Богоявление, или же Крещение Господне, приходится на 19 января. Люди считают, что в этот день вся вода обладает целебными свойствами, а сам праздник ассоциируется с традицией купания в проруби. Многие полагают, что это помогает духовно очиститься. Но так ли это на самом деле? Что миф, а что правда, рассказал настоятель Покровского храма села Гавриловка Мичуринского района Дмитрий Быков.
Русская православная церковь не провозглашает обряд купания обязательным. В то же время, священники плохо относятся к чисто утилитарному подходу к святыне — не стоит набирать себе воду из-под крана, ходить в храм только за водой, а также придерживаться странной традиции не мыться в день Богоявления. По мнению духовенства, нельзя путать чистоту и святость, а тем более — правила гигиены и духовные практики.
— Вообще, конечно, в храм лучше ходить не за водой, а за тем, чтобы быть ближе к Богу. В праздник Крещения вода и вправду освящается, но сохраняет свои свойства лишь после Великого водосвятия в храме. Хотя в годы гонений на церковь даже вода не из храмов хранилась как освящённая. Вывод только один: Господь ждёт нас в храме, пока у нас есть такая возможность.
Многие полагают, что вода приобретает свои свойства исключительно из-за химических свойств серебра, после того, как в неё опускают крест. Однако на самом деле в большинстве храмов используют лишь медные или деревянные кресты — а медь даёт противоположный эффект, не делая воду целебной. Именно поэтому вопрос о том, как относиться к представлениям о крещенской воде как о исцеляющей, относится к свободе совести, а не к научным дискуссиям.
Особую силу святой воде приписывают на основании духовного опыта миллионов христиан. Многие выдающиеся деятели церкви полагали, что нет более сильных лекарств (разумеется, для искренне верящих в их свойства людей), чем святая вода и освящённое масло. Для Тамбовской области характерен пример архиепископа Луки, который рекомендовал: «Пейте святую воду как можно чаще. Это самое лучшее и наиболее эффективное лекарство. Говорю не только как священник, но и как врач. Из моего опыта в медицине».
Купание в проруби также не является аналогом таинства исповеди, так как не смывает с человека все грехи. На самом деле окунуться с головой в прорубь на Богоявление — значит приобщиться к старинной народной традиции, призванной укрепить силу воли и помочь побороть страхи.
— Очищение от грехов и страстей происходит только в долгом труде покаяния. Для этого существуют только таинства крещения, когда человек рождается во Христе, и в таинстве исповеди. Купание же в проруби, или иордани (месте реки, где производится освящение воды) на Крещение не имеет к ним прямого отношения.
Неверно и следующее мнение — 18 и 19 января верующим нужно набрать как можно больше крещенской воды, так как больше такой возможности якобы не будет. Однако на самом деле, святая вода должна употребляться лишь в особых случаях. Поэтому трёхлитрового запаса на год будет достаточно.
— Дело не в том, сколько святой воды или насколько человек слаб здоровьем при купании в проруби. Но Господь говорит: «По вере вашей да будет вам». Принципиально важно, с каким настроением и с какой целью верующий собирается купаться на Крещение. Именно поэтому нет и абсолютной безопасности от простуды и прочего.
При этом запасы святой воды всегда можно восполнить в любом храме. Если возможности посетить его нет, можно добавить оставшиеся капли в обычную чистую воду.
— Разбавлять крещенскую воду можно и нужно, а нести домой из храма огромные бутыли совсем не стоит. Разбавление должно происходить с благоговением и молитвой, ведь в этот момент мы соприкасаемся с чудесным даром Господа.
И, конечно же, абсолютно неверен и следующий миф: Крещение всегда сопровождается трескучими морозами, и святая вода, взятая при какой-либо другой погоде, уже «не совсем святая»:
— Середина января в средней полосе России чаще всего сопровождается морозами, но, конечно, не всегда. В других странах морозов нет, а Крещение всё равно есть. Народные традиции никогда не являются обязательными в жизни христианина, для которого самое важное в этот праздник — прийти в храм на богослужение.