Лента новостей
Статья10 августа , 19:02

Как защитить ребёнка от травли в школе? Рекомендации тамбовского психолога

Как и почему возникает школьный буллинг, как ему противостоять, какие дети становятся агрессорами и жертвами - рассказала доцент кафедры психологии ТГУ имени Державина Елена Дьячкова.

Самые ужасные последствия травли - потеря радости и интереса к жизниФото: pxhere.com

Почему ребёнок не хочет идти в школу? Одна из распространённых причин этого — травля сверстниками, вторжение в личные границы, иначе называемое буллинг. Как и почему он возникает, как ему противостоять, какие дети становятся агрессорами и жертвами, редакции РИА «ТОП68» рассказала доцент кафедры психологии ТГУ имени Державина Елена Дьячкова.

Термин «буллинг» впервые употребил шведско-норвежский психолог Дэн Олвеус, систематически изучавший травлю среди детей. Его отличия от разовых неприятных эпизодов из жизни школьника — повторяемость. Он включает в себя запугивание, принуждение жертвы, угрозы, физическое насилие, унижение, вербальную агрессию.

— Показательное игнорирование одного ребёнка другим, с целью доставить первому страдания — также буллинг, но скрытый. При этом, вне зависимости от вида травли, она всегда существует с полным и частичным комплектом участников: агрессора; «агрессят»; жертвы; наблюдателей; наблюдателей, которые могут стать жертвами; не вмешивающихся взрослых, — говорит Елена Дьячкова.

Уметь различать всех участников важно, потому что для каждого из них акт травли приводит к определённым последствиям. Так, агрессор и агрессята (приспешники главного агрессора) закрепляют опыт агрессии и правонарушений; наблюдатели получают ощущение базовой незащищённости, страх и высокую тревожность.

— Жертва же и наблюдатели, которые могут стать жертвами, — страдают, у них падает самооценка. А взрослые, которые не вмешиваются в процесс, несут ответственность за последствия, потому что буллинг неизбежно повторится и на других детях.

Детьми-задирами, или буллерами, чаще всего становятся дети с агрессивностью различного происхождения. Среди некоторых возможных: недостаток родительской любви и внимания (росли без присмотра, остались на произвол судьбы); зависть к другим детям; нарциссические черты характера, взращённые без ощущения собственного достоинства — детям с таковыми приходится самоутверждаться за счёт других.

—  Часто буллеры приходят и из семей с конфликтными отношениями, с авторитаризмом родителей. У всех вышеназванных детей закладываются комплекс неполноценности и страхи, формируется девиантный паттерн развития. Ведь в настоящее время зависть рассматривается как один из разрушительных эмоциональных ресурсов и фактор девиантности.

Елена Дьячкова отметила и возможные генетические предпосылки — например, мальчик с двумя Y-хромосомами от рождения формируется как индивид с повышенной агрессивностью. Такая хромосомная патология встречается среди преступников. Однако иногда становление буллера можно остановить:

— Всё зависит от причины агрессивности, возраста, а также мотивации и желания самого ребёнка. Хороший психолог может дать рекомендации родителям, учителям, работать с этим ребёнком, но оставаться буллером или нет — решает сам ребёнок. Самые оптимистичные психологи говорят, характер человека формируется до 5 лет. Поэтому да, люди могут меняться в течение жизни, но только если сами того пожелают.
Агрессор рискует своим будущим благополучием - он может привыкнуть к девиантному образу жизниФото: pxhere.com

В отличие от буллера жертвой может стать практически любой ребёнок. Однако, к сожалению, риск подвергнуться насилию увеличивается, если школьник чем-то выделяется: например, ростом, весом, веснушками, цветом волос, поведением, голосом, характером, причёской, одеждой, очками или чем-либо ещё.

— Риск увеличивается, когда жертва обращает на себя внимание — и если многие сверстники к какой-нибудь «странности» отнесутся нейтрально, то буллер начнёт агрессию. Иногда это касается даже новенького в коллективе — классикой жанра тут является необыкновенно проникновенный фильм «Чучело» (12+). Его, кстати, можно рекомендовать к просмотру в качестве профилактики буллинга.

Чтобы прекратить буллинг, родителям как агрессора, так и жертвы необходимо прекратить не вмешиваться. Они должны обращать внимание на настроение, внешний вид и вид вещей ребёнка — это может помочь вывести из круга агрессии как буллера, так и травимого:

— На жертву могут указывать признаки: плохое настроение, подавленность, слёзы, синяки, царапины, а также рваная одежда или учебники — если они не объясняются естественным образом. У ребёнка может резко или постепенно ухудшиться успеваемость, появиться страх ходить в школу, а перед ней — снижаться аппетит и болеть желудок.

В случае буллинга родители должны в первую очередь слышать своего ребёнка, быть на его стороне и оказывать поддержку: научить давать отпор, уведомить всех субъектов образовательного процесса о проблеме, поговорить с родителями агрессора, направить ребёнка к психологу с целью выплеснуть негативные переживания, и в крайнем случае — перевести в другой класс или школу.

— Чего родителям ни в коем случае делать нельзя, так это девальвировать чувства ребёнка — например, говоря что-то вроде «Да ладно, всех обижают». И, конечно же, нельзя критиковать других детей и людей, нельзя самим становится агрессорами.

По словам психолога, сильно может помочь классный руководитель и другие учителя: проконтролировать взаимоотношения в классе, поддержать жертву, запретить её травить, показать фильмы по теме с дальнейшим обсуждением, разобрать похожие ситуации и объяснить, как следует действовать.

— Сам обижаемый ребёнок может научиться восполнять то, что у него отнял негатив — например, натренировать ассертивное поведение, или уверенность в себе, а также нарастить коммуникативные навыки, научиться давать отпор, не показывать слабость.

Однако, как считает Елена Дьячкова, психологическая помощь нужна не только жертве, но и агрессору — ведь того следует предупредить о возможных проблемах с законом и с поступлением в вуз и на работу.

— Абсолютная неправда, будто задиры обязательно и часто вырастают в лидеров, а жертвы — в неудачников! О множестве обратных примеров можно узнать и из интернета, и от старших родственников. Если к чему задиры и склонны, так это к девиантному поведению: ранним сексуальным связям, наркотикам, хулиганству и прочему. И от всего этого буллера, как и любого другого ребёнка, следует уберечь.

Несмотря ни на что, главным для каждого ребёнка остаются внимание и забота близких. Этим и следует наполнить детей прежде, чем они превратятся в агрессоров и жертв — ведь тогда первым нечего будет компенсировать, а вторым всегда будет хватать уверенности в себе.

Елена Дьячкова также поделилась с редакцией РИА «ТОП68» специальной памяткой для родителей – «Советы для детей, чтобы те не попали в группу риска по школьному буллингу»:

  1. Не показывать своё превосходство над другими.
  2. Не пытаться выделяться среди других, если нет для этого повода.
  3. Не хвастаться – ни своими успехами, ни своими игрушками, ни своими родителями.
  4. Не игнорировать решение класса, если они не противоречит его нравственным нормам (не плыть против течения своего коллектива).
  5. Не давать повода для унижения чувство собственного достоинства.
  6. Не демонстрировать свою физическую силу.
  7. Не показывать свою слабость.
  8. Своим даром, увлечениями надо научиться привлекать детей к себе, а не отталкивать от себя.
  9. Одарённость ребёнка должна быть направлена на благо класса и школы, чтобы одноклассники гордились, что они учиться вместе, а не завидовали ему.
  10. Нужно отыскать себе друга среди одноклассников, а ещё лучше несколько настоящих друзей.
  11. Нужно попробовать найти общий язык с каждым учеником в классе.
  12. Нужно научиться уважать мнение своих одноклассников.
  13. Не надо пытаться всегда побеждать в спорах с ровесниками.
  14. Нужно учиться проигрывать и уступать, особенно если на самом деле ты не прав.
Автор:Иван Шарапов