Лента новостей
Статья14 декабря 2011, 17:35

Жила-была деревенька

Жила-была деревенька
Всякому русскому человеку близка и дорога его Родина. Для каждого из нас она начинается с родного дома, любимого села, деревеньки. При виде стройных белоствольных берёзок, обрывистого речного берега, летящего в поднебесье журавлиного клина, при виде этой неповторимой красоты мы обновляемся, становимся богаче, чище, мудрее. Поэтому с возрастом людей всё чаще тянет в родную деревеньку в отпуск или на несколько дней. Ведь в каждой из них веками проходила жизнь людей. Там похоронены предки, там состоялась судьба многих из них.

Но урбанизация делает своё дело. Некоторых деревень уже давно нет на карте. И только архивные источники содержат упоминания о сёлах первых русских поселенцев. Тамбовский краевед Н.В. Муравьёв в своих трудах рассказывает о трагической судьбе 2477 деревень и посёлков, по разным причинам исчезнувших с тамбовской земли, начиная с 1940 года.
Наш край имеет длительную историю. Несколько столетий назад это были обширные, но безлюдные пространства юго-восточных границ Московской Руси, которые в исторической литературе получили название "Дикое поле". Лишь в начале XVII века здесь появились поселения русских крестьян, бежавших от непосильной кабалы муромских, владимирских, рязанских феодалов. Они селились на побережьях Цны и Серпа. К исходу первой четверти XIX века вся современная территория области была полностью заселена.
В 1940 году в её границах насчитывался 4301 населённый пункт. Крестьяне Тамбовской губернии никогда легко не жили. Трудно пришлось им и после установления советской власти. Пресс продразвёрстки является одной из причин "антоновщины" - стихийного массового выступления с оружием в руках против большевистской власти.
Короткий период "нэповских" лет явился для крестьян своеобразной передышкой: были залечены тяжёлые раны военных лихолетий, вновь включены в севооборот заброшенные земли, обустраивались крестьянские подворья. Многие состоятельные крестьяне стали применять конные жатки и сенокосилки, молотилки и веялки. Некоторые жители больших сёл, чтобы меньше тратить время на ежедневные переезды к своим отдалённым полям, стали переселяться на бывшие земли помещиков, основывая небольшие деревни и посёлки. Перепись населения в 1926 году зафиксировала более 600 новых поселений.
В начале 30-х годов началась коллективизация. Труд колхозника обесценился. Деревня страдала от бесправья, тяжких поборов, репрессий, когда за сбор колосьев на колхозных полях отправляли в ГУЛАГ.
К середине 50-х годов деревня сильно оскудела, особенно в степной полосе юго-западной части области. В 1953 году в экономической жизни страны начались изменения. Это частично коснулось и деревни: натуральный налог был заменён денежным, сельчанам разрешалось выдавать паспорта в случае их выезда в города, на крупные стройки Сибири, Севера, Дальнего Востока. Началось укрупнение колхозов. Центральные усадьбы располагались в крупных населённых пунктах - сёлах. Мелкие хозяйства, располагавшиеся в деревнях и посёлках, были объединены в базовые.
Люди колхозной деревни на протяжении многих лет оставались жить на земле своих предков. Некоторые переселились на центральные усадьбы колхозов и совхозов. Но потом и все остальные стали оставлять освоенные дедами и прадедами места. Началось массовое в истории Тамбовщины переселение жителей сельской местности: люди уходили со своих мест не только семьями, но целыми деревнями, посёлками. Они отправлялись на стройки, осваивать целинные земли. Некоторые осели в Тамбове, пополнив недостающее количество рабочих рук на индустриальных стройках.
За период с 1940 по 1975 годы полностью прекратили своё существование 1608 населённых пунктов, с 1975 по 1992 год дополнительно исчезло с тамбовской земли ещё 940 поселений. Теперь от бывших посёлков мало что сохранилось, разве что остатки садов на крестьянских усадьбах, заросших кустарниками.
В книге "Трагедия Тамбовской деревни" Н.В. Муравьёв приводит перечень поселений, в которых жили люди со своим укладом, обрядами и традициями, радостями и печалями, чьих потомков разбросала судьба. В описании исчезнувших населённых пунктов, составленном в алфавитном порядке, вы можете найти нужное поселение и узнать, когда оно было освоено, сколько в каждом посёлке, деревне проживало людей. В этом перечне есть населённые пункты и нашего района.
Например, посёлок Землероб Подъёмского сельсовета в 1932 году насчитывал 65 жителей. Решением исполкома областного Совета от 15 апреля 1976 года № 199 исключён из перечня населённых пунктов области.
Деревня Коноплино Большеломовисского сельсовета. В 1926 году число её жителей составляло 242, а в 1980-х годах решением того же областного Совета она исключёна из перечня населённых пунктов.
Посёлок Крестьянин Егоровского сельсовета, основанный в 1924 году, через 8 лет насчитывал 171 жителя. А в 1975-м году признан несуществующим.
Деревня Нарядная Подъёмского сельсовета упоминается в ревизской сказке 1858 года. Принадлежала поручику Николаю Викторовичу Веригину (27 дворов, крепостных мужского пола - 142, женского - 126). В октябре 1985 года исключена из перечня населённых пунктов области, хотя находилась всего в 4-х километрах от администрации сельского Совета.
Деревня Печера Егоровского сельсовета основана в 1926 году. В 1932-м здесь проживало 110 человек. А в 1975 её исключили из списка населённых пунктов области.
Деревня Успенка Большеломовисского сельсовета упоминается в ревизской сказке 1858 года. Принадлежала капитану Степану Павловичу Козлову (49 дворов, крепостных мужского пола - 133, женского - 137). В 1926-м здесь было мужчин 252, женщин - 306. К 1985-му году деревня полностью опустела, и её существование на карте области признали нецелесообразным. Она находилась в 11 километрах от администрации сельского Совета.
Год от года данный список пополняет всё больше населённых пунктов. Жить в городах и проще, и удобней. И всё же эта неприятная тенденция должна заставить задуматься каждого из нас, ведь Россию невозможно представить без села.
Автор:Н.Неверова