Лента новостей
Статья16 декабря 2010, 12:55

На семи рыночных ветрах

В преддверии затяжных новогодних праздников, - то есть именно тогда, когда люди начинают усиленно готовиться к череде застолий, - «Трудовая слава» решила затесаться в толпу страждущих сампурцев и понаблюдать за мгновениями повседневной жизни Его величества Рынка.

ПРИЛАВОЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

На вкус и цвет, как гласит народная мудрость, товарищей нет. Нынешнее торговое изобилие не может не радовать. Особенно сограждан тех поколений, которые успели вдоволь настояться в многометровых очередях у магазинов и наглядеться на голые полки витрин и прилавков.

Чего только мы не делали в погоне за товаром, подпадающим под одно, незнакомое нынешней молодежи слово - дефицит. И, уподобясь узникам концлагеря, номерки на руках писали. И палаточным бивуаком у дверей магазинов становились. И на поклон к всемогущественным представителям торгового цеха ходили.

А еще совершали ночные «набеги» на знаменитый, так называемый Камышинский поезд, из вагонов которого проводники за время стоянки успевали продать сампурцам энное количество килограммов привезенной из Москвы колбасы и прочих деликатесов.

Особо смелые и предприимчивые отправлялись в столицу государства сами, ставя на обратном пути никем не зарегистрированные рекорды грузоподъемности и вместительности.

Потом пришел черед «ледникового» периода карточек. Сахар, крупы, сигареты, носки(!), моющие средства… Да что там стиральный порошок, сукно, носки и мыло, если даже национальный продукт всех времен и народов - водку - выдавали по заветным талончикам.

Одним словом, старая планово-приказная система торговли агонизировала, а на ее «пепле» рождалась новая, пока еще слабенькая по причине своего малолетства, - рыночная, быстро выросшая из коротких штанишек и стремительно прошедшая путь от кустарей-одиночек до торговых империй.

ПРОДУКТОВЫЙ КЛОНДАЙК

Прилавки магазинов сегодня если и не ломятся от разнообразия всевозможных съедобных и не очень соблазнов, то уж точно пустыми не стоят.

Шустрый «парень» по имени Рынок, легко преодолев грунтовый дорожный барьер между городом и деревней, огорошил привыкших к сельповской монотонности гастрономических будней сельчан пестротой ярких и в большинстве своем непонятных - по причине импортного написания - этикеток.

Обалдел народ и от других надписей, на интернациональном языке цифр говорящих о стоимости заморской продукции. Но потом как-то пообвык и почти перестал выплескивать продавцам все то, что думает о кровопийцах-торгашах.

Последние же, претворяя в жизнь законы коммерции, не сразу, но пришли к выводу, что бизнес свой надо расширять и цивилизовать. Магазины и павильоны, увеличиваясь числом, похорошели внешне и внутренне. Конкуренция - этот важный движущий фактор прогресса - сделала свое дело: с хаосом первых рыночных лет мы простились. Или еще не совсем?..

В «столице» района Сатинке бизнес развернулся во всю ширь. Центром его стала улица Советская, на которой зазывают покупателей множество магазинов различного профиля и квадратуры. А рядом гудит «улей» рыночной торговли, с недавних пор переквалифицировавшейся в ярмарочную. Тут у кого угодно голова закружится. Куда же, выражаясь языком киногероя, бедному крестьянину податься? Где затарить предновогодние кладовые с наименьшими финансовыми потерями и минимальным риском для здоровья? Ответ на этот вопрос решила поискать «Трудовая слава», немного потолкавшись в еще не очень плотных покупательских рядах.

«КОНКРЕТНЫЙ ПАЦАН!..»

Действительно, в нынешнем продуктовом море можно заблудиться, выбирая между, скажем, пангасиусом и минтаем, пеленгасом и семгой, между маракуйей и апельсином, папайей и грушей, фейхоа и… Словом, ассортимент товаров сегодня весьма разнообразный, рассчитанный на кошельковую и вкусовую градацию покупателей.

Все это, конечно, здорово, но… изобилие товаров, к сожалению, часто приводит к обострению проблемы качества. И тут уж каждый должен сам решать, что и где ему покупать, чтобы не встретить праздники в палате инфекционного отделения больницы.

Довольно бегло осмотрев знакомые залы магазинов, «районка» влилась в рыночный «поток», течение куда более пестрое и непредсказуемое.

Четверг… День для сампурцев особенный. В это время на районную ярмарку съезжаются торговые представители соседних и не очень территорий.

Как говорится, налетай, подешевело! Вот только «налетать» захотелось не всегда. Цены на рынке действительно во многих (но, кстати, далеко не во всех) случаях ниже магазинных. Но за это покупатель должен смириться с антисанитарией, а в некоторых случаях и отсутствием информации о товаре.

«Сыры, колбаса свежие!» - зазывает лоточница, демонстрируя подошедшим товар… руками в грязных шерстяных перчатках. Эти пресловутые перчатки, кстати, стали приметой морозного времени практически на каждом уличном торговом месте. Другой же, всесезонной, стало отсутствие нормальных ценников. В лучшем случае наименование товара и цена. Более ничего, ни информации о производителе, ни о продавце.

Картина, согласитесь, на любителя. А таковых у нас много. Как правило, люди идут на рынок в чаянии экономии своих бюджетов. Но есть и такие, для которых рыночный променад стал сродни наркотику. И тут уже неважно, что привезенный товар стоит столько же, если не дороже, чем в магазине. Важен сам процесс.

- Чьи яблочки, мичуринские?- спросили у бойкого мужчины без опознавательных (кроме номерных) знаков. И на третий раз услышали: «Лебедянские». И тут же последовал бесплатный комментарий покупательницы: «Откуда мичуринские? В Мичуринске нынче неурожай». Однако реплику не услышали две соседние продавщицы, на аналогичный вопрос с непонятным акцентом уверенно выдавшие: «Мичуринские».

Тем временем первый яблочный фигурант на требование какой-то женщины (наверное, для отчета в организации) выписать товарный чек, заявил: «Чека нет, могу сказать только адрес». И добавил после оного: «Я такой-то, конкретный пацан! Так и запишите».

Так мы и записали, переместившись к соседям, торгующим пресноводной свежей рыбой. На привычный вопрос: «Где поймали?» получили удививший, признаться, ответ: «Волжская рыбка».

- Эка вас забросило, - подумали и перешли к другим властелинам хвостов и плавников. Ну, тут-то уж точно должны быть местные водоплавающие. Увы, карпы и иже с ними оказались ростовского происхождения. Ну, просто мистика какая-то! И мы, задумавшись о причинах, заставивших коммивояжеров везти столь нежный продукт за тридевять земель, тихо отошли восвояси… под бетонные сени крытого ярмарочного комплекса.

Здесь от сердца немного отлегло: и продавцы постоянные, проверенные, и ветеринарный контроль под боком. В мясных рядах порадовались на вид спецодежды и положенного клейма, повздыхали над ценой, которая неизбежно к новому году взлетает вверх, и… принялись «переваривать» все увиденное и услышанное.

Существующий перекос в сторону свободы (от проверяющих) рыночной торговли привел к тому, что продавцы расслабились и не столь себя утруждают соблюдением норм и правил.

Зачем, скажите, суетиться, если та же санэпидстанция имеет право проверить вас не чаще одного раза в три года, да еще при этом обязана известить о проверке за трое суток.

В экстренных же случаях (отравился ли кто или еще что) проверка может быть внеплановой, но… лишь с разрешения прокуратуры и, опять же, с предварительным уведомлением.

При таком раскладе ищущему правду покупателю крайне трудно будет это сделать. Тут не то что факт покупки доказать сложно, но даже «залетного» продавца проблематично найти. А прецеденты такие, как мы выяснили, в районе хотя и нечасто, но происходят.

В свете сказанного перед каждым человеком возникает выбор: где покупать? Дело это, естественно, сугубо индивидуальное. В пользу магазина здесь говорит его стационарность, наличие товароведов, складских помещений, холодильной аппаратуры и контрольно-кассовых аппаратов. Кассовый чек - это ведь не только бумажка с ценой, а документ, фиксирующий момент купли-продажи товара.

Рынок, в свою очередь, привлекает дешевизной и оперативностью реагирования на спрос. Но расплачиваться за это приходится дефицитом информации и повышенным риском покупки бесплатного довеска в виде какой-либо «бациллы» или, в лучшем случае, некондиции.

И агитация в этом деле столь же неуместна, сколь и малодейственна. Но один совет на прощание все же дадим: при любой конфликтной ситуации сампурскому покупателю не помешает вовремя вспомнить о телефоне «горячей» линии защиты прав потребителя – 22-0-66 или 22-4-33. Там помогут советом.

Автор:В. Поветкин