Который год погода баловала членов делегации золотым отсветом сентябрьской листвы и багрянцем выкатывающегося из-за горизонта солнца. Нарождающийся день и убаюкивающее мельканье за окном придорожных посадок не располагали к оживлённым разговорам, хотя мысленно я задавала себе один и тот же навязчивый вопрос: какие испытания готовит грядущий день? Именно испытания, а не впечатления, так как любое соприкосновение с подвигом есть нравственное испытание для духа. В чём суть величия жертвы ради народа и Родины? Вряд ли ответ на данный вопрос однозначен. Жизнь ставит каждого перед нравственным выбором. В предложенных обстоятельствах, где на весах жизнь и смерть, кто-то выбирает путь чести, а кто-то - путь бесчестья и предательства. Это отсутствие середины - суровая проверка внутренних убеждений и духовных ресурсов. Военный же подвиг измеряется не количеством уничтоженных врагов, а нравственным вкладом в победу, как у Зои Космодемьянской, смертью смерть поправ…
Геройские внуки великого деда
Трое выходцев из небольшого тамбовского села получили высшие отличия - звания Героев Советского Союза. Двое из них, брат и сестра Зоя и Шура, родом из семьи Космодемьянских. Род на земле почитаемый и уважаемый, недаром предки героев имеют выдающуюся фамилию Космодемьянские - так в древности звали святых бессребреников Косму и Дамиана, особо прославленных в делах милосердия, врачевания, «тайноучимые живописным словесам, всякого разума и мудрости исполненным, которые всем знания подают».
О подвигах Зои и Александра Космодемьянских написано много книг, они воспеты в песнях, стихах, увековечены в скульптурных композициях, памятниках и в музейных экспозициях, а вот об их прадедах мы знаем немного. Ярким представителем этой фамилии являлся дед героев - Пётр Иванович Космодемьянский.
За скупыми строками - жизнь нескольких поколений фамилии Космодемьянских: прадед и также священник Иоанн Космодемьянский, ставший примером для сына Петра в выборе жизненного пути. Обучение в стенах Тамбовской духовной семинарии и первое место служения - Архангельская церковь села Большая Липовка Моршанского района с большим приходом, более четырёх тысяч человек. Святые покровители рода Космодемьянских в нашем Отечестве считались ещё и покровителями детей: когда приходило время отдавать их на обучение грамоте, родители молитвенно просили святых братьев укрепить слабые детские силы и помочь в обучении грамоте и добром развитии. Разве не промыслительно, что именно псаломщик Пётр Космодемьянский стал учителем по всем предметам церковно-приходской школы при Архангельской церкви, а в дальнейшем педагогическую стезю избрали для себя и родители Зои и Шуры.
Утешал страждущих, помогал советом
В феврале 1900 года Пётр Космодемьянский рукоположен в священники Казанской церкви села Крутец Моршанского района, а в июне 1906-го стал настоятелем Знаменской церкви в селе Осиновые Гаи. Церковное служение отец Пётр совмещал с обучением в земской и церковно-приходской школах. Человек не в силах разомкнуть уготованный ему круг бытия, так и отец Пётр крещал вновь приходящих в этот мир и отпевал усопших, венчал и благословлял молодые семьи, утешал страждущих, помогал советом, а подчас и деньгами.
Лихие времена, лихие люди
Помогая тихо и неприметно, подавая пример скромности, терпения, трудолюбия и благочестия, не задумывались о том, что лихие времена рождают и лихих людей. Вторая половина 1918 года ознаменовалась в губернии репрессиеями против духовенства. Предстоятель Русской православной церкви святейший патриарх Тихон в одном из посланий Советам народных комиссаров в октябре 1918 года писал: «Казнят епископов, священников, монахов и монахинь, ни в чём не повинных, а просто по огульному обвинению в какой-то расплывчатой и неопределённой контрреволюционности».
О мучительных страданиях и чудовищной смерти отца Петра рассказывал директор Осиногаевского музея Зои и Шуры Космодемьянских ветеран-педагог Сергей Полянский. Отца Петра неоднократно предупреждали о грядущих расправах, советовали уехать из села. Но куда ехать сельскому батюшке с семьёй после двенадцатилетнего служения в приходе, ведь в новых местах не было возможности скрыться ни от гонителей, ни от голода, ни от других проблем. А в селе был дом, родные и прихожане, для которых бегство священника было равносильно предательству в тяжёлую минуту. Во время рейда военным отрядом отец Пётр был схвачен, жестоко избит, вывезен за пределы села и полуживым сброшен в Сосулинский пруд. Тело священника было обнаружено пастухами весной 1919 года. По свидетельству очевидцев, «труп был совершенно неиспорченным и имел восковый цвет». Матушка Лидия Фёдоровна Космодемьянская боялась забрать тело мужа, этот поступок вдовы врага народа мог навлечь и на неё гнев местной власти и вконец осиротить детей. Лишь по получении официального разрешения сельского Совета священник Пётр был захоронен в ограде Знаменской церкви.