Но давно еще, лет 20 назад, была приятно удивлена, когда побывала на родительском собрании в Сосновской школе №2, которое проводила молодая тогда учительница Марина Петровна Кадомская. В те времена в начале такого собрания была положена лекция на заданную тему – чужие слова, которые учитель "барабанил" по бумажке. Обязаловка. А она обошлась как-то без этого, сразу же заговорила без высоких фраз, без натужного моралите, о конкретных, узнаваемых, наших ситуациях. И какое-то хорошее, светлое ощущение осталось после этого первого знакомства с ней.
У Марины Петровны Кадомской почти за три десятилетия служения школе множество наград. И Почетная грамота Министерства образования РФ, и победа в конкурсе "Лучшие учителя России", а буквально недавно она награждена нагрудным знаком “Почетный работник общего образования Российской Федерации”. Но та оценка ее работы, которую дали дети и родители, для нее самая важная.
– Это мой "Оскар", – улыбается она.
Мы беседуем с Мариной Петровной накануне женского дня 8 Марта. Этому празднику, придуманному немецкой активисткой Кларой Цеткин, в этом году сто лет. Многие советские праздники ушли в небытие, а этот оказался вечным. Особый день в году, когда наши женщины чувствуют себя женщиной – Богиней. Однако общество у нас по-прежнему заточено под мужчин, они на главных ролях. Но вот в школах настоящее бабье царство. А она рассказывает, что учителем быть вроде бы и не мечтала. Но сердце трепетало, когда директор восьмилетней школы в селе Зеленом Николай Антонович Германович, историк, занятый хозяйственными проблемами, иногда говорил ей, школьной отличнице: "А сегодня урок истории проведет Марина Соловьева". Этот учитель был для нее примером. И вообще сельская Зеленовская школа дала ей такие знания, что потом, где б ни училась, всегда была одной из лучших. Ну а доброта – это от семьи, от матери, у которой ее трое детей были поздними, и она хлопотала над ними, как наседка. Одно время считалось, что излишняя родительская любовь балует. Нет, материнской любви много не бывает, наоборот, недолюбленные дети – причина многих бед общества.
А Марине Петровне всегда везло на хороших людей, настоящих наставников. В Тамбовское педагогическое училище имени Ушинского она поступила как-то само собой, судьба вела. И всю свою учительскую жизнь довольна и гордится тем, что училась именно там. “Это был наш “институт благородных девиц”, – рассказывает она. – Все, что есть во мне, как у учителя, хорошего, заложено именно там. Все мое умение, приемы-фишки, как теперь говорят дети”. Чему их там только не учили: и играть на музыкальных инструментах, и бальным, и современным танцам, и шить, и вязать, и петь, и рисовать. Где они только не побывали с классным руководителем Ираидой Васильевной Зениной – в Ленинграде, Таганроге, Ростове, Краснодоне. А самым умным, строгим и справедливым была учитель истории Светлана Анатольевна Карускевич. С широко распахнутыми глазами слушала она ее уроки истории о подвигах и предательстве, о любви и ненависти, о войне и мире, о вождях и слепо верящем народе. И уже не было сомнений, какой факультет в вузе выбирать. Ну, конечно ж, исторический.
По распределению попала в Сосновскую школу-интернат. Могла б устроиться в Тамбове, городской школе, но пионервожатой, а она знала – эта работа не для нее.
В интернате молодая учительница прошла суровую школу жизни. Но опять повезло на наставников. “Такого директора, как Анатолий Александрович Оловников, который бы так заботился о нас, молодых педагогах, – вспоминает она, – я нигде больше не встречала. А его супруга Римма Алексеевна Оловникова, тоже историк, излучала свет и тепло. Именно там, в интернате, я поняла: воспитывать могут многие, любить детей и понимать их – единицы”.
И вот уже за спиной десять выпусков, как учителя истории, и три, как классного руководителя. Сейчас много говорят о личностно-ориентированном подходе. Двадцать лет назад она о нем не слышала, но твердо знала: каждый ребенок – личность, не бывает массы, не бывает класса в целом, а есть каждый в отдельности.
Кадомскую часто спрашивают, что она делает, чтобы ее любили дети. А ничего специального для этого не надо. Надо просто самой любить их. Это ее метод, ее главная фишка, дар Божий, как у поэта, музыканта, художника. "Учителем надо родиться" – так назывался мастер-класс Кадомской, который она проводила. Некоторые высказывания Марины Петровны на нем хочется процитировать полностью. "Учитель – это актер, именно я могу сделать так, чтобы ребенок смеялся, или чтобы у него заблестели слезы, учитель ведет свою роль, и от его таланта (или бездарности) зависит внимание и равнодушие публики. Ибо класс – тоже зрители, но учитель – больше, чем актер. Даже самый народный артист, в конечном счете, не несет ответственности за своего зрителя, а учитель – несет. Учитель – это еще и режиссер-постановщик. Пусть он пока не сам выбирает пьесу и ее участников, но он распределяет роли и сам следит за игрой своих подопечных. Учительство – это, прежде всего, призвание и талант”.
И далее: "Личностный подход проявляется хотя бы в том, как учитель обращается к детям. Любящий учитель не будет называть их только по фамилии, а и по именам. Любящий учитель не побоится признать свою ошибку, извиниться перед ребятами, если окажется в чем-то неправым. Школа – дом радости – не может быть местом перепуганных детей. Ничего нет страшнее в школе, чем учитель, приходящий в класс с холодным сердцем. Много школьных наук потом забывается, не забывается одно – общение с умным, готовым тебя понять собеседником. Педагог учит на уроках не только основам наук, но и правде, справедливости, честности, доброте. Каждая секунда урока воспитывает. Да, учителя – обыкновенные люди, с нервами, сердцем, самолюбием, усталостью. Но детям от этого не легче. Они учителя не выбирают. Он им достается. Учитель – профессионал умеет оставлять за порогом класса все, что может отдалить его от учеников, помешать созданию творческой атмосферы на уроке. Проявить выдержку, мужество, не перебивать отвечающего у доски, не ответить резкостью на грубость. В этом проявляется, на мой взгляд, личностный подход к детям.
Я стараюсь научить ребят использовать речевые обороты: "я полагаю", "по-моему мнению", "я думаю", "я считаю", "моя точка зрения". Учащиеся должны научиться мыслить, рассуждать, анализировать. Никакой зубрежки, никакого схематизма. Только так можно воспитать активно мыслящую личность, а не очередные "винтик" и "гайку" для государства".
"Доброе слово, что дождь в засуху”, – любит повторять она. У этой женщины удивительный, как у Пьеро, разрез серых глаз, и как у школьницы до сих пор ямочка на щеке – природная, неистребимая женственность, становящаяся все более дефицитом в наше время "мужиков в юбках".
Когда-то Марина Петровна выбрала самый интересный, увлекательный предмет – историю. Но и его можно засушить бесстрастным пересказом параграфов учебника. А ее уроки – мини-спектакли. О необыкновенной силе воли маленького ростом, но великого духом русского полководца Суворова, или о пленительной для мужчин красоте египетской царицы Клеопатры, или о завоевателе мира Наполеоне и его страстной любви к Жозефине, или о бесстрашной героине французского народа Жанне д, Арк.
В них есть место и дебатам. Именно так прошел урок “Петр I: кто он? Реформатор или...” Но лучше, считает она, один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому своих учеников она возит на экскурсии в места, которые крупно вошли в историю России. Например, в город Владимир, с его соборами, где фрески расписывал Андрей Рублев. Ее двоечник стоял там, в Успенском соборе, и смотрел на них, раскрыв рот. Истоки патриотизма. Они, как ручейки, должны неназойливо начинаться с таких вот моментов.
Каждый год 13 сентября в день рождения Зои Космодемьянской проводятся классные часы, посвященные ей. Однако, от постоянного “употребления” что ли, имя бесстрашной комсомолки как-то тускнеет, делается затертым. Но как рассказать нынешним, чтобы оно заблестело заново. И учитель говорит: "Ей 18, чуть старше вас, и враг почти у Кремля, который из деревни Петрищево, где фашисты соорудили уже ей виселицу, в бинокль видно, а она бросает им в лицо перед смертью: "Сдавайтесь! Победа будет за нами!".
А вы бы так смогли? А? Вот в этом-то все и дело.
Многие ее ученики являются победителями районных и зональных олимпиад, Всероссийских конкурсов. Но что интересно, именно те, кто звезд с неба не хватал, оказываются более признательными, более благодарными ей. Например, Саша Беликов. Так сложилась судьба, что он на инвалидной коляске, самому нужна моральная поддержка, а он ей звонит, поддерживает в трудные минуты жизни.
Дочки Алена и Валерия не пошли по ее стопам, не выбрали учительскую профессию, слишком надоело, наверное, видеть маму в вечерние часы, склоненную у настольной лампы, за “уроками”. Но девочки получились хорошие. И в них Марина Петровна видит свое продолжение.