Лента новостей
Статья26 января 2011, 12:55

Учёба в Германии

Член Молодёжного совета газеты "Ровесник" Ксения Дьякова уже несколько месяцев учится в Германии. Но, даже находясь за тысячи километров от нас, Ксения не забывает о своих друзьях. "Дорогие читатели "Ровесника"!!! Спешу поздравить вас с прошедшими праздниками! Надеюсь, что в наступившем 2011 году всех нас ждут новые успехи и достижения – у каждого на своём фронте, в своём любимом деле. В прошлом году мне удалось добиться значительных результатов в своем обучении – выиграть стипендию для прохождения стажировки в одном из университетов Германии. В беседе с Никитой Горских я поделилась впечатлениями и рассказала о немецкой системе образования".


– Ксения, скажи, пожалуйста, какие трудности ты испытала в начале обучения в немецком вузе?
– В Германии учебный процесс полностью интернетизирован. Регистрация на посещение занятий, получение допусков к экзаменам, распространение литературы для семинаров, да и часто само общение с преподавателем происходят через специальную университетскую интернет-систему.
Так вот для меня первые трудности были связаны с освоением электронной системы управления учебным процессом, с необходимостью самостоятельно составлять расписание, подсчитывать Credit Points. В немецком университете студенты сами выбирают, какие лекции и в каком объёме они хотят прослушать, сколько семинаров хотят посетить. Всё это делается через специальный сайт учебного заведения. На самом деле, всё очень удобно устроено и в итоге облегчает жизнь, как для студентов, так и для преподавателей.
– В чём, по-твоему, основная разница между российской и немецкой системами образования?
– Разница, конечно, существенная. Сначала все дети идут в детский сад, плавно попадая оттуда в Грундшуле (то есть начальную школу). После этого детей разделяют согласно достигнутым ими успехам в учёбе и интересу к обучению по трём направлениям: Хауптшуле (основная школа) – с 5-го по 9-й класс; Реальшуле (несколько выше) – с 5-го по 10-й класс; Гимназиум (наивысшая школа) – с 5-го по 13-й класс. По признанию моей подруги немки, которая проходила педагогическую практику в Хауптшуле (то есть наименее престижном среднем учебном заведении), – это был кошмар. В эту школу попадают дети, которые не имеют никакого желания учиться, не хотят далее продолжать своё образование и желают лишь получить основные знания. Как после Хауптшуле, так и после Реальшуле человек получает профессию невысокой квалификации и может сразу же выходить на работу.
В университет же можно поступить только при условии окончания Гимназиума. Человеку в это время где-то 20-21 год. Получив эту бумагу, студент может быть зачислен в университет (без дополнительных экзаменов). Притом есть особое отличие от нашей системы: независимо от того, какие экзамены ученик сдал для Абитура, он может поступать на любой выбранный им факультет. Кроме того, студент при обучении выбирает помимо основного факультета также неосновной, вторичный факультет (или несколько таких факультетов), в зависимости от того, какие предметы кажутся ему наиболее интересными.
В идеале студенты учатся до защиты степени бакалавра три года. До защиты степени магистра – ещё плюс два года. Возможен и больший срок обучения. Как правило, для магистра в общем это 13-15 семестров.
У студентов нет стипендии, однако, детям из семей с недостаточным доходом (таких большинство) государство выплачивает так называемый БаФёг – ежемесячное пособие. Это достаточные для обучения деньги, но они даются на возмездной основе (своего рода беспроцентный государственный кредит на образование). После окончания университета, получив работу, бывший студент в течении нескольких первых лет профессиональной деятельности ежемесячно выплачивает свой БаФёг обратно государству.
В целом в Германии ярко выражен принцип так называемой кастовости. Из молодёжи в университете обучаются только 30%. Как правило, это дети управленцев и интеллигенции. Говорят, что иностранцам в этом смысле легче, они как бы перепрыгивают через эту систему, начиная с абсолютного нуля. Правила обучения в вузе зависят и от конкретной федеральной земли (региона), они заметно разнятся. Например, в Райнланд-Пфальц высшее образование бесплатное, не считая социального взноса, который студенты оплачивают каждый семестр. Он составляет примерно 210 евро, при этом студенты получают ряд преимуществ – бесплатный проезд на всех видах транспорта на территории федеральной земли (а это позволяет экономить очень большие деньги), возможность со скидкой посещать студенческий кинозал, спорткомплекс, различные вечеринки и т.п. То есть, платить этот социальный взнос, по сути, очень выгодно, хотя он и немаленький). В Баварии при этом образование полностью платное.
В Германии нет многочисленных программ, как в России. Стипендии дают, например, те же политические партии в своих интересах или какие-нибудь объединения, общества в целях благотворительности. Это может быть, как я уже сказала, также социальная стипендия, но её присуждение не связано с результатами, которые показывает студент в обучении. Буквально сегодня, например, видела объявление о стипендии для студентов, которые захотят написать докторскую на тему гомосексуализма. Всё это, конечно, несколько удивляет. По поводу зарплаты преподавателя на уровне слухов знаю, что это 5-7 тысяч евро. Точной информации, конечно же, у меня нет.
Могу добавить, что сами условия существования студентов и преподавателей шокирующе отличаются от российских. Здесь каждая аудитория отлично оборудована; лекционные аудитории – это именно лекционные аудитории, они очень большие, и преподаватель всегда говорит в микрофон, ни одно занятие не проходит без использования проекторов и ноутбуков, без проведения презентаций. Великолепные, почти полностью автоматизированные, довольно недорогие столовые. Великолепные, по условиям, общежития, в которых, кстати, вообще нет "надзирателей": каждому студенту даётся ключ, который подходит ко всем внешним дверям. Всё очень цивилизованно.
Вообще же отличий очень много. Например, отсутствует понятие учебного курса. На лекции можно увидеть как "новобранцев", так и пожилых людей – это нормально. Сами студенты намного старше, и учиться они могут дольше, чем пять лет. Немцы, как правило, поступают в университет в двадцать один год, то есть в том возрасте, когда русские студенты уже заканчивают обучение.
– А как складываются твои отношения с немецкими одногруппниками?
– Просто замечательно, честно. Надо сказать, что я ждала намного худшего. Меня предупреждали и о конкуренции в ходе учебного процесса, и об определённой немецкой замкнутости и характерном индивидуализме, но на практике ничего подобного лично я не увидела. Ребята, с которыми мне приходится сталкиваться в ходе учебного процесса, как правило, очень внимательны, доброжелательны и отзывчивы. Они охотно отвечают на вопросы, порой даже сами предугадывают затруднительную для тебя ситуацию и помогают разрешить её, дают советы, делятся своими учебными пособиями. Мне много помогали одногруппники.
– Интересно, каковы в Германии отношения между студентами и преподавателями?
Это значительно в большей степени отношения "на равных", чем в России. Это чувствуется, как правило, уже по самому тону, пафосу, в которых ведётся занятие. Здесь абсолютно отсутствует какое-либо подавление авторитетом. Студенты не стесняются задавать преподавателю даже, казалось бы, глупые вопросы, выражать даже, казалось бы, абсурдные мнения, могут открыто спорить. Здесь скорее нельзя не выражать своё мнение, нельзя отвечать, лишь пересказывая текст учебного пособия – за это оценка будет снижена.
Думаю, то, что здесь, зачастую, в порядке вещей, русский преподаватель расценил бы как неуважение к себе и нарушение дисциплины. Я неоднократно наблюдала, как многие студенты, пришедшие с ноутбуком, в течение всей лекции сидят в социальных сетях или просматривают страницы интернет-магазинов. Преподаватель никогда не пытается как-то пресечь это, не делает замечаний, ведь студент сам хорошо знает, зачем он пришёл в университет и сам отвечает за уровень полученных знаний, за качество профессионализации. Что касается университета, то он со своей стороны для обучающихся создал идеальные условия, и студенты об этом знают. Если что-то не получается, пеняй на себя. Студенты и преподаватели на занятиях могут даже есть, пить кофе, особенно на семинарах, которые проходят в более камерной обстановке. Всё это немыслимо в России.
Впрочем, я бы меньше всего хотела сейчас ошибиться, а вопросы всё-таки не такие простые, как кажутся. В российской системе образования всё не просто, да и немецкую я знаю совсем мало. Честно говоря, я даже не уверена в том, что такое европейское "равенство" между преподавателями и студентами хорошо, ведь у всего есть обратная сторона. Для меня самой лучшие преподаватели – это Учителя, образцы, интересные богатые личности, которые непременно превосходят меня – как же иначе? И если говорить именно о таких Учителях, они играют в судьбе студента колоссальную роль, непосредственно участвуют как в его профессиональном формировании, так равно и в личностном. Я слышала подтверждение тому от многих русских студентов. В этом смысле, лучшие преподаватели в России – больше, чем просто преподаватели.
– Ксения, можешь ли ты уже сказать, что даёт тебе обучение в Германии?
– Моя учёба, по сути, началась недавно, я здесь с 1-го октября этого года. Однако кое-какие результаты уже есть. В первую очередь, это возможность непосредственного освоения языка. В личностном плане – обретение большей уверенности в себе, большая самостоятельность, организованность. В профессиональном плане, Германия предоставляет мне богатые библиотеки, возможность получать консультации, посещать занятия немецких учёных, таким образом открывая новый взгляд на вещи, расширяя моё научное поле зрения. Мне повезло и с научным руководителем – доктором философии, славистом профессором Райнером Гольдтом, защитившим докторскую диссертацию по творчеству Евгения Замятина и хорошо знающим, любящим Россию, имеющим давние творческие контакты и с научным руководителем моей диссертации профессором Л.В. Поляковой, и с Международным Замятинским центром Тамбовского университета. В итоге, я надеюсь, что обучение в Германии даст мне больше возможностей для трудоустройства в России, что сейчас крайне непросто даже для очень успешных студентов.

Автор:Никита Горских