Редакция РИА «ТОП68» продолжает цикл материалов проекта «Тамбовский левша 2.0», посвящённый развитию и распространению народных промыслов в регионе в различные этапы его истории. Этнокультуролог, филолог, фольклорист, диалектолог и сотрудник научно-методического Центра народного творчества и досуга в Тамбове Людмила Евтихиева рассказала о богатстве представленных в Тамбовской губернии народных глиняных промыслов:
— В середине 19 века жителям губернии стало катастрофически не хватать лесов — те были поделены между собственниками, а закупать древесину было чрезвычайно дорого. И, для того, чтобы строить, тамбовчане принялись массово производить кирпич. Для этого по всем нашим землям искали глину, делали особые формочки, приглашали мастеров и осваивали технологии выделки и обжига кирпича сами.
Помимо кирпичей, в регионе изготавливали и саманные блоки, сделанные из смеси глины и соломы. Особенно много этого строительного материала добывали на севере в лесной зоне Моршанского уезда и на юге — в степной зоне Борисоглебского уезда. До сих пор в этих районах можно найти саманные постройки под камышовой или соломенной крышей.
— Для бытовых же нужд развивалась народная керамика. Придумать лучше посуду для хранения молока, чем крынка, невозможно. У наших предков не было холодильников, а керамическая посуда дольше сохраняет температуру содержимого. При этом иногда внутрь такого сосуда бросали лягушку — она, хладнокровная, «держит» более низкую температуру.
По словам этнокультуролога, бытовую керамическую посуду орнаментировали редко. Иногда по венчику отпечатывали или насекали простейший рисунок. Однако высокий художественный уровень был достигнут в ряде таких локаций как Козловский уезд (Мичуринский район), Моршанский уезд (Сосновский и Пичаевский районы) и Тамбовский уезд (Бондарский район). Образцы расписанной глиняной посуды сейчас хранят местные музейные комнаты.
— Характер промысла керамическое производство приняло в однодворческих сёлах этих районов, где делали и глиняную игрушку. Это можно объяснить тем, что однодворцы, служилое сословие, были освобождены от пошлины за продаваемую керамику. Их поселения и подворья отличались мастеровитостью и предприимчивостью — поскольку это было частью их концепции выживания.
Потомки служилого сословия, сохранившие особые черты своего жизненного уклада, жили в Фёдоровке (Бондарский район). Наука утверждает: поскольку служилое сословие было самым мобильным, оно раньше прочих научилось успешно сбывать продукцию на ярмарках по всему региону. Такие же активные ремесленники-торговцы жили во множестве сёл на Белгородской засечной черте.
В настоящее время благодаря работе инициативной группы керамистов — Елены Кудровой, Данилы Чулюкина и Катерины Каллас — подлинная технология народного бренда «фёдоровская керамика» была воссоздана. И одним из наиболее выдающихся её достижений Людмила называет традиционную «фёдоровскую собачку»:
— Просто фантастика! Это восхищение не дилетанта, а мастера-керамиста Елены Кудровой, участницы проекта «Пограничный край не небесный рай!», поддержанного грантом фонда «Культурные инициативы» Президента Российской Федерации. В «фёдоровской собачке» скрыт особый секрет: она лепится из одного куска глины, раскатанного в «колбаску» и скрученного несколькими лаконичными движениями в форме сидящей собачки, смотрящей с доверием на друга-человека. Благодаря универсальной технологии мастера прошлого делали множество непохожих друг на друга фигурок, имеющих лишь одинаковое основание.
Этнокультуролог отметила, что народная мудрость скрыта и в многообразии фёдоровских свистулек, навершие которых делалось в виде любого животного. «Фёдоровку» в народе называли «Зайцевым», или «Зайчёвкой», поскольку знаком фёдоровских керамистов стал заяц — свистулька лаконичной формы.
— Помимо авторских изделий, фёдоровские мастера (бывшие исключительно мужчинами), делали «товарняк» — обобщённые зооморфные фигурки, воспроизводимые сотнями и продаваемые по всей губернии и за её пределами.
Людмила Евтихиева подчеркнула: многие из забытых народных промыслов Тамбовской губернии, в том числе и глиняных, сегодня возрождаются. В этом им помогают и авторитетные учёные, и талантливые энтузиасты, а главное, активные жители региона. И особенно важно то, что в настоящее время подлинное мастерство можно видеть не только на страницах газет и научных публикаций, но и совсем рядом с домом.