Лента новостей
Статья19 августа 2021, 10:05

«Делаешь один-два кадра, но они оба идеальны». Тамбовский фотограф снимает с помощью плёнки

Всемирный день фотографии приходится на 19 августа. В век цифровых технологий ещё сохраняется интерес к фотоплёнке. Ведь с помощью неё можно по-настоящему творить. Именно этим и занимается Кирилл Мёд.

«Делаешь один-два кадра, но они оба идеальны». Тамбовский фотограф снимает с помощью плёнки
Фото: Кирилл Мёд

Любители и профессионалы во всём мире отмечают 19 августа день фотографии. Воспоминания, сохранённые на века, – это то, что остаётся после вспышки камеры. Вместе с тем, фотография стала способом общения. Где человек был, что делал и видел – всё расскажет снимок. Фотореальность живёт в цифре. Но есть фотохудожники, которые не забывают о плёнке, которая творит свой мир. Среди них Кирилл Мёд.

Совсем недавно в Тамбове состоялся ретровелопробег. И фотографии во время него Кирилл делал именно с помощью плёнки. 

– Если ретровелопарад, то почему бы не воспользоваться ретроинструментами,
вспоминает Кирилл.

Но фотограф применяет плёнку не только во время тематических мероприятий. Свадьбы и другие события также оказываются на ней. Бывает, плёнка вызывает удивление у окружающих. «Неужели на неё кто-то снимает?» – задаются они вопросом. Но есть люди, которые наоборот радуются, что такое ещё не исчезло.

– Им уже цифровой фотоаппарат не интересен, им интересно в эту магию погрузиться и получить кадры именно с плёнки.
братья Торсуевы
братья Торсуевы

А ведь именно с неё всё и началось. Приобщение Кирилла к фотографии происходило тогда, когда о цифре ещё не велось речи. В семейных запасниках хранилось большое количество чёрно-белой плёнки, на которую он начинал снимать. Учился работать с ней, проявлять, печатать в ванной. Потом стали продаваться цветные плёнки в лабораториях, там же их можно было и проявить.

В начале 2000-х Мёд устроился в фотостудию. В это время стали появляться первые цифровые фотоаппараты. Когда такой аппарат приобрёл Кирилл, многие приходили просто посмотреть на технику. Ведь это было настоящим событием. Именно тогда фотограф погрузился в цифру, но совсем от плёнки не отказался.

Многие фотографы, в числе которых и Кирилл, считают, что цифра развращает. То есть она в разы упрощает процесс.

– Что делает человек, когда фотографирует на цифровой фотоаппарат? Он делает первый кадр и смотрит, как получилось: нормально или нет, надо ли сделать потемнее или посветлее. С плёнкой так не работает. На пленке ты всё продумываешь. Ты замеряешь количество света, выставляешь параметры в фотоаппарате. И с этими параметрами ты настраиваешь кадр. Ты долго продумываешь, каким он будет, и потом только делаешь снимок. Потому что ты не знаешь, что получится на плёнке, пока её не проявишь. Поэтому ты должен быть на тысячу процентов уверен, что ты фотографируешь. 
«Делаешь один-два кадра, но они оба идеальны». Тамбовский фотограф снимает с помощью плёнки

Цифра даёт больше возможностей и свободы действий. На некоторых мероприятиях с помощью цифрового фотоаппарата делают и по 500, и по 1000 снимков. Плёнка такое не приемлет. В том числе на это влияет её доступность. За профессиональную плёнку в 12 кадров придётся отдать в среднем 1500 рублей. А ещё её нужно проявить. Стоимость одного кадра составит где-то около 150 рублей. Поэтому число снимков гораздо меньше, и каждая фотография – это результат хорошо продуманного действия.

– То есть ты всё выверяешь, вымеряешь и делаешь один-два кадра, но они оба идеальны. Бывает, что человек моргнул, поэтому и надо делать запасные кадры.
«Делаешь один-два кадра, но они оба идеальны». Тамбовский фотограф снимает с помощью плёнки

Плёнка учит беречь кадры и думать о том, что ты снимаешь.

По мнению Кирилла, никакой фотошоп не сделает фотографию плёночной. В чёрно-белых снимках содержатся все градации света – от белого до чёрного. В них большой динамический диапазон, который позволяет показать этот переход.

– Многим нравится. Когда человек снимает на плёнку – это уже что-то интересное для людей, а когда ещё человек и правильно снимает на плёнку – это реально круто и красиво.
«Делаешь один-два кадра, но они оба идеальны». Тамбовский фотограф снимает с помощью плёнки

Кадры со своим шармом позволяет получить не только качественная плёнка, но и испорченная. Правильно хранить плёнку в холодильнике. У Кирилла как раз для неё есть специальный отсек. Иногда условия хранения нарушаются. Одна из таких плёнок попала в руки Мёду – и он нашёл ей применение.

– Та плёнка хранилась на отопительном приборе, у неё слиплась эмульсия, произошли какие-то химические фотопроцессы. Я просто ради интереса решил её проявить и был поражен, когда увидел, что на ней, во-первых, видно изображение. Оно покрыто какими-то разводами эмульсии, которые напоминают «Звёздную ночь» Ван Гога. Портретные фото не очень получаются, хотя тоже интересно: какие-то свето-тени. А пейзажи – на всех фотографиях звёздная ночь! Разводы в небе. Но это так чисто для творчества.
«Делаешь один-два кадра, но они оба идеальны». Тамбовский фотограф снимает с помощью плёнки
«Делаешь один-два кадра, но они оба идеальны». Тамбовский фотограф снимает с помощью плёнки
«Делаешь один-два кадра, но они оба идеальны». Тамбовский фотограф снимает с помощью плёнки

Чёрно-белую плёнку Кирилл сам может проявить и напечатать. Сейчас после проявки он просто сканирует кадры. По мнению Мёда, если устраивать выставку, то стоит применять фотоувеличитель. 

– В этом случае они всё-таки более живые, потому что здесь всё аналоговое. Ты вообще не применял цифровых технологий.

Хотя с плёнки меньше фотографий получается, они являются более ценными.

– Я помню, я как-то снимал свадьбу и отснял две фотоплёнки – это 72 кадра. И они ценились гораздо больше, потому что ты не снимал всё подряд. Если сейчас фотографу, который работает на свадьбе, сказать, что я сделал 72 кадра, он посмотрит удивленно и скажет: «Как это так? На одном выкупе невесты делают 300». 

Время идёт, технологии прогрессируют. Но искусство и творчество всё равно остаются в жизни человека. И фотографии Кирилла, сделанные на плёнку, тому пример.

«Делаешь один-два кадра, но они оба идеальны». Тамбовский фотограф снимает с помощью плёнки
Автор:Ольга Смыкова