Приоритетное направление: от условий — к качеству

« Согласие »
37
от
Среда, 13 сентября, 2017 (Весь день)
760
https://top68.ru/sites/default/files/styles/768x474/public/article-images/2017/09/14/articles-nid80125-98290.jpg?itok=vJbvKeSB
28 августа учителя Моршанска собрались в актовом зале гимназии на традиционный августовский педсовет. На этот раз он прошел в форме коллегии комитета образования администрации города.
 
Гостями педагогов стали глава города А.В. Банников, заместитель начальника управления образования и науки Л.А. Голубева, епископ Мичуринский и Моршанский Гермоген, заместитель председателя горсовета А.А. Калинин, председатель городского общественного совета С.Н. Еникова.
 
Коллегия проходила в два этапа: пленарное заседание и работа круглых столов по приоритетным направлениям. Обращаясь к участникам коллегии, заместитель начальника управления образования администрации области Л.А. Голубева подчеркнула, что основные направления деятельности системы образования на государственном уровне определены в федеральных приоритетных проектах в сфере образования. Каждый из проектов предполагает получение целого ряда социальных эффектов, напрямую связанных с темой проекта. Каждый проект по сути — комплексный, поэтому и механизмы реализации — это многоуровневые, системные решения, в большинстве своем имеющие межведомственный характер. Все проекты направлены на достижение главной цели — повышение доступности и качества образования.
 
С докладом «Приоритетные направления развития муниципальной системы образования: от условий к качеству» выступила начальник комитета по образованию администрации города В.А. Комарова. В нем содержался детальный анализ итогов работы образовательных учреждений города в минувшем учебном году, поставлены задачи, которые станут приоритетными в году наступившем.
 
— Одно из основных направлений деятельности педагогов, — сказала В.А. Комарова, — обеспечение нового современного качества образования в рамках приоритетного проекта «Создание современной образовательной среды». Крайне важно создать благоприятную среду, максимально способствующую развитию каждого ребенка, воспитанию в нем лучших человеческих качеств уже в детском саду.
 
В городе сохранена 100-процентная доступность дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет, и ликвидирована очередь в детские сады детей данного возраста.
 
Активное распространение получили различные формы дошкольного образования: центр игровой поддержки (детский сад №4),консультационный центр (детский сад №19), мини-центр по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и лекотека (детский сад №6), группы кратковременного пребывания различной направленности (средняя школа №1).
 
Положительной практикой по обеспечению доступности дошкольного образования стало создание семейных групп по месту проживания воспитателя. Эта форма реализуется в двух дошкольных образовательных организациях — №6 и №19. Созданы три семейные группы, которые посещают 11 воспитанников. Опыт работы семейной группы, функционирующей на базе детского сада №19 «Золушка», признан лучшим на региональном уровне. Группа семьи Собиных заняла первое место в региональном конкурсе «Лучшее дошкольное образовательное учреждение» в номинации «Лучшая семейная группа» с вручением гранта на сумму 75 тысяч рублей.
 
Современные условия для реализации программ дошкольного образования создаются, в том числе, для детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
 
В 2016/17 учебном году на территории города зарегистрировано 35 детей-инвалидов в возрасте от 0 до 7 лет. В текущем учебном году группы полного дня посещали десять детей-инвалидов, получали дошкольное образование в вариативных формах три ребенка-инвалида. В прошедшем учебном году территориальной психолого-медико-педагогической комиссией было обследовано 257 детей дошкольного возраста, имеющих особенности в развитии (в 2016/17 учебном году — 150).
 
В 2016/17 учебном году приступили к созданию безбарьерной среды в детских садах. Специализированным оборудованием оснащен ресурсный центр инклюзивного образования — детский сад №6 «Рябинка» на сумму 1 миллион 31 тысяча рублей.
 
* * *
Основными задачами школ остаются развитие школьной системы оценки качества, формирование модели внеурочной деятельности образовательных организаций с учетом индивидуальных потребностей обучающихся, оснащение материально-технической базы кабинетов в соответствии с требованиями ФГОС.
 
В 2016/17 учебном году деятельность общеобразовательных организаций была направлена на введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Общеобразовательными учреждениями разработана адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для таких обучающихся, подготовлены рабочие программы, постоянно ведется работа по повышению квалификации педагогических работников по введению ФГОС, приобретаются учебники для данной категории детей.
 
Ключевые цели общего образования определены в приоритетном проекте «Создание современной образовательной среды». Это обеспечение школьникам современной образовательной среды; изменение школьной инфраструктуры; развитие независимой системы оценки качества образования; развитие системы непрерывного профессионального роста педагогов; совершенствование работы по школьной профориентации.
 
В перспективе, в результате реализации приоритетного проекта и региональной программы, в городе Моршанск, как и в каждом муниципальном образовании, должна появиться новая современная школа. Это задача на среднесрочную перспективу.
 
* * *
В 2017 году в государственной итоговой аттестации приняли участие 147 выпускников одиннадцатых классов муниципальных бюджетных общеобразовательных организаций города.
 
ЕГЭ проводился по одиннадцати общеобразовательным предметам. Самыми востребованными предметами по выбору на протяжении нескольких лет остаются обществознание, история, физика, биология, химия.
 
В целом средние тестовые показатели по городу превышают среднеобластные по восьми предметам: русский язык, математика (профильная), физика, химия, биология, история, обществознание, литература. Ниже областного средний тестовый балл по четырем предметам: обществознание, информатика и ИКТ, английский язык и литература.
 
Пять выпускников по результатам ЕГЭ получили 100 баллов: один — по русскому языку (средняя школа №2), двое — по химии (средняя школа №2 и гимназия), один — по истории (средняя школа №2) и один — по литературе (гимназия); 24 выпускника (16,3 %) по результатам трех экзаменов по выбору набрали более 250 баллов, из них 20 выпускников, получивших медаль «За особые успехи в учении» (48,7 % от общего числа медалистов).
 
Отдельная тема — вопрос о награждении медалями «За особые успехи в учении». Медали получили 27,9 % выпускников. К сожалению, не все медалисты показали достаточно высокие результаты на ЕГЭ. В отдельных случаях показатель составил менее 60–70 баллов, а, например, по профильной математике менее 50 баллов.
 
В зоне особого внимания — совершенствование системы подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации. Качественные изменения в процессе преподавания предметов должны сочетаться с проведением подробного анализа используемых методических, информационных и других ресурсов для построения образовательного маршрута каждого ребенка: как имеющего дефицит знаний, так и претендующего на высокие результаты.
 
* * *
Динамичное развитие Тамбовской области требует притока грамотных, квалифицированных специалистов во все отрасли экономики и социальной сферы. Все это ставит перед нами задачу повышения эффективности профориентационной работы. Учитывая имеющуюся потребность, в прошедшем учебном году был запущен региональный проект «Совершенствование профориентационной работы в образовательных организациях Тамбовской области». В 2017/18 учебном году наша задача — включить общеобразовательные организации города в реализацию данного проекта.
 
Планируя механизмы повышения качества и доступности образования, необходимо максимально учитывать возможности информационных технологий, электронного обучения. Для формирования современного информационно-образовательного пространства на базе школьных библиотек было создано два школьных информационно-библиотечных центра (средняя школа №1 и гимназия). В 2017/18 учебном году необходимо продумать мероприятия по созданию ИБЦ в других общеобразовательных организациях, в которых данные меры еще не приняты. Эти центры становятся ядром инфраструктуры, позволяющей школьникам работать с информацией, с базами данных.
 
* * *
В 2017 году область приступила к реализации регионального приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей в Тамбовской области».
 
Предстоящий 2018 год — юбилейный для системы дополнительного образования детей, которая отметит 100-летие своего создания. Этот год станет для нас и поводом для подведения итогов работы муниципальной системы, и одновременно отправной точкой для нового этапа в ее развитии.
 
Система дополнительного образования города включает в себя две образовательные организации — Центр дополнительного образования для детей, которое является базовым зональным учреждением, и Детско-юношеская спортивная школа; два загородных оздоровительно-образовательных лагеря — «Спутник» и «Акварель». А также на базе общеобразовательных организаций созданы центры по реализации приоритетных направлений в системе дополнительного образования: информационно-технологическое (средняя школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов), естественно-научное (средняя школа №2 имени Н.И. Бореева), туристско-краеведческое (средняя школа №3), техническое (гимназия); а также создан центр по работе с одаренными детьми (гимназия).
 
На настоящий момент в городе около 93,5 % детей в возрасте от 5 до 18 лет обучаются по программам дополнительного образования. Это очень хороший результат по сравнению со среднеобластным, который составляет 78 %.
 
* * *
Для организации занятий физкультурой и спортом обучающихся в городе функционируют 11 спортивных залов при общеобразовательных учреждениях, 32 плоскостные спортивные площадки, ледовая арена имени В.М. Боброва, бассейн в физкультурно-оздоровительном комплексе «Дельфин», стадион имени В.М. Боброва, лыжная база в пригородном лесу. В январе-феврале 2017 года работал открытый каток на стадионе имени В.М. Боброва, функционировала хоккейная коробка при средней школе № 3.
 
За прошедший учебный год число обучающихся, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, увеличилось с 2241 до 2461 из общего количества 3846 обучающихся. Процент охвата увеличился с 59 до 64 процентов.
 
В Детско-юношеской спортивной школе дети занимаются по семи предпрофессиональным и пяти общеразвивающим программам по восьми видам спорта: лёгкая атлетика, баскетбол, хоккей, фигурное катание, лыжные гонки, художественная гимнастика, бокс, восточное боевое единоборство. В Центре дополнительного образования детей работают отделения настольного тенниса и шахмат.
 
В 2016/17 учебном году обучающиеся города приняли участие более чем в 30 областных соревнованиях по разным видам спорта и стали победителями или призёрами в соревнованиях по футболу, боксу, хоккею, лыжным гонкам, шахматам, лёгкой атлетике, настольному теннису.
 
Наиболее значимыми и массовыми городскими физкультурно-спортивными мероприятиями стали городской этап всероссийских соревнований — «Лыжня России — 2017», зимний Фестиваль ВФСК «Готов к труду и обороне», спартакиада обучающихся общеобразовательных учреждений города, школьный и муниципальный этап всероссийских соревнований школьников «Президентские состязания» и «Президентские игры».
 
* * *
Неотъемлемой частью каждой образовательной программы всех уровней образования является воспитательный компонент.
 
В настоящее время образование города Моршанска накопило значительные ресурсы для выхода на качественно новый уровень по созданию эффективной системы духовно-нравственного образования и воспитания. Она включает в себя муниципальные ресурсные центры, нормативно-правовую и духовно-нравственную базу воспитательной, образовательной и массовой просветительской деятельности, а также комплекс конкретных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию обучающихся Моршанска.
 
В прошедшем учебном году наш город стал дискуссионной площадкой проведения конференции «Православная педагогика и педагогика Православия» в рамках регионального этапа XXV международных рождественских образовательных чтений «1917–2017: Уроки столетия для Мичуринской епархии».
 
В городе выстраивается конструктивный диалог между церковной и светской властью в части образования, где осуществляются обмен мнениями и согласование позиций. Епископ Мичуринский и Моршанский Гермоген побывал во всех общеобразовательных организациях города и принял участие во многих мероприятиях духовно-нравственной направленности.
 
Подводя итоги работы по духовно-нравственному воспитанию и развитию, надо отметить, что в городе создана система мероприятий, позволяющая говорить не только о функционировании, но и о перспективах развития системы духовно-нравственного просвещения на основе взаимодействия светских и религиозных организаций.
 
Главная задача совместной образовательной деятельности — формирование единой информационно-образовательной среды, выявление и поддержка лучших образовательных практик по духовно-нравственному воспитанию и развитию детей и молодёжи на основе традиций православной культуры.
 
* * *
Обеспечение благополучия семьи и детства, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании предусмотрены Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012–2017 годы. В целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детства gрезидентом РФ В.В. Путиным 2018–2027 годы объявлены десятилетием детства.
 
Главным стратегическим ресурсом образования детей остаются педагоги. В одном из выступлений В.В. Путин подчеркнул: «Система образования должна строиться вокруг сильного, одарённого учителя. Такие кадры нужно отбирать по крупицам, беречь их и поддерживать».
 
Основная задача — выйти на системные решения, возможно — нестандартные (но реальные), которые внесут свежую струю в формирование кадрового потенциала и совершенствование педагогического корпуса с учетом требований профессионального стандарта педагога. В истекшем учебном году образовательными организациями проведена работа по внедрению профстандарта.
 
В современных социально-экономических условиях особое внимание уделяется формированию профессионально-отраслевой структуры педагогических кадров, адекватной образовательным потребностям населения города. Осуществить эту задачу в рамках отрасли предполагается путем анализа демографической ситуации в городе, составления и корректировки перспективного плана развития муниципальной системы образования, ежегодного анализа кадрового потенциала, мониторинга востребованности специалистов с учетом образовательных потребностей обучающихся, воспитанников.
 
В этой связи большое внимание уделяется вопросам профессиональной подготовки, переподготовки и повышению квалификации педагогических кадров, их непрерывному образованию, в том числе педагогических работников, не имеющих педагогического образования.
 
В целях повышения профессионального роста, морального стимулирования лучших работников системы образования, муниципалитетом постоянно проводится работа по подготовке наградного материала для награждения педагогов города. Высшую награду за свои заслуги — почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации» имеют Николай Павлович Субботин (преподаватель-организатор ОБЖ средней школы №3) и Татьяна Ивановна Козлова (заведующая детским садом №6 «Рябинка»). Учитель английского языка гимназии Валентина Владимировна Платицына в 2014 году награждена благодарностью президента РФ, учитель начальных классов средней школы №2 Ольга Николаевна Касперова в 2015 награждена нагрудным знаком «Почетный работник общего образования РФ».
 
С 2013 по 2017 год почетными грамотами Министерства образования и науки РФ награжден 31 педагогический работник, областными наградами — 46 педагогов.
 
Педагог дополнительного образования Детско-юношеской спортивной школы Ольга Федоровна Попова, одержав победу в зональном этапе конкурса профессионального мастерства «Сердце отдаю детям», заняла второе место на областном этапе этого конкурса. Воспитатель детскогосада №9 «Золотой улей» Маргарита Валерьевна Чиркина, победив на муниципальном этапе конкурса «Воспитатель года — 2016», стала второй на областном этапе конкурса. Учитель английского языка средней школы №2 имени Н.И. Бореева Юлия Юрьевна Овусу, став лауреатом, достойно представила наш город на областном этапе конкурса профессионального мастерства «Учитель года — 2017».
 
Традиционным в области стал конкурс лучших педагогических работников на звание «Народный учитель Тамбовской области», «Лучший воспитатель Тамбовской области». По итогам анкетирования обучающихся, их родителей в прошлом учебном году общественное признание и материальное вознаграждение получили четыре лучших учителя и пять воспитателей нашего города, а педагоги С.П. Урбан и С.И. Мамонова получили эту награду в пятый раз.
 
 
Фото А. Ляпина
Автор: 
Наш корр.
Читайте также:
Наверх