Лента новостей10
Чуповка хлебосольная
Неделя с Евгением Первышовым: команда собрана, проверка в Минздраве продолжается
В тамбовской больнице экзоскелет помогает пациентам вернуть способность ходить
Найди свою Нарнию и стань светом: в Тамбове создали музыкальную сказку
Выбор между спортом и театром. Тамбовский актёр Юрий Фитисов о пути к успеху
О здоровье мам, воспитании и поддержке рассказали тамбовские семьи и специалисты
Проверено на себе: тамбовские журналисты окунулись в крещенскую купель
Необычные питомцы: кого тамбовчане выбирают вместо кошек и собак
От моделинга до спасательных миссий: корреспонденты РИА «ТОП68» открыли новые горизонты
Моршанская семья четвёртый Новый год встречает со змеёй
Тамбовчанам представили новогоднюю программу мероприятий
«Волейбол — это любовь»: история игрока ВК «Тамбов» Алины Аксёновой
Знакомьтесь, редакция: за что первомайцы любят местную газету «Вестник»
Через татами к успеху: в Тамбове создали федерацию боевых искусств
Почему молодёжь тянет в прошлое: психолог объясняет феномен ностальгии по СССР
Самые красивые места Тамбовской области: куда тянет туристов из разных регионов
От обучения до трудоустройства: как техникум помогает студентам устроиться на работу
Тамбовские мамы: дети — смысл жизни, истинное счастье и удивительное приключение
Топи вглубь: почему болотинг и монастыринг стали трендами среди молодёжи
Актриса Тамбовского театра Елена Кондрашкина: «Мне везёт на прекрасных людей!»
Тамбовская область чтит память болгарского героя
Статья19 июля 2011, 11:37

Чуповка хлебосольная

У каждого села есть своя самобытная история. Как образовалось, кто был первым жителем, чем живет сейчас? Сегодня, продолжая цикл публикаций историко-краеведческой рубрики «Зеленая тропа», мы расскажем о селе Чуповка.
Село с таким названием упоминается в епархиальных сведениях 1911 года по церковному приходу села Царёвки. В то время в ней насчитывалось 68 крестьянских дворов с населением мужского пола – 235 человек, женского – 217. С давних времён Чуповка делилась на две половины - Вольное и Барщину. В середине 19 века Барщиной владел немец – помещик Фольгарт. Вольное потому так и называлось, что никому не принадлежало. Небольшими участками земли вблизи села владели помещики Богдановы, о которых людская молва сохранила добрую память. Члены этой семьи слыли людьми прогрессивными. Были среди них и народовольцы, и социалисты, подвергавшиеся царским репрессиям. Потомки Богдановых до сих пор поддерживают связь с родным селом, бывают здесь.
По рассказам старожилов, Чуповку основали поселенцы из Кирсанова. Неподалёку есть небольшой посёлок Чупово, названного так по имени первого поселенца. О том, существует ли какая-либо связь между этими названиями, и каково истинное происхождение самого слова «Чуповка», достоверных сведений нет.
В те далёкие времена село состояло в основном из неказистых изб, крытых соломой. Кирпичные дома под железом были редкостью. Несмотря на это, село производило приятное впечатление. Сельская улица — широкая и просторная - застраивалась в строго определённом порядке, с соблюдением стародавних традиций. Дома по обе стороны дороги располагались на одной линии или, как бы сказали горожане, на красной черте. Практически перед каждым домом стояла мазанка — лёгкое строение со стенами из ивовых прутьев, обмазанных глиной и покрытых известью. В холодное время мазанки использовались как подсобные помещения, а в летнюю пору служили спальней для части семьи, обычно для молодых супругов или гостей. Около мазанки располагались погреб и колодец. Между домом и дорогой пасли скот, там же кормились кролики, которых держали под опрокинутыми вверх дном корзинами.
Менее километра отделяет Чуповку от Малой Царёвки. Когда-то это была довольно людная деревня, утопавшая в яблоневых садах. Теперь она почти исчезла, осталось лишь несколько домов. Если спуститься вниз по течению Малой Ирки, то в двух километрах от Чуповки, на высоком обрывистом берегу, увидишь избы ещё одной соседней деревни - Куриловки. Существует версия, что первыми её поселенцами были крестьяне из Овсянки (близ Кирсанова), которой владели помещики Нарыжкины и Тумановские. Рассказывают, будто строгий помещик, не терпевший табачного дыма, выслал сюда несколько семей за «баловство» курением.
Эта деревня была бы самой заурядной, если бы не дивный барский сад, привольно раскинувшийся на прибрежном склоне. Сад поражал воображение своими размерами, строгой планировкой и порядком, не говоря уже о разнообразии сортов яблонь, груш, вишен, слив, смородины. В годы войны сада не стало — пошёл на дрова. И теперь некогда живописный косогор зияет унылой лысиной.
Шли годы… Жизнь текла своим чередом, надельная крестьянская земля находилась в общинном пользовании. Община производила регулярный передел земли между своими членами, зорко следя, чтобы земля всем досталась поровну, устанавливала правила и порядок её обработки. На основании принципа круговой поруки она являлась также коллективным налогоплательщиком.
Наряду с общиной в селе были зажиточные люди, которые имели свою землю, несколько коров, пару (а то и больше) лошадей, добротные дома. Так, Василий Иванович Наседкин держал маслобойню. У Гаврилы Никифоровича Котова имелась мельница, дом. Пекарней владел Панкрат Михайлович Подъяпольский.
Во время коллективизации в деревне, как и повсеместно, происходили два взаимосвязанных насильственных процесса: создание колхозов и раскулачивание. Одну из историй раскулачивания вспоминает Анастасия Трофимовна Овчинникова:
- Когда стали организовывать колхозы, стали всех призывали вступать в них. При этом нужно было сдать весь скот и зерно. У кого хозяйство было бедное, кому нечего было терять, те шли в колхоз охотно. Люди зажиточные не хотели в него вступать, сопротивлялись. Коммунисты выгоняли их из домов, отбирали скот, землю. Такая участь постигла моих дедушку и бабушку Демидовых Кузьму Потаповича и Евдокию Яковлевну. Жили они в селе Отруба (близ Красного Пахаря). Их раскулачили, выгнали из дома, лишили всего. Двое стариков, сын, сноха и семеро внучат ходили по квартирам. Вскоре от заражения крови умерла сноха. Её муж уехал со старшим сыном в Москву на заработки, где они жили в общежитии. Всех жильцов их комнаты обвинили по политической статье и услали в дальние лагеря без права переписки. Больше их не видели. А в деревне остались дед с бабкой, которые воспитывали оставшихся шестерых внучат. Так они еще долго скитались. Когда внуки подросли, вступили в колхоз.
Первый колхоз в Чуповке под названием «Борьба за коммунизм» образовался в 1928 году. Возглавлял его Григорий Михайлович Дружинин. Первыми колхозниками были Михаил Иванович Дружинин, Фёдор Иванович Дружинин, Павел Филиппович Сычёв, Павел Павлович Сычёв, Павел Яковлевич Бакунин и Пётр Трофимович Стукалин.
Когда в хозяйство завезли технику, работать стало легче, казалось, что жизнь наладилась, и ничто не помешает её размеренному течению. Но в тишину села ворвалась Великая Отечественная война.
Первыми на защиту Родины из Чуповки ушли Михаил Фёдорович Дружинин и Илья Иванович Зубехин.
С первых дней шли на фронт девушки. Среди них были Варвара Алексеевна Зубехина и Вера Фёдоровна Судоргина.
Об этом времени Анастасия Трофимовна Овчинникова вспоминает:
- В годы войны в селе остались старики, дети и женщины, которые выполняли всю работу в колхозе и по дому. Я вручную пахала на волах, косила косами рожь, горох, вязала снопы, возила их на ток на лошадях, молотила цепами, полола с женщинами просо, подсолнечник. Жизнь была тяжелая: голод, нищета, не было одежды. Государство в годы войны брало с населения большие налоги: мясо, шерсть, яйца - 75 штук, с девушек и парней несемейных брали налог за бездетность 150 рублей. В моей семье из семи молодых человек платило трое. Если была утеряна квитанция, платили вновь, если нечем платить, лазили по сундукам, отдавали последнее добро. На фронт в виде помощи посылали носки, перчатки, махорку.
В годы войны в Чуповке практически не осталось трудоспособных мужчин, и колхоз возглавила женщина - Анастасия Ивановна Дружинина. И без того тягостную жизнь усугубляли трагические вести о гибели родственников на фронте. Первая похоронка в село пришла в дом Л. И. Мясниковой на П. В. Мясникова. Затем и в другие семьи. Но, не смотря на всеобщее людское горе, жизнь в селе продолжалась. Женщины и дети работали, не жалея себя. Школьники трудились наравне со взрослыми в поле: косили серпами, вязали снопы, молотили.
Русский народ завершил Победой Великую Отечественную войну, потерь человеческих было много, многие чуповцы не вернулись с поля брани, погибло 276 человек. Но теперь надо было набраться сил, чтобы приняться за восстановление разрушенного хозяйства.
Анастасия Трофимовна Овчинникова вспоминает, что «после войны работали долгое время за трудодни, то есть расчёт в конце года (если что уродилось) брали зерном. Население заедала вошь, в домах водились тараканы, клопы. Жилища были ветхие, убогие, обмазанные глиной и крытые соломой». Спасало лишь подсобное хозяйство.
К 1949 году положение начало меняться в лучшую сторону. Повышался урожай зерновых, улучшались дела в животноводстве.
В 1951 году колхоз в селе переименовали. Он стал называться «Память Ленина», председателем был Николай Николаевич Будаев.
Через десять лет колхоз снова переименовали, и он стал называться «Память Ильича». Возглавил его Тимофей Иванович Шубин. В том же году в село пришло электричество.
27 декабря 1966 года был образован Чуповский сельсовет, занимавший территорию общей площадью 68 квадратных километров.
Через пару-тройку лет в селе появились новые здания магазина, библиотеки, Дома культуры. Постепенно стали строиться дома для молодоженов. Первыми получили ключи от новых квартир супруги Зайцевы и Дружинины.
В 1976 году построили двухэтажное здание правления колхоза. Сейчас там располагаются администрация Чуповского сельского Совета и часть объектов социальной сферы.
В начале 80-х в колхозе «Память Ильича» председателем была Галина Георгиевна Коняхина. При ней активно велось строительство жилья.
В 1983 году по селу проложили асфальтированную дорогу. В1985 - открылся новый детский сад «Сказка». Затем было построено двухэтажное здание школы с большими и светлыми классами. В Чуповке стали селиться целые семьи.
В начале 90-х годов каждый работник колхоза получил право свободного выхода из него с земельным и имущественным наделом, а также с правом передачи его по наследству.
Со временем альтернативой коллективному хозяйству стало фермерство. Первое фермерское хозяйство образовалось в Чуповке в 1991 году. В него вошли семьи Ломовцевых, Горбуновых, Соболевых, Журавлёвых и другие, всего 10 семей.
В 1993 году в село пришёл газ, он принёс в дома тепло и уют.
С историей села Чуповка тесно связаны имена известных личностей. К их числу можно отнести общественного деятеля Бориса Ивановича Стукалина, Чрезвычайного и Полномочного Посла СССР, известного журналиста и книгоиздателя.
Также чуповская земля богата талантливыми людьми, среди которых имя мастера- творца Петра Ивановича Ломовцева.
В настоящее время в Чуповке проживает 454 человека. Некоторые молодые специалисты после окончания учёбы возвращаются на малую родину. Многие из них заменили своих родителей и работают на фермерских полях. Молодые семьи строят большие, красивые дома. Чуповцы славятся своей отзывчивостью, трудолюбием, весёлым нравом и гостеприимством.

Автор:О. Косенкова по материалам школьного музея