— Но нарекания со стороны жителей всё-таки есть. Например, в Рассказовском районе жалуются на запах, предположительно, от свиноводческого хозяйства. Есть ли решение этой проблемы?
— Сельхозпроизводителям даны рекомендации: при внесении остаточных продуктов в грунт учитывать сезонность работ, розу ветров, чтобы запах не распространялся на населенные пункты. Соблюдение этих условий, конечно, нужно контролировать. Поэтому по поручению Главы Тамбовской области мы сейчас прорабатываем вопрос приобретения передвижной лаборатории. С ее помощью можно будет установить факт загрязнения, а затем разобраться, что конкретно произошло и кто виноват.
— Жители Тамбовской области достаточно активны в экоповестке. Какая тема наиболее «популярна»?
— В регионе нет муниципального образования, откуда бы не поступали обращения от граждан о необходимости расчистки водоёмов: из-за климатических изменений и хозяйственной деятельности реки мелеют, заиливаются, зарастают. Расчистить все водоемы сразу невозможно. Для этого нужны колоссальные деньги, которыми регион не располагает. А федеральное финансирование уже распределено на годы вперёд.
Остаётся вести работу в рамках областных средств, то есть в рамках увеличения госзадания для подведомственного учреждения «Тамбовское водное хозяйство». Мы обсуждали этот вопрос с Главой региона, он его поддержал. В 2023 году планируем начать с пилотного объекта — будем расчищать реку Битюг в Мордовском районе. Там даже русла не видно, всё в камыше. Из-за этого количество растворённого в воде кислорода минимально, проточность минимальна, рыба погибает. Надеемся, что принятые решения помогут нормализовать ситуацию.
— А как быть с частными лицами, которые из благих побуждений хотят расчистить тот или иной водоём? Нужно ли на это разрешение?
— Всё, что касается изменения структуры дна, требует разрешения министерства на проведение работ. Кроме того, любая работа в русле должна проводиться на основании проекта, иначе ситуация может ухудшиться. Здесь необходим научный, профессиональный подход, поэтому эту работу лучше доверить специалистам.
— Много обсуждений вызывают гидротехнические сооружения на Цне близ Пригородного леса. Мост-плотину летом разобрали, а что сейчас на этом участке, на каком этапе ремонт?
— Плотиной заведует филиал «Цнинская шлюзованная система». Сегодня, насколько мне известно, в завершающей стадии находятся проектные работы. Документы поданы на госэкспертизу. Техническая часть проекта будет реализовываться в следующем году.
— Отдельно важно рассказать про ранее самовольно установленную конструкцию на Цне: какое-то конкретное решение по ней принято?
— Мы все пониманием, что до ледостава с этой плотиной надо что-то сделать. Если она останется, будет создан нежелательный подпор в период прохождения паводка. Поэтому эту плотину необходимо разобрать. Понижение воды в этот период, в отличие от летнего сезона, будет небольшим и не позволит деградировать берегам.
— В СМИ периодически видим сообщения о вырубках леса, с которыми не согласны жители. Что делать, если человек заметил вырубку, которая, по его мнению, является незаконной?
— За разъяснениями любой гражданин может обратиться в участковое лесничество, а теперь и в министерство. Мы обязаны отреагировать и сообщить о принятых мерах. Если люди видят противозаконные действия, они также могут обратиться в правоохранительные органы.
— Давайте в завершение поговорим о личном. Почему Вы всё-таки решили связать свою жизнь с экологией? Расскажите, что, кроме экологии, у Вас вызывает повышенный интерес.
— Экология с греческого переводится как наука о доме. Природа — это наш общий дом. В заботе о ней нет второстепенного. У меня пять высших образований, одно из них — по экологии. Для меня это любимое дело, где ты всегда видишь результат.
А люблю я всё, что связано с активным времяпрепровождением, главное, не сидеть на месте: спорт, велосипед, путешествия, охоту, рыбалку. Сидеть на месте для меня — это скучно. И работа у меня связана с постоянными выездами. Главное — держать руку на пульсе — всегда владеть ситуацией.