Лента новостей
Статья15 июня 2011, 10:28

Застойная классика или классика застоя?

К хорошему быстро привыкаешь. И начинаешь сравнивать с лучшим. Это неизбежно, но это, наверно, и есть условие и закон прогресса. Поэтому пятый Театральный фестиваль имени Н.Х. Рыбакова будут сравнивать с предыдущими, и в первую очередь, с очень успешным четвертым. На днях юбилейный форум, посвященный Его величеству Актеру в Тамбове торжественно завершился, оставив шлейф аплодисментов, критических дискуссий, информации к размышлению и воспоминаний о будущем…


Не стоит соблазняться аплодисментами! — это предупреждение известного театрального критика, члена жюри фестиваля Натальи Старосельской оказалось очень кстати. Душевная тамбовская публика, любящая театр, ежедневно заполняла зрительный зал на радость актерам из разных городов, и каждый раз горячо приветствовала их со всей своей интеллигентной гостеприимностью. Актеры действительно были на высоте, играя вечную классику Островского, Чехова и Толстого. Но… почему-то эта классика на этот раз показалась как будто покрытой ароматным нафталином времени.


Время — очень жестокая штука. У него есть одна особенность — оно не прощает застоя. Строго говоря, застоя во времени и не бывает, он неизбежно превращается в откат и деградацию. А классики, как известно, тем и гениальны, что их произведения — вовсе не застывшие монументы, а живая музыка, каждый раз открывающаяся новыми звуками и интонациями. Что, например, очень ярко и в назидание всем консерваторам продемонстрировал на прошлом Четвертом фестивале Казанский драматический театр своей постановкой пушкинской "Пиковой Дамы", сделав из нее психоделическую пастораль на фоне отрешенной музыки Пьяцолло. В прошлом году эта постановка вызвала у критиков фестиваля немалые споры, и на этот раз подобных "опасных" экспериментов зрители уже не увидели. Наоборот, все было классично, академично, грамотно, правильно… и до невозможности скучно.


То ли режиссеры "правильно" поняли критиков, то ли экспертный совет, излишне перестраховавшись, отбирал "правильных" режиссеров и "правильные" спектакли, но все они оказались похожими друг на друга, как будто шагнули в двадцать первый век из века девятнадцатого, так там и оставшись вопреки воле классиков. И вместо русского психологического театра получилась подернутая благородной патиной костюмированная читка авторского текста. Правда, театр не книга, где читатель может включить фантазию. Здесь творческая фантазия должная быть на сцене. А ее как будто испугались, выбрав скучное спокойствие. Вот только потом не надо сетовать, что в стране почему-то теряется интерес к русской психологической театральной классике. Хотя не классика в этом виновата, конечно, а посредственные театралы, для которых классика становится последним прибежищем.


Пожалуй, единственным исключением, и, говоря словами Островского, "лучом света" стал спектакль Ульяновского драматического театра "Я, бабушка, Илико и Илларион" по пьесе Думбадзе и Лордкипанидзе. Как подметил единственный тамбовский член жюри фестиваля политолог Владимир Пеньков, очень символично, что в то время, как нынешний грузинский лидер запрещает произведения на русском языке, театр из провинциального русского города ставит грузинскую пьесу. Эта трогательная и ироничная история из жизни грузинской деревни в последние годы Отечественной войны, очень человечная и начисто лишенная нынешнего "патриотического" пафоса, просто не могла не растопить сердца и зрителей, и членов жюри. Не случайно именно этому спектаклю была отдана пальма первенства в номинации "Актерский ансамбль". И, конечно, не случайно звания "Актриса России" заслуженно удостоилась исполнительница роли Бабушки народная артистка России Кларина Шадько.
Не менее заслуженно премию "Актер России" получил и актер Ростовского академического театра имени Горького Михаил Бушнов. И вовсе не из уважения к его возрасту, опыту и званию народного артиста СССР. Просто его Фирс в спектакле "Вишневый сад" "не промолвив даже слова, все сказал". А это и есть высший актерский пилотаж.


Фестиваль завершился спектаклями звездных гостей из Минска и Киева. И как заметил губернатор Олег Бетин, пора нашему Рыбаковскому форуму стать международным, объединив на тамбовской сцене театры всего пространства бывшего Советского Союза. Что и говорить, Тамбов этого достоин. Как и все театры провинциальной России, где актер творит вопреки смешной зарплате, но благодаря стоицизму и верности профессии, что, как ни странно, сочетается еще и с недюжинным талантом.



Автор:Виталий Полозов