Лента новостей
Статья1 апреля 2011, 01:00

Когда колокола торжественно звучат

Музыка над городом плывет

Радостно, торжественно, красиво…

Колокольный звон… Какая сила!

Чистый звук, что за душу берет.

Звон плывет, взмывая в облака,

Он, как свет: прозрачный и хрустальный.

И парит над миром чудо, тайна,

Возродившись к жизни на века.

27 марта, на 3-й неделе Великого поста, крестопоклонной, в церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, что находится в селе Заворонежском, состоялось знаменательное событие для всех православных христиан: в этот день сюда были привезены отлитые воронежскими умельцами пять колоколов.

История церкви уходит в далекую старину, когда в 1895 году на средства прихожан она была построена из камня. В это же время здесь были открыты церковно-приходская и земская школы, а население этого прихода составляло 1367 человек, по тем временам это было большое село. Но недолго прослужила церковь в том виде, в котором была построена. По свидетельствам очевидцев, на заре советской власти с нее были сняты колокола на нужды молодой республики, постепенно приходило в упадок и само здание церкви, так как набирал силы атеизм.

Но даже в те годы церковь не прекратила своего существования и собирала под своими сводами верующих. Когда на церковь прекратились гонения, нашлись и находятся добропорядочные люди, которые бескорыстно помогают ее возрождению.

Наша газета уже писала о том, что в декабре прошлого года церковь начала отапливаться природным газом, сегодня внутри помещения заменены полы на пожертвования С.В. Вострикова и А.Н. Черных, предстоит выполнить и другие строительные работы для нормального функционирования храма, для чего потребуются немалые пожертвования.

Благодаря усердию и стараниям попечительского и приходского советов, в состав которых входят председатель районного Совета народных депутатов Демьянов Владимир Иванович, староста Барышников Николай Алексеевич и другие прихожане, в прошлом году были собраны пожертвования на изготовление пяти колоколов. Большую помощь в этом оказал и бывший житель села, ныне москвич Алексей Викторович Ермаков, кстати, его отец и поныне проживает в селе.

Как было сказано выше, в воскресенье колокола были доставлены в церковь, где после Божественной литургии в честь Феодоровской иконы Божией Матери при большом стечении народа (сюда пришли не только жители Заворонежского, но и Большой Дороги, приехало много православных и из Староюрьева) настоятелем церкви иереем отцом Ильёй и настоятелем Староюрьевского храма иереем отцом Вадимом было совершено молебное пение на освящение колоколов. После обряда освящения они были водружены на колокольне и раздался их благовестный звон, оповестивший округу о том, что во Введенском храме Пресвятой Богородицы вновь возрождены колокола.

После освящения колоколов к прихожанам со словами благодарности и испрошения милости Божией обратились настоятель Введенского храма иерей Илья, председатель районного Совета народных депутатов В.И. Демьянов, которые выразили слова благодарности всем участникам этого богоугодного дела и в особенности А.В. Ермакову за огромную и бескорыстную помощь.

Из истории

В богослужебных книгах колокол называется «кампан», что этимологически связано с названием римской провинции Кампания, где добывалась лучшая медь для колоколов, с греко-латинским названием поля - campi и с названием растущего на полях цветка колокольчик - campanula. Есть мнение, что название колокола «кампан» обусловлено тем, что, как по полю беспрепятственно может идти человек, так по воздуху свободно распространяется звук колокола.

По своей внешней форме колокол - не что иное, как опрокинутая чаша, из которой как бы изливаются звуки, несущие в себе Божию благодать.

В восточных православных странах в XI - XII веках было немало противников колоколов, как принадлежности латинской Церкви, но в XII век последовало официальное благословение на их употребление в Православной Церкви.

Вначале колокола не имели постоянного места в храме: их подвешивали и в арках входных дверей, и внутри храмов, и в башнях куполов, и на отдельных звонницах близ храмов, и на воротах церковной ограды, на воротах монастырской стены. В Русской Церкви в древности для колоколов строились звонницы в виде стенки со сквозными проемами, в которых подвешивались колокола. С XIV века на Руси появляются многоступенчатые башни с конусообразной или купольной кровлей, под которой находились колокола. Как и звонница, колокольни строились вначале отдельно от храмов. Но в московской архитектуре XVI - XVII веков, а затем повсеместно появились храмы, построенные вместе с колокольнями, которые входят в здание храма, составляя с ним целое. Такие колокольни ставятся с западной стороны храма так, что вход в храм осуществляется через нижний этаж колокольни, который может являться в таком случае притвором. Наряду с такими колокольнями продолжали сохранять и строить храмы с колоколами в куполах на кровле или в отдельно стоящих колокольнях. Возникновение колоколен было обусловлено стремлением и возможностью создавать большие и звучные колокола. Кроме того, чем выше поднят колокол, тем дальше его слышно, так что высокая колокольня как бы заложена в самой идее колокола. Колокольня духовно может означать и гору, с которой Господь благовествовал Евангелие, и мачту корабля, где находится наблюдатель, возвещающий об опасности или приближении долгожданной цели плавания, и вершину земной истории человечества, на которой прозвучит архангельская труба, благовествующая о Христе грядущем и начале вечной жизни.

Александр Борискин.

Фото автора.

Автор:Александр Борискин