Лента новостей
Статья2 декабря 2022, 16:00

«Летописец эпохи»: тамбовский фотограф сделал пять тысяч снимков за 40 лет в музее

В областном краеведческом музее открылась выставка, посвящённая работе музейного фотографа Павла Петручука.

«Летописец эпохи»: тамбовский фотограф сделал пять тысяч снимков за 40 лет в музее
Фото: Михаил Карасев

Ещё в мае этого года Павел Петручук отметил 80-летний юбилей. В 2010 году он ушёл на пенсию с работы фотографа областного краеведческого музея, оставив в наследство немало фотоальбомов и плёнок. Пять тысяч негативов. Всё, что наснимал за сорок лет — уникальный фотоархив, летопись целой эпохи. В конце ноября в его честь в музее открыли юбилейную выставку, посвящённую фотографу и его работе. С «летописцем эпохи», — так его называют в музее, мы и решили встретиться.

Встреча состоялась в музее, где ветерана, как выяснилось, всегда ждут и всегда ему рады. Несмотря на почтенный возраст, он оказался точен как хронометр и пришёл с неизменной фотосумкой. В которой был, конечно же, фотоаппарат. Теперь — цифровой, а не «Смена» или «Практика» как раньше.

— Родился я в 1942 году Тамбове, в нынешнем музее истории медицины — усадьбе Лукьяненко, — рассказывает Павел Васильевич. — Там тогда было родильное отделение. Учился в 17 школе, теперь это один из корпусов 29-й школы на Карла Маркса, а после школы в 19 лет устроился на работу грузчиком.

Казалось бы судьба обычного тамбовского парня. Школа, работа, Павел Петручук и говорит обо всём этом совершенно спокойно.

— Когда работал грузчиком — подкачал мускулатуру, — улыбается он.

Некоторое время будущий фотограф был простым рабочим на тамбовских заводах, а потом стал профессиональным фотографом. Работал в ателье на Мичуринской, у 24 школы. Затем в фотоателье на Коммунальной. Фотографировал людей, проявлял плёнки, печатал фотографии. Тогда это было не только искусство, но и тяжёлая работа с химией и светом. Недаром этой работе учил целый фотокомбинат. Куда и устроился Павел Петручук в январе 1968 года.

— Нравились мне все эти химические процессы. Иногда, правда, приносили плёнку проявлять заказчики, а на ней ничего не оказывалось. Но не скандалили, с пониманием были люди, — вспоминает он.

Отец у Павла  был профессиональным охотником. Но любовь к охоте сыну привить не смог. То есть сын не смог стрелять в животных.

— Отец у меня был главный госохотинспектор, я в командировки с ним ездил и на охоту ходил. Но однажды увидел глаза подранка и больше не мог ружьё в руки взять, — признался он. — Потом приобрёл себе фоторужьё и с ним на «охоту» ходил.

И в архиве Петручука множество фотографий животных, а на первом фото, которое он отослал в журнал «Охотничье хозяйство» (12+) были именно охотники и его отец в том числе. Животных и природу он снимать любит до сих пор. Но, как и любому фотографу, интереснее, конечно же, фотографировать людей. Они всегда разные и сделать хорошее фото не так-то просто.

— Приходилось и семьи фотографировать, особенно тяжело было с большими семьями, все непоседы, разбегаются. Снимал детей в садиках и школах. Однажды, помню, казус случился. Отснял десять групп детей и решил сразу всё вместе проявить. Плёнки прилипли, пришлось переснимать. Вот такой был опыт.

В 1971 году Петручук пришёл на работу в музей. На место сотрудника, который ушёл в армию. И с тех пор 40 лет провёл в музее. Хотя зарплата в ателье была повыше — около 120 рублей, а в музее всего 75, новая работа ему очень нравилась.

— В экспедиции с археологами ездил на раскопки, с Николаем Моисеевым, Ларисой Чуистовой. С преподавателями и студентами геофака пединститута, — рассказывает он. — Ну и передовиков производства фотографировал, без этого тогда никак. Был у нас сельскохозяйственный отдел, вот для него и снимал. Здесь в экспозиции есть одно их таких фото — телятницы Потаповой из совхоза Пригородный. Приходилось и экспонаты фотографировать для выставок, для паспортов.

 

Секрет хороших фотопортретов, по его словам, прост.

— Мне сотрудники музея помогали зачастую. Они сидели с кем-то разговаривали, на меня никто внимания не обращал, и я фотографировал людей такими, какие они есть. Иногда из-за угла, со стороны.

Самое обидное, по словам фотографа бывает тогда, когда видишь отличный кадр, а снять не успеваешь.

— Однажды шёл по Советской, а навстречу мне шли два каких-то джентльмена — во фраках, как положено. И у того, и у другого был маленький ребёнок. А у меня под рукой никакого фотоаппарата не оказалось. Вот это было жалко. Красивый снимок мог получиться.

В начале 2000-х годов Петручук перешёл с плёнки на «цифру». Хотя, по его словам, плёнка лучше и удобнее. Но сейчас снимать на неё — слишком дорогое удовольствие.

Собирать фотографии в альбомы он начал давно и собрал 52 альбома по сто фотографий. Там, по его словам, и животные, и растения, и насекомые, и всё, что только может запечатлеть фотограф.

Фотографии Петручука есть и во многих книгах. На выставке представлены некоторые из них. Например, книги Валентины Кученковой о тамбовских православных храмах (0+).

— Одна книга о Рахманинове с моими фотографиями из Ивановки вышла в Японии, вот только мне она не досталась, — жалеет фотограф.

Были и персональные выставки. Самая запоминающаяся, по его словам, была в 1986 году во дворце культуры «Юбилейный». Павел Петручук — активный участник Тамбовского фотографического общества. Постоянно участвует во всех отчётных выставках. Сейчас снимает для себя. Иногда специально выезжает на велосипеде на фотоохоту, несмотря на почтенный возраст.

— Косулю видел в прошлом году, но сфотографировать не успел, слишком быстро убежала, — жалеет он.

Петручук старается бывать и на всяких интересных мероприятиях. С фотоаппаратом. В музее, в областной библиотеке, картинной галерее. Но в музее его особенно любят.

— Павел Васильевич — наш летописец. В его архиве люди, события, наша история, — говорят в музее. — Всех людей запечатлеть, всю деятельность музея и с такой любовью… А как подобраны его альбомы! Как тщательно, всегда какая-нибудь деталь есть, которая его украшает.

Остаётся добавить, что выставка, посвящённая работе музейного фотографа (0+) будет открыта ещё около полугода.

Автор:Михаил Карасев