать баню, накормить, вылечить… Требовали человеколюбивого отношения. Строго пресекалось рукоприкладство, грубость, чёрствость, неисполнительность. Начеку был скорый на расправу военный трибунал.На 1 января 1943 года военнопленных было 5499 человек, поступило за месяц 8956 человек, на конец месяца было 10920 пленных.

Мы можем представить себе обстановку в лагере? 11 тысяч больных, голодных, озлобленных! А кругом военная разруха, во всём недостаток, своё население полуголодное и необогретое… Размещались пленные в 86 землянках, в каждой от 32 до 80 "покорителей Европы". Землянки обогревались двумя печками. Спали на нарах с поперёк уложенными матрасами, по 3 - 4 человека. Каждый имел простыню и одеяло. Горячая пища выдавалась два раза в день. В течение месяца все поступившие пленные были обеспечены зимней одеждой и обувью. Регулярно проводилась санобработка. Борьба с завшивленностью стала борьбой за жизнь. Не хватает врачей, медперсонала, привлекаются врачи из военнопленных.

С большими трудностями, с помощью советских, партийных органов дополнительно открывается 4 лазарета, хирургический кабинет. С заболеваемостью с трудом удаётся справляться, организм больных пленных основательно подорван. Особенно итальянцы страдают простудными заболеваниями.
В январе 1943 года умерло 1854 пленных (19,3%), из них германской армии - 159, итальянской - 1038 человек. От воспаления лёгких - 389 человек, истощения - 427, туберкулёза - 151, обморожения - 116.

Напомним, шла война, большая часть страны лежала в руинах. Враг упорно сопротивлялся. А к пленным советское руководство требовало гуманного отношения. Кормили их лучше, чем питалось население страны, занятое круглосуточной тяжкой работой. Пленный получал двухразовое горячее питание, 2600 килокалорий, больной - 3230.
Уместно - ко времени современных "санкций" и голословных обвинении в жесткости и бесчеловечности - вспомнить нормы довольствия пленных: хлеб -300 гр., крупа - 400, мясо - 50, рыба - 100, сахар - 15. Дети, рабочие оборонных предприятий такого довольствия не имели. Лично контролировал этот вопрос через своих многочисленных помощников Л.П.Берия. А с ним шутки плохи!

Лагерь с помощью колхозов (всем и во всём они помогали!) обзавёлся крупным рогатым скотом - 14 голов, овцами - 75 голов, свиньями - 70. Произвёл в первую весну посев пшеницы, гречихи, проса, гороха на 178 га. На протяжённом участке реки Цны выделили для лагеря место для разведения и ловли рыбы.
В сентябре 1943 года в лагере случилась вспышка сыпного тифа, с которой в короткий срок врачи лагеря и Тамбова справились.
Военнопленные чувствовали себя раскованно, без надзора передвигались по лагерной зоне, в свободное от работы время пели песни, играли на гармошке и даже участвовали в художественной самодеятельности. Местные гражданские жители относились к военнопленным достаточно гуманно, делились с ними скудными припасами.

В 1944 году в лагере проводится тщательная проверка, кропотливая работа по формированию пополнения 1-й добровольческой румынской армии, соединений Войска польского и партизанских отрядов, 1500 пленных французов через станцию Джульфа Закавказской дороги при участии французского генерала Пети направляются в армию генерала де Голля. Всем бывшим пленным французам выдали новое обмундирование, но по дороге многие поменяли его на вино. Югославы отправляются в формируемое соединение на ст.Карасёво Рязанской области. В 1945 году в лагерь прибыли и японцы. Кто только ни побывал из Европы на тамбовской земле - пленные 26 национальностей мира!

Среди военнопленных проводилась агентурная работа. В архиве сохранились донесения агентов. Вот уж где истинная, без павлиньих перьев, оценка отношения к пленным:
"4.08.44г. Наконец пришёл тот час, которого мы ожидали" - имеется в виду подготовка к отправке в армию генерала де Голля.
"Если бы не немцы, - говорят французы, - мы бы сейчас не были бы в России. Мы ничего не имеем против России".
Когда начальник лагеря проходит по лагерю и подходит к бараку, многие французы говорят: "Этому человеку мы на всю жизнь желаем счастья", то же повторяется по отношению к майору-доктору и другим русским офицерам…

Доверие к России растёт с каждым месяцем:
- среди военнопленных немцев давно поднят вопрос об организации немецкого легиона для борьбы с гитлеровцами. Во время передачи по радио о взятии Минска в группе военнопленных немцев, венгров и румын вновь обсуждали этот вопрос. Сейчас уже нет таких военнопленных, которые бы открыто высказывали свои фашистские убеждения, так как попытки некоторых фашистских элементов к открытому высказыванию кончились для них плачевно. Многие из них поплатились своими боками от своих же соотечественников;
- сегодня лагерь посетил французский генерал. Австрийцы этому были очень удивлены и расценивали этот факт, что Советский Союз и Франция в будущем будут иметь крепкий союз;
- среди венгров нашлись три человека, которые стали распространять фашистскую пропаганду. Все венгры, находящиеся в бараке, набросились на этих типов, их крепко побили, сняли с работы на кухне. Все возмущены выступлением этой тройки.
Драки среди пленных на политической почве были головной болью администрации лагеря.
Военнопленные, способные по состоянию здоровья работать, успешно перевыполняли доводимые планы. В качестве поощрения получали дополнительное питание.

В Тамбове и сейчас стоят дома, построенные ими - около двух десятков двухэтажек прусской архитектуры.
Вспоминаю рассказ покойного полковника А.Ф.Трухачёва: "В лютый январь 46-го или 47-го года случилась авария на газопроводе Саратов - Москва. Приказ из Москвы - восстановить подачу газа в течение суток. К работе привлекли пленных японцев. На совещании их офицеры (им было сохранено холодное оружие, они и в плену поддерживали высокую дисциплину без участия советской администрации лагеря), коротко посовещавшись, потребовали необходимое количество тёплой одежды, шанцевого инструмента, усиленное питание и русской водки. В оговоренное время работа была качественно выполнена. Японцы строили мосты на дороге Тамбов - Рассказово, работали на других объектах.

После войны и возвращения из плена многие писали воспоминания о пребывании в советском плену. Ни один не написал о зверствах, притеснениях, варварстве. Да, было невыносимо тяжело, но все понимали - война, разруха, голод.

Вспоминает немецкий солдат, счастливо живущий в Германии:
"Никогда не забуду лицо советского солдата, которого я увидел после ранения, придя в сознание: "Так ты жив, фриц?". Сначала я подумал, что мне пришёл конец, и он меня добьёт", - вспоминает Йозеф. Однако солдат перевязал рану на голове противника и заявил: "Для тебя война закончилась, ты попал в плен, а мне придётся воевать". Йозеф частично понял советского солдата, потому что к тому времени уже выучил несколько русских слов из армейской учебной тетради. 22-летнего Йозефа отправили в лагерь №27 в подмосковном Красногорске. Там он находился до осени 1943 года. Оттуда его вместе с другими военнопленными перевели в лагерь под Рязань - на лесоповал. "В лагерях, несмотря на тяжёлые условия и недоедание, к нам, военнопленным, относились дружелюбно, потому что мы работали до изнеможения. Иногда местные жители, видя голод в наших глазах, давали нам горсть семечек".

Вспоминает Гастон Юнк, председатель организации "Союз узников Тамбова":
"Условия в лагере были достаточно тяжёлые. Не было достаточно еды, не было одежды. Но это были условия не только узников лагеря, но и у жителей - всё кругом было разрушено в годы войны…".
Из советского плена через Международный Красный Крест разрешалось родным послать короткую карточку военнопленного, бесценную для родственников.Вот такие мы "варвары"!

Свои воспоминания о пребывании в плену оставили тысячи немцев, венгров, румын, французов - генералы, начиная с Паулюса, офицеры, рядовые. Ни один не позволил написать об издевательствах, бессудных расстрелах, унижениях. Это теперь вошло в варварскую моду. Это теперь по всей цивилизованной Европе громят памятники на могилах воинов. Когда и где это было в прежние времена? Россия любит своих врагов. Обделяя своих детей, стариков, последний кусок хлеба им отдаёт. Не помнит зла! Прощает!

И так на протяжении многих веков - то мост им через Сену в Париже построит и подарит царь России. То удивит он всю Европу, отказавшись от контрибуции с Франции, когда более 20 губерний России армией Наполеона сожжено, разрушено. Некоторые освобождённые из плена французы по окончании войны 1812 года пожелали остаться в Тамбовской губернии, стали известными людьми, успешными купцами, промышленниками.

Пройдут века, и снова неуместная щедрость: эшелонами помощь дружественной ГДР, отказ от контрибуции, миллиардные безвозвратные кредиты "друзьям навек". Дворец в Варшаве построим, которого и у победителя ещё нет. Франции царские долги оплатим, забыв сминусовать стоимость десятка боевых кораблей, угнанных из Севастополя после Октября.
О, как велик список российской "благотворительности" вчерашним лютым врагам! Но у нас есть пословица: "Кто старое вспомнит, тому глаз долой!". Вот так и ходим "без глаз"…
Русские - такие "жуткие, жадные оккупанты"! В 1960 году (прошло 15 лет после страшной войны), находясь в Советской Армии, ничего разрушенного на Украине не видел. Всё было восстановлено: чистые, ухоженные города и сёла, асфальт, море электричества, автобусное сообщение, десятки новых предприятий, школ, ВУЗов… Тамбовщина - центр России - утопала тогда в грязи, бездорожье, жили при керосиновой лампе.

Вот так оккупанты! Последнюю рубашку с потного плеча - друзьям-демократам. В ответ - уверения в нерушимости дружбы. Века всё спасаем, защищаем, освобождаем.
Только освобождённые - с короткой памятью. Цена освобождения Польши - 600 тысяч советских мужиков. Теперь поляки, как средневековые варвары, рушат памятники освободителям. Обвиняют, упрекают, судят. А мы и не спрашиваем - куда делись около 70 тысяч советских пленных красноармейцев в Польше после советско-польской войны 1919 - 21 годов? Не упрекаем в садистском, нечеловеческом обращении с ними. Как будто бы беспамятные…

В задумчивости стою на кладбище умерших в лагере Рада. Если бы они воскресли, встали плотными рядами, что бы они сказали своим соотечественникам, нашим "партнёрам"? Уж точно бы не благословили на варварский, с кувалдой, "труд" по разрушению памятников воинам. Им было бы стыдно за своих подросших беспамятных сограждан. Забыла Европа, как наши матери последнее отдавали их детям, нашим врагам. Нам бы не забыть, не разменять на гнусно-фальшивое, вползающее в наши головы. А такое поползновение есть! Не утруждая себя заглянуть в сохранившиеся и теперь доступные архивы, уныло изрекаем: "Дыма без огня не бывает! Передают же по "ящику".

Сюда приезжают со всей Европы поклониться погибшим от голода, болезней, истощения. Каждый посетивший это место понимает: Россия в условиях войны сделала всё, чтобы спасти жизнь пленных, бывших ещё вчера злейшими врагами Отечества. Воочию осознают, что война есть величайшая беда. Она никого не щадит. Она напоминает: "Кто в Россию пришёл с мечом, тот погибнет, если не от меча, то от мороза и голода".
Автор:Алексей Евдокимов