В последнее время на экранах телевизоров, на страницах изданий частенько попадаются сюжеты и материалы о модных ныне видах развлечений молодежи: "гарцевание" на мотоциклах по оживленным улицам города, езда на автомобилях "наперегонки". Их снимают на мобильный телефон и выкладывают в Интернет для хвастовства перед сверстниками. Исследование старинных газет показало, что "золотая молодежь" прошлых лет тоже не отличалась особым благонравием и веселилась напропалую (фамилии героев заметок знакомы рассказовцам).
В начале XX века автомобилями в России мало пользовались, да и то преимущественно в спортивных или туристических целях. В отличие от промышленно развитых стран (США, Германия, Англия), Россия была страной крестьянской, где труд стоил дешево. Основным средством перевозок и в городе, и на селе, главной тягловой силой в сельском хозяйстве была лошадь: по данным на 1914 г. их в стране насчитывалось более 32 миллионов - почти треть всех работающих лошадей планеты. Появление автомобилей большого воодушевления в России, в том числе и в Тамбовской губернии, не вызвало. Их распространение имело как сторонников, так и противников: последних пугали несчастные случаи с лошадьми, выхлопные газы, а еще - "безобразия на дорогах, чинимые молодыми людьми".
НОВОЕ ХУЛИГАНСТВО “ЛЮДОДАВОВ”
…Автомобили вселили озлобление во всех слоях общества. От них нет проходу. 16 сентября, в 9-м часу вечера, автомобилем чуть не сбиты с ног отставной полковник с супругой, шедшие по Приютской улице…
"Тамбовский край", №1808, 21 сентября 1913 г.
Однако в 1914 году в Российской империи насчитывалось уже около 13 тысяч автомобилей 270 иностранных фирм - помимо выпуска собственных машин, Россия оставалась крупнейшим в мире импортером авто.
Как и всем новым, автомобилями особо интересовалась молодежь, но увлечение это, как и сегодня, считалось недешевым. Автомобили были чрезвычайно дороги. Малые двухместные с двигателями мощностью 6-8 лошадиных сил стоили тогда от 2 до 3 тысяч рублей. Для сравнения: высококвалифицированный рабочий автозавода за смену 11 часов получал чуть больше 2-х рублей. Один из первых автомобилей в Тамбове появился у богатого помещика и заводчика Ивана Петровича Можарова, у его сыновей Бориса, Сергея и племянника Петра (о них мы рассказывали в № "ТН" от 09.03.2011 г.). Летом 1913 года в Тамбове, во время приезда государя к своей тетке - великой княжне, братья Можаровы, как и другие дворяне, на своих автомобилях встречали Николая II и возили высоких гостей. Об этом событии потом долго толковали на Тамбовщине, а семью Можаровых вспоминали с гордостью. Но автомобиль приносил и немало хлопот. Особенно Ивана Петровича Можарова волновало "геройство" сыновей и племянников на дорогах...
ЕЩЕ О ТАМБОВСКИХ АВТОМОБИЛИСТАХ
Тамбовские автомобилисты продолжают отличаться: не успели забыть процесс сына миллионера - студента Асеева, изувечившего пожарного, и случай с другим автомобилем, когда пострадала больная женщина, ехавшая с сестрой милосердия, как новое событие: Можаров, мчась на своем автомобиле за Цнинским мостом, наехал на полицейского стражника, ехавшего на телеге, перевернул последнюю, и, в результате, стражник оказался с переломанной рукой. Можаров за свое "геройство" привлечен к ответственности. Дело будет слушаться у городского судьи 1 участка 10 октября.
Последние три случая неосторожной езды автомобилистов выдвигают вопрос о необходимости "сократить" их, хотя бы таким наказанием (арест без замены штрафом), какое наложено на Асеева, продолжающего, к слову сказать, бешено разъезжать по городу и днем и ночью.
"Тамбовский край", №1811, 25 сентября 1913 г.
"Дело сына миллионера Асеева" вызвало в Тамбове большой резонанс - волну статей о правилах поведения автомобилистов и о наказании, которое необходимо ввести за хулиганство на дорогах: "Желательно, чтобы судьи поддержали благой почин судьи, неубоявшегося присудить миллионера под арест за хулиганскую езду на автомобиле…".
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ВОПРОС
Дело студента Асеева, судившегося за неосторожную езду по городу на автомобиле, выдвинуло вопрос о том, как автомобилисты должны поступать, когда видят, что автомобиль пугает чью-то лошадь?
Оказывается, что точных указаний на этот счет не имеется, так как действующее в г. Тамбове обязательное постановление городской Думы о мерах безопасности и порядке движения на автомобилях, изданное губернатором 15-го июня 1910 г., хотя считается с тем, что автомобили могут пугать лошадей, но относительно осторожности говорит так: "Заметив, что какая-либо лошадь пугается автомобиля, управляющий им должен сдержать ход и, вообще, принять меры к предупреждению несчастья", другими словами, предоставляет самим автомобилистам решать вопрос, что в данный момент лучше сделать: проехать ли мимо испугавшейся лошади или остановить автомобиль? Каждый, разумеется, смотрит по-своему, и поэтому меры предосторожности принимаются неодинаковые, в результате чего и случаются несчастья, одно из которых едва не привело студента Асеева к пятидневному аресту.
В обязательном постановлении от 30 января 1905 г., касающемся езды по городу на велосипедах, обязанность велосипедистов "при встрече с лошадьми, обнаруживающими беспокойство и испуг", сформулирована точно, а именно: велосипедист "должен сойти с велосипеда и, по возможности, скрыть его от испуганной лошади". Здесь мысль выражена ясно и определенно и, при допущении велосипедистом неосторожности, не может быть спора: правильно ли он поступил?
Случай с Асеевым (а он ведь далеко не единичный), думается, слишком красноречиво говорит о необходимости такое же точное, исключающее всякое личное усмотрение указание внести и в обязательное постановление о езде на автомобилях.
"Тамбовский край", №29, 5 февраля 1914 г.
После этих случаев в "Тамбовских губернских ведомостях" (№ 56 от 23.07.1914 г.) опубликовали очередные правила автомобильного движения. Они предусматривали получение в городской управе специальных разрешительных билетов для езды на автомобилях, необходимость уступать дорогу лошадям и пешеходам, подавать постоянный сигнал при подъезде к перекрестку, повороту и выезду из двора, а в некоторых случаях - выйти из автомобиля или выезжать при помощи другого человека, который бы смотрел за дорогой. Имелось и ограничение скорости на езду в городе - 12 верст в час.
Как видим, молодежь начала ХХ века совсем не отличалась от сегодняшней, а автомобильный вопрос, как и сто лет назад, продолжает оставаться актуальным.