Лента новостей
Статья6 февраля 2022, 11:04

«Придумать лучше посуду было невозможно». Этнокультуролог рассказала о глиняных промыслах Тамбовской губернии

Редакция РИА «ТОП68» продолжает проект «Тамбовский левша 2.0», посвящённый развитию народных промыслов в регионе.

Образцы фёдоровской глиняной фигурки и традиционной глиняной посуды Тамбовской губернии
Образцы фёдоровской глиняной фигурки и традиционной глиняной посуды Тамбовской губернииФото: фрагменты выставки сотрудника ТОЕМ Светланы Горбуновой, Тамбовский областной краеведческий музей

Редакция РИА «ТОП68» продолжает цикл материалов проекта «Тамбовский левша 2.0», посвящённый развитию и распространению народных промыслов в регионе в различные этапы его истории. Этнокультуролог, филолог, фольклорист, диалектолог и сотрудник научно-методического Центра народного творчества и досуга в Тамбове Людмила Евтихиева рассказала о богатстве представленных в Тамбовской губернии народных глиняных промыслов:

— В середине 19 века жителям губернии стало катастрофически не хватать лесов — те были поделены между собственниками, а закупать древесину было чрезвычайно дорого. И, для того, чтобы строить, тамбовчане принялись массово производить кирпич. Для этого по всем нашим землям искали глину, делали особые формочки, приглашали мастеров и осваивали технологии выделки и обжига кирпича сами.

Помимо кирпичей, в регионе изготавливали и саманные блоки, сделанные из смеси глины и соломы. Особенно много этого строительного материала добывали на севере в лесной зоне Моршанского уезда и на юге — в степной зоне Борисоглебского уезда. До сих пор в этих районах можно найти саманные постройки под камышовой или соломенной крышей.

— Для бытовых же нужд развивалась народная керамика. Придумать лучше посуду для хранения молока, чем крынка, невозможно. У наших предков не было холодильников, а керамическая посуда дольше сохраняет температуру содержимого. При этом иногда внутрь такого сосуда бросали лягушку — она, хладнокровная, «держит» более низкую температуру.

По словам этнокультуролога, бытовую керамическую посуду орнаментировали редко. Иногда по венчику отпечатывали или насекали простейший рисунок. Однако высокий художественный уровень был достигнут в ряде таких локаций как Козловский уезд (Мичуринский район), Моршанский уезд (Сосновский и Пичаевский районы) и Тамбовский уезд (Бондарский район). Образцы расписанной глиняной посуды сейчас хранят местные музейные комнаты.

— Характер промысла керамическое производство приняло в однодворческих сёлах этих районов, где делали и глиняную игрушку. Это можно объяснить тем, что однодворцы, служилое сословие, были освобождены от пошлины за продаваемую керамику. Их поселения и подворья отличались мастеровитостью и предприимчивостью — поскольку это было частью их концепции выживания.

Потомки служилого сословия, сохранившие особые черты своего жизненного уклада, жили в Фёдоровке (Бондарский район). Наука утверждает: поскольку служилое сословие было самым мобильным, оно раньше прочих научилось успешно сбывать продукцию на ярмарках по всему региону. Такие же активные ремесленники-торговцы жили во множестве сёл на Белгородской засечной черте.

В настоящее время благодаря работе инициативной группы керамистов — Елены Кудровой, Данилы Чулюкина и Катерины Каллас — подлинная технология народного бренда «фёдоровская керамика» была воссоздана. И одним из наиболее выдающихся её достижений Людмила называет традиционную «фёдоровскую собачку»:

— Просто фантастика! Это восхищение не дилетанта, а мастера-керамиста Елены Кудровой, участницы проекта «Пограничный край не небесный рай!», поддержанного грантом фонда «Культурные инициативы» Президента Российской Федерации. В «фёдоровской собачке» скрыт особый секрет: она лепится из одного куска глины, раскатанного в «колбаску» и скрученного несколькими лаконичными движениями в форме сидящей собачки, смотрящей с доверием на друга-человека. Благодаря универсальной технологии мастера прошлого делали множество непохожих друг на друга фигурок, имеющих лишь одинаковое основание.

Этнокультуролог отметила, что народная мудрость скрыта и в многообразии фёдоровских свистулек, навершие которых делалось в виде любого животного. «Фёдоровку» в народе называли «Зайцевым», или «Зайчёвкой», поскольку знаком фёдоровских керамистов стал заяц — свистулька лаконичной формы.

— Помимо авторских изделий, фёдоровские мастера (бывшие исключительно мужчинами), делали «товарняк» — обобщённые зооморфные фигурки, воспроизводимые сотнями и продаваемые по всей губернии и за её пределами.

Людмила Евтихиева подчеркнула: многие из забытых народных промыслов Тамбовской губернии, в том числе и глиняных, сегодня возрождаются. В этом им помогают и авторитетные учёные, и талантливые энтузиасты, а главное, активные жители региона. И особенно важно то, что в настоящее время подлинное мастерство можно видеть не только на страницах газет и научных публикаций, но и совсем рядом с домом.

Хлебное полотенце на лыковом «пестере», крынка, лыковый «пестерь», лубяной туес, традиционные занятия тамбовских земледельцев на старинных фотографиях.
Хлебное полотенце на лыковом «пестере», крынка, лыковый «пестерь», лубяной туес, традиционные занятия тамбовских земледельцев на старинных фотографиях.Фото: фрагменты выставки сотрудника ТОЕМ Светланы Горбуновой, Тамбовский областной краеведческий музей
Автор:Иван Шарапов