Лента новостей
Статья12 января 2011, 07:53

Планов у нас много

Говорят, что человек в своей жизни обязательно встретит тех людей и прочтёт те книги, которые ему необходимы для выполнения своей жизненной роли вообще и на конкретном жизненном этапе, в определённой жизненной ситуации. Эту точку зрения полностью разделяет и часто повторяет эти слова директор школы № 20 города Тамбова Елена Эдуардовна ЗахаржевскаЯ. Безусловно, невозможно переоценить значение книг в нашей жизни, ту роль, которую играет круг чтения в формировании личности человека, профессионала. Но какое большое значение имеют для нас встречи и общение, особенно в школьном возрасте, с таким интересными и талантливыми людьми, как Елена Эдуардовна.
счастливилось: в моей профессиональной деятельности были встречи с видными учеными и деятелями в сфере образования, российскими, зарубежными и нашими тамбовскими.
– Моя педагогическая и, вообще, трудовая деятельность началась в 1986 году после завершения обучения на факультете иностранных языков Тамбовского государственного педагогического института. На сегодняшний день мой педагогический стаж составляет 25 лет. Значительный срок. Оглядываясь на эти годы, могу сказать, что они были интересными и, наверное, достаточно успешными. И, главным образом, благодаря тем людям, кто учил меня, и с которыми довелось работать. Я думаю, что именно мои первые наставники воспитывали во мне, вчерашней выпускнице одного из наиболее престижных в то время в Тамбове вузовских факультетов, необходимые для нашей профессии качества: отношение к работе как к главному делу в своей жизни, компетентность, уважение к людям и их труду. Несколько лет я работала заместителем директора по научно-методической работе в Тамбовском бизнес-колледже, а с августа 2009 года – директор школы № 20. Думаю, что имеющийся профессиональный опыт, знания, а главное, желание не подвести людей, которые участвовали в моем профессиональном становлении, позволят мне компетентно выполнять мою работу, решать задачи развития школы.
– В школе очень хороший микроклимат: дети спокойны, вежливы, воспитаны, на переменах всегда здороваются и с учителями, и даже с совсем незнакомыми посетителями. Бывают ли конфликтные ситуации, и как Вы их разрешаете?
– Приятно слышать о том, что мы производим такое впечатление. Но проблем и задач, связанных с формированием у школьников поведенческой культуры и культуры общения, в частности, к сожалению, больше чем хотелось бы. Мы стараемся выстраивать с детьми отношения доброжелательные, открытые, честные. Кроме того, наша школа - школа полного дня, а это значит, что после уроков большинство ребят остаются здесь и занимаются в различных кружках, секциях. Активно работают детская организация и ученическое самоуправление. После создания на базе школы Центра развития территории мы начали развиваться по типу общественно активной школы – укрепляются демократические основы управления школой, работает разновозрастный волонтерский отряд, проводятся мероприятия для жителей городской территории и с их участием, активизируется родительское участие. И если учесть, что школьный контингент не велик, то все это, безусловно, способствует формированию хорошего микроклимата, и как следствие, формированию социально привлекательного имиджа школы в целом.
– Что Вы делаете, чтобы коллектив был Вашим союзником в педагогической деятельности?
– В отношении учительского коллектива я никаких специальных действий в этой связи не предпринимаю. И это принципиальная позиция, которая обусловлена как базовыми принципами современного менеджмента (профессионализм, результативность, лояльность персонала), так и спецификой педагогического труда: должностными обязанностями педагогических работников, современными требованиями к учителю, включая перечень и уровень сформированности профессиональных компетенций, уровень развития профессиональной педагогической культуры. То есть, руководитель современной школы не должен в вопросах профессиональной деятельности проводить какие-либо специальные мероприятия по привлечению учителя на свою сторону: мы и так, по существу нашей работы, – союзники и единомышленники.
В отношении ученического коллектива такая задача ставится. И от её эффективного решения в результате выигрывают все и, прежде всего, учащиеся, потому что отношения сотрудничества и эффективного взаимодействия учеников и педагогов в образовательном процессе приводят к повышению качества образования, да и просто делают детскую и нашу профессиональную жизнь более интересной, наполненной событиями. Что мы для этого делаем? Работаем, причём работаем вместе с ребятами, но инициатива в проведении каких-либо мероприятий в большей мере принадлежит детям: они действительно лучше знают, что именно им интересно, как лучше отметить то или иное событие, сами отвечают за порядок и дисциплину в школе.
– На директора школы возлагается решение абсолютно всех вопросов, включая и административно-хозяйственные. В прошлый раз у нас даже интервью сорвалось - Вы вынуждены были срочно решать вопрос с отоплением и повреждённой кровлей. На данный момент всё в порядке?
– "Абсолютно все вопросы" директор не может, да и не должен решать: при правильном руководстве каждый работник должен ответственно решать вопросы в рамках своей компетенции. И мы к этому стремимся, выстраивая систему отношений школьного управления и самоуправления. Но ответственность за всё происходящее в школе, конечно, несёт директор. Круг решаемых вопросов, действительно широк – от бытовых проблем до вопросов научно-методического обеспечения образовательного процесса.
Что касается вопросов с ремонтом системы отопления и кровли школьного здания, вызванным аварийными ситуациями, то благодаря городской власти эти вопросы достаточно оперативно были решены.
– На территории школы №20, как только она появилась, была запланирована теплица, но впоследствии на этом самом месте, чего только не было – и у детей постоянно пытались отнять эту их законную теплицу, разместив в ней то цех радиоаппаратуры, то какую-то ремонтную мастерскую. И ещё: одно время на вашей территории находилась хоккейная коробка, очень хорошая и посещаемая окрестной детворой, потом её тоже почему-то не стало. А как обстоят дела сегодня? Будет ли школа полноправным хозяином территории? Появится ли у детей снова теплица, хоккейная коробка, баскетбольные площадки, или, может быть, что-то ещё?
– Школа построена в 1987 году по типовому проекту, включавшему плавательный бассейн, находящийся в пристройке к школьному зданию, здания теплицы и стрелкового тира, расположенные на участке, стадион с футбольным полем, хоккейной, волейбольной и гимнастической площадками, беговыми дорожками – территория очень большая – около 26 тыс. кв. м.
Позднее с развитием сети спортивных школ и изменениями в условиях финансирования общеобразовательных учреждений помещение бассейна, здания школьной теплицы и тира были переданы в оперативное управление, соответственно, спортивной школе № 6 и № 5 и используются по их усмотрению. Территориально хоккейная коробка расположена за зданием теплицы и, насколько я знаю, при сдаче СДЮСШОР № 6 теплицы в аренду также использовалась арендаторами. К сожалению, в результате школьная хоккейная коробка лишилась ограждения, а здание теплицы разрушается. Оба эти объекта сегодня не используются в образовательном процессе, как, собственно, и помещение тира.
Мы активно сотрудничаем со СДЮСШОР № 6 по реализации программ дополнительного образования детей в ходе работы школы полного дня и в мероприятиях спортивной и физкультурно-оздоровительной работы. Очень ценен для нас опыт интеграции нашей основной образовательной программы и программ спортшколы № 6 по обучению учеников начальной школы плаванию и борьбе дзюдо.
В спортивных секциях, по программам дополнительного образования спортивной и физкультурно-оздоровительной направленности на базе школы занимается около 530 человек. В общей сложности по итогам прошедшего года спортивными и физкультурно-оздоровительными мероприятиями, проводимыми непосредственно на территории школы, охвачено более 1000 человек. Особенной популярностью у жителей пользуются мероприятия, проводимые школой и Советом территории на школьном стадионе. Большая площадь стадиона и непосредственно прилегающей к нему школьной территории позволяет участвовать в различных праздниках, соревнованиях, концертных программах более чем тысяче человек. Кроме того, на школьном стадионе постоянно занимаются на спортивных сооружениях, подвижными играми, гимнастикой жители близлежащих домов, дворовые команды, родители с малолетними детьми. Востребованность школьного стадиона у населения высока. Не случайно приоритетом программы развития городской территории "Поликлиника им. В. Коваля", в состав Совета которой входят, в том числе, работники школы, является массовая спортивно-оздоровительная работа с населением.
Очевидно, учитывая эти обстоятельства, областная и городская власть приняли решение о строительстве на школьной территории современного школьного стадиона. С уверенностью можно говорить о том, что школа действительно стала центром развития соответствующей городской территории, местом проведения массовых мероприятий.
– Школа полного дня предполагает, что дети находятся в ней или около нее весь день. Приятно находиться там, где есть эстетика – деревья, цветники, ухоженные дорожки – это очень влияет на желание учиться и на самочувствие в целом. Сегодня модно проводить разные акции – к примеру, посадить аллею выпускников или же аллею ко Дню матери. Есть ли у Вас в планах нечто подобное?
– Планов у нас много, в том числе и по развитию школьной инфраструктуры и, в частности, по улучшению эстетичного вида и озеленению школьной территории. И в реализации наших планов нам активно помогают не только родители учащихся, но и жители территории. На последнем Совете территории принявший участие в его работе глава администрации города А.Ф. Бобров поддержал предложение жителей частного сектора о посадке саженцев деревьев и кустарников во дворах многоэтажных домов и периметра школьного двора. Мы благодарны городской и областной власти за решение вопроса об освещении школьной территории; совету территории поликлиники им. В.Коваля за помощь в массовой опиловке деревьев, выделение материалов для подготовки школы к новому учебному году, ремонт ограждения школьной территории; главному врачу поликлиники им. В.Коваля Г.В. Холодович за обеспечение работы тренера по лечебной физкультуре и специалистов-физиотерапевтов в медицинском комплексе школы; конечно, родителям учащихся за их помощь в благоустройстве школы и её развитии.
В наступающем году мы планируем целый ряд мероприятий по озеленению и благоустройству школьной территории, ремонт спортивных сооружений, организацию зоны активного отдыха на открытом воздухе для учащихся начальной школы, а также оборудование в школе информационного центра, центра патриотического воспитания, дополнительного помещения для работы детской школьной организации, мероприятия по развитию материальной учебной базы школы. Планирование и реализация намеченного происходит при непосредственном участии не только школьного коллектива и родителей учащихся, но и общественности территории", представителей городской власти, бизнес-сообщества. Но, выстраивая развитие школьной инфраструктуры, мы исходим из того, что, если мы хотим, чтобы нам помогали, школа должна быть интересной, нужной для учащихся и их родителей, жителей городской территории, представителей бизнес-структур и власти, мы должны стать их полноценными партнерами в решении совместных задач.

Автор:Галина Казанок