Лента новостей
Статья21 февраля 2023, 16:09

Первый блин – предкам. Тамбовский этнолингвист о масленичных традициях

В этом году Масленица продлится с 20 по 26 февраля.

Первый блин – предкам. Тамбовский этнолингвист о масленичных традициях
Фото: Олеся Харламова

Народные гулянья, угощения блинами, всевозможные забавы и, конечно, сжигание чучела — такая картина вырисовывается в сознании при слове «масленица». Хотя обычно Масленица приходится на первые дни марта, в этом году она празднуется с 20 по 26 февраля, то есть накануне Великого поста. О традиционном масленичном веселье РИА «ТОП68» рассказала этнолингвист, фольклорист, сотрудник «Научно-методического центра народного творчества и досуга», организатор общественного движения «ТамбовА» — Людмила Евтихиева.

Многие древние праздники ушли в небытие, стёрлись из памяти народа. Но не Масленица: конец зимы и начало весны — вот суть этого события традиционного календарного цикла. От того, как пройдёт Масленица, по мнению народа, зависело благополучие земледельца.

— В древности, праздник посвящался началу нового года, который приходился на 1 марта, — уточнила Людмила Евтихиева.

Масленица — праздник земледельческой общины, семьи, единство которых служило залогом благополучия. Закономерно поэтому, что обязательной частью гулянья было всеобщее хождение по гостям. Привечали и странников, видя в них посланников Бога.

— В эти щедрые дни молодого солнца особенно почитали предков, молитвенную память о которых бережно охраняли.

Объектом внимания также были молодым семьи. Молодожёнов прошедшего года поздравляли, приглашали в центр хоровода. А холостых, кому пора вступить в брак, учили быть расторопнее. Если знали, что какая-то красавица слишком разборчива, почему и осталась «в девках», то такую купали в сугробе и называлось это — «девок солить».

Многие исконные масленичные ритуалы позабылись, но те, которые служили укреплению единодушия, добра, сохранились.

 

О чучеле Масленицы

Казалось бы, главный атрибут Масленицы — это чучело и ритуал его сожжения. Но экспедиционные исследования прошлого века показали, что в Тамбовской области этот обычай не имел обязательной силы. Сценарии с чучелом, то есть куклой, изготовленной из соломы и одетой в традиционное платье, чаще обычного встречались на территории Моршанского, Первомайского, Староюрьевского районов. Чем далее продвигаемся на юг области, тем реже этот обычай отмечается как обязательная часть народного праздника.

— Мы имели возможность говорить с людьми, которые родились ещё в XIX веке. Они, а также те, кто родился позже, в 20-х, 30-х, 40-х годах, вспоминают, что при них никакое чучело не сжигали, — рассказала Людмила Евтихиева.

Но между тем сам ритуал сожжения существовал повсеместно. Гораздо чаще в Тамбовской губернии жгли солому и вообще ненужные, отслужившие свой срок бытовые вещи.

— С чучелом Масленицы сжигали всё отжившее, надеясь, что в масленичном костре «сгорает» и зимний холод, и сама смерть. На смену всему старому, ненужному спешила новая молодая весна, которую впервые начинают «закликать» в эти дни.

Там же, где готовили чучело Масленицы, разворачивалось настоящее театральное действие.

— Например, как рассказывают материалы РГО, присланные тамбовскими корреспондентами, в Моршанске, на ярмарочную площадь вносили ладью с чучелом Масленицы. На следующих ладьях размещались угощения. Масленицу встречали, ей пели песни, ей стелили ковры. И было это в конце XIX века. Однако, корреспондент описывал одно, увиденное им гулянье, которое, конечно, заранее готовили жители старинного тамбовского купеческого города. Ничего подобного в сёлах Моршанского района, как и в других местах, обнаружить не удалось. Следовательно, мы имеем право предположить, что описанные события — род фольклорного театра, где был и персонифицированный автор пьесы, и режиссёр.

 

О блинах

Тамбовская масленичная традиция богата обрядовыми действиями с блинами. И тут особое место занимает культ предков. Именно блинами поминали усопших родственников. Первый блин, который пекла хозяйка, она посвящала родителям.

— Всем известно выражение «первый блин комом». Эта поговорка закрепилась в современном русском языке в значении оправдания хозяйской оплошности. Едва ли этот смысл можно отнести к первому масленичному блину. И теперь любая хозяйка скажет, что если соблюсти все правила народной кулинарии, то первый блин, как и все последующие, будет великолепен. Тамбовская традиция блинопечения достойна отдельного разговора. Во-первых, у хозяйки обязательно были сковороды, на которых ничего, кроме блинов, не пекли. Были и блинницы: несколько соединённых сковородок с общей рукоятью, чтобы можно было одновременно наливать и запекать блины в печи. 

Почему же первый блин «комом»?

— Исследователи дают объяснение, опираясь на обычай, отмеченный в Полесье, где Масленицу называют «Комоедицей». Пока нигде в других материалах этот вариант праздника не найден. На Комоедицу просыпается медведь в берлоге, а медведь широко известен как атрибут тотемических верований индоевропейцев. Традиционным развлечением на Масленицу всегда было «вождение медведя» по ярмаркам, городам и весям. Медвежья потеха — дань памяти древнейшему празднику охотников, связанному с почитанием предков. Первый блин медведю-комоеду — это дань предкам, —  добавила Людмила Евтихиева.

Масленичную неделю называют сыропустной. Она предваряет Великий пост. На масленичную неделю уже нельзя есть мясо, но допускаются все молочные продукты. Отсюда и такое многообразие блинов: гречневые, пшенные, овсяные, пшеничные… Особые тамбовские масленичные блины готовили на кулеше, ими кормили кулачных бойцов на широкий четверг.

— Считалась хорошим знаком, когда блин наливался с припёком. Он получается, как солнце, с лучами. Примечали: если первый блин наливается с припёком, то весна будет дружной. 

Всему уделялось особое внимание: и ковшику, которым наливали тесто, и самому тесту, и тому, как его мешали: «посолонь», то есть по ходу солнца.

 

О масленичной неделе

Сегодня принято считать, что Масленица делилась на дни, для каждого из которых была своя традиция. Понедельник, вторник — «заигрыш», среда — «лакомка», четверг — «широкий разгуляй», пятница — «к тёще на блины», суббота — «золовкины вечорки», воскресенье — «прощёный день».

— Но и специальная литература, и экспедиционные данные не подтверждают, что эти номинации строго сохранялись в народной памяти. Специалисты предполагают, что такая сценарная последовательность возникла и закрепилась в практике работы клубов и Домов культуры советской эпохи. Но это закономерная и добрая новация, так как она опирается на подлинные народные обычаи.

На Масленицу молодожёны обязательно ходили к тёще на блины.

— Это очень поучительный обычай, который не обязательно приурочен к пятнице масленичной недели. Отношения зятя и тёщи — это древняя и вечная тема фольклора. Известно, что невеста после свадьбы уходила в чужую семью и её прежние контакты с родными ограничивались: нужно было научиться чувствовать себя частью новой социальной группы. На Масленицу тёща имела возможность дать понять зятю, довольна она им или нет. Если зять не мог уберечь любимое дитя от нападок в новой семье, то тёща это знала. В таком случае первый блин, который подавала тёща зятю, был подгорелый и ничем не подмазанный. А иногда она ещё туда соли сыпала. Но он обязан был этот блин съесть. Стоит сказать, что делали это очень редко, так как сор из избы обычно не выносили. Чаще тёща всё-таки подносила блин на праздничной тарелочке да с медком.

 

О молодых

Была и другая традиция. Если молодые жили не дружно, не находили общий язык, ссорились, то на масленичной неделе их «учили уму-разуму», то есть умению понимать друг на друга.

— Когда они приходили к тёще, она специально брала так называемый «пекушок» (это маленький горшок, в котором варили кашу для детей, возможно, и для молодухи). В этом «пекушке» запекали кашу, затем её, огненно-горячую, выкладывали на раскаленную заслонку. Заслонку за ручку держали по очереди молодожёны, предоставляя друг другу возможность есть кашу, которую надо было съесть всю. Очень неудобно — надо было беречь друг друга, выстроить ритм взаимоотношений. Говорят в народе, что это реально учило супругов взаимодействию, ладу в семье.

В масленичные дни муж выказывал жене особый почёт, что для традиционной культуры всё-таки было редкостью. К тёще, если то было в одной деревне, он сам вёз жену на саночках.


О катаниях на санях

Масленица — это кладезь народных игр. Одной из любимых забав в эти дни были катания на санях и санках.

Для санок специально заливалась горка. Устраивались соревнования, кто дальше прокатиться. Чем дальше, тем лучше — ведь это добрый знак.

В тамбовской традиции незамужние девушки на Масленицу катались с горы на «донцах». «Донце» — это приспособление для прядения. Считалось, что катание способствует деторождению. От катания донце растрескивалось, а количество трещин показывало, сколько деток будет в семье.

Нельзя было представить Масленицу и без катаний на санях. И не просто на санях, а на ярко украшенных. В эти дни празднично наряжали тройку: расписные дуги украшали лентами, полотенцами с масленичной вышивкой, развешивали бубенцы, кто побогаче — вешал колоколец. Крестьянский быт не пестрил красками. А вот праздник — совсем иное дело.

В далёкие времена у каждого действия было своё обрядовое предназначение. С годами смысловая нагрузка постепенно утрачивалась, но сохранялась игровая составляющая.

— По сей день Масленица знаменует приход весны, победу добра над злом, солнца над тьмой!