Лента новостей
Статья19 августа , 10:05

«Делаешь один-два кадра, но они оба идеальны». Тамбовский фотограф снимает с помощью плёнки

Всемирный день фотографии приходится на 19 августа. В век цифровых технологий ещё сохраняется интерес к фотоплёнке. Ведь с помощью неё можно по-настоящему творить. Именно этим и занимается Кирилл Мёд.

Фото: Кирилл Мёд

Любители и профессионалы во всём мире отмечают 19 августа день фотографии. Воспоминания, сохранённые на века, – это то, что остаётся после вспышки камеры. Вместе с тем, фотография стала способом общения. Где человек был, что делал и видел – всё расскажет снимок. Фотореальность живёт в цифре. Но есть фотохудожники, которые не забывают о плёнке, которая творит свой мир. Среди них Кирилл Мёд.

Совсем недавно в Тамбове состоялся ретровелопробег. И фотографии во время него Кирилл делал именно с помощью плёнки. 

– Если ретровелопарад, то почему бы не воспользоваться ретроинструментами,
вспоминает Кирилл.

Но фотограф применяет плёнку не только во время тематических мероприятий. Свадьбы и другие события также оказываются на ней. Бывает, плёнка вызывает удивление у окружающих. «Неужели на неё кто-то снимает?» – задаются они вопросом. Но есть люди, которые наоборот радуются, что такое ещё не исчезло.

– Им уже цифровой фотоаппарат не интересен, им интересно в эту магию погрузиться и получить кадры именно с плёнки.
братья Торсуевы

А ведь именно с неё всё и началось. Приобщение Кирилла к фотографии происходило тогда, когда о цифре ещё не велось речи. В семейных запасниках хранилось большое количество чёрно-белой плёнки, на которую он начинал снимать. Учился работать с ней, проявлять, печатать в ванной. Потом стали продаваться цветные плёнки в лабораториях, там же их можно было и проявить.

В начале 2000-х Мёд устроился в фотостудию. В это время стали появляться первые цифровые фотоаппараты. Когда такой аппарат приобрёл Кирилл, многие приходили просто посмотреть на технику. Ведь это было настоящим событием. Именно тогда фотограф погрузился в цифру, но совсем от плёнки не отказался.

Многие фотографы, в числе которых и Кирилл, считают, что цифра развращает. То есть она в разы упрощает процесс.

– Что делает человек, когда фотографирует на цифровой фотоаппарат? Он делает первый кадр и смотрит, как получилось: нормально или нет, надо ли сделать потемнее или посветлее. С плёнкой так не работает. На пленке ты всё продумываешь. Ты замеряешь количество света, выставляешь параметры в фотоаппарате. И с этими параметрами ты настраиваешь кадр. Ты долго продумываешь, каким он будет, и потом только делаешь снимок. Потому что ты не знаешь, что получится на плёнке, пока её не проявишь. Поэтому ты должен быть на тысячу процентов уверен, что ты фотографируешь. 

Цифра даёт больше возможностей и свободы действий. На некоторых мероприятиях с помощью цифрового фотоаппарата делают и по 500, и по 1000 снимков. Плёнка такое не приемлет. В том числе на это влияет её доступность. За профессиональную плёнку в 12 кадров придётся отдать в среднем 1500 рублей. А ещё её нужно проявить. Стоимость одного кадра составит где-то около 150 рублей. Поэтому число снимков гораздо меньше, и каждая фотография – это результат хорошо продуманного действия.

– То есть ты всё выверяешь, вымеряешь и делаешь один-два кадра, но они оба идеальны. Бывает, что человек моргнул, поэтому и надо делать запасные кадры.

Плёнка учит беречь кадры и думать о том, что ты снимаешь.

По мнению Кирилла, никакой фотошоп не сделает фотографию плёночной. В чёрно-белых снимках содержатся все градации света – от белого до чёрного. В них большой динамический диапазон, который позволяет показать этот переход.

– Многим нравится. Когда человек снимает на плёнку – это уже что-то интересное для людей, а когда ещё человек и правильно снимает на плёнку – это реально круто и красиво.

Кадры со своим шармом позволяет получить не только качественная плёнка, но и испорченная. Правильно хранить плёнку в холодильнике. У Кирилла как раз для неё есть специальный отсек. Иногда условия хранения нарушаются. Одна из таких плёнок попала в руки Мёду – и он нашёл ей применение.

– Та плёнка хранилась на отопительном приборе, у неё слиплась эмульсия, произошли какие-то химические фотопроцессы. Я просто ради интереса решил её проявить и был поражен, когда увидел, что на ней, во-первых, видно изображение. Оно покрыто какими-то разводами эмульсии, которые напоминают «Звёздную ночь» Ван Гога. Портретные фото не очень получаются, хотя тоже интересно: какие-то свето-тени. А пейзажи – на всех фотографиях звёздная ночь! Разводы в небе. Но это так чисто для творчества.

Чёрно-белую плёнку Кирилл сам может проявить и напечатать. Сейчас после проявки он просто сканирует кадры. По мнению Мёда, если устраивать выставку, то стоит применять фотоувеличитель. 

– В этом случае они всё-таки более живые, потому что здесь всё аналоговое. Ты вообще не применял цифровых технологий.

Хотя с плёнки меньше фотографий получается, они являются более ценными.

– Я помню, я как-то снимал свадьбу и отснял две фотоплёнки – это 72 кадра. И они ценились гораздо больше, потому что ты не снимал всё подряд. Если сейчас фотографу, который работает на свадьбе, сказать, что я сделал 72 кадра, он посмотрит удивленно и скажет: «Как это так? На одном выкупе невесты делают 300». 

Время идёт, технологии прогрессируют. Но искусство и творчество всё равно остаются в жизни человека. И фотографии Кирилла, сделанные на плёнку, тому пример.

Автор:Ольга Смыкова