Мы привыкли к техническим чудесам. И потому часто относимся к ним, как к само собой разумеющимся вещам. Фантастика и реальность переплелись в вихре современной меняющейся жизни, и мы часто не осознаем ценность технических открытий, что рождаются буквально рядом с нами. Даже если их просто невозможно не заметить. Как, например, новые остановки общественного транспорта, прозванные «умными», где на электронном табло можно увидеть, через сколько минут подойдет тот или иной троллейбус и автобус. А ведь чудо это - чисто тамбовское ноу-хау, и наш славный город здесь оказался в буквальном смысле впереди России всей. Не случайно по итогам первого в России специализированного конкурса на соискание гранта в области ГЛОНАСС-технологий победителем объявлен проект «Умная остановка» руководителя Тамбовского регионального центра «М2М-телематика» Николая Прокофьева. Сегодня Николай - гость «Города на Цне», готовый ответить на наши, а значит и ваши вопросы.
- Николай Викторович, говорят, идея часто опережает время. Так как же пришла идея создать в Тамбове систему «умных» остановок?
- Как раз потому, что в этом случае само время рождает идеи. Надо успевать за временем. А система управления общественным транспортом на основе спутниковой навигации ГЛОНАСС начала создаваться еще три года назад. Наш региональный диспетчерский центр работал вместе с администрацией города, и около четырехсот автобусов было оснащено такой навигационной аппаратурой. Целью являлось именно совершенствование управления движением. Вот на основе этой системы стало возможным сделать так, чтобы каждый тамбовчанин мог знать, когда и на какую остановку прибывает любой автобус. Это стало возможным в Интернете, а теперь и непосредственно на самих остановках, где появились специальные табло. Пока таких остановок только три, но надеемся, это только начало.
- Прекрасно. Но вот что странно, многие люди пока воспринимают эти табло лишь как удобную, но дорогую игрушку. Как к этому относитесь?
- Дело в том, что эта система станет по-настоящему востребованной, лишь когда заработает именно как система. Конечно, табло всего на пять строк - это недостаточно для того, чтобы пассажиры имели полную картину движения транспорта, подходящего к остановке. Ведь она нужна не ради простого любопытства. А чтобы человек мог решить, стоит ли ему ждать свой автобус или ехать с пересадкой или пройти пешком, если это недалеко. Но для этого на мониторе должна отражаться информация о движении не на ближайшие несколько минут, а как минимум от десяти минут и больше. Так что на остановках будут появляться именно такие мониторы. Ну а точность информации и работоспособность техники - это уже наша забота. Технология здесь отработана, и все должно быть точно и оперативно.
- Конечно, это не игрушка, но… что эта вещь не дешевая, тоже очевидно. А средства в городском бюджете, как известно, весьма ограничены. Как же быть?
- Уникальность проекта заключается в том, что он реализуется практически без материальных затрат. То есть никаких бюджетных средств тут нет вообще. Главное здесь - организаторские способности и технический талант специалистов. Терминалы, естественно вандалоустойчивые, будут устанавливаться представителями бизнеса, то есть фирм, которые в этом заинтересованы. Ведь на терминале два независимых монитора, один из которых используется для отображения информационного Интернет-сервиса на основе ГЛОНАСС, а второй задействован под систему моментальных платежей. Бизнес в этом заинтересован, для него эти терминалы на остановках - своеобразная возможность совместить «приятное с полезным». Таким образом, в наступающем 2012-м году в Тамбове должно появиться около сотни «умных» остановок.
- А что для реализации этого проекта потребуется от городских властей?
- Просто обеспечить условия. То есть дать разрешение на установку терминалов и подвести к остановкам электрические кабели. Но сотрудничество это может не ограничиваться лишь «умными» остановками. Это и создание универсальных электронных карт, которые можно использовать для оплаты проезда, в том числе льготного, что позволит уйти от бумажных талонов. Это и проведение мониторинга по самой организации движения пассажирского транспорта.
- Вот, кстати, городская власть не раз говорила о том, что для реорганизации городского общественного транспорта необходимо провести мониторинг пассажиропотоков и что стоит это немалых денег…
- Думаю, это все можно сделать быстро и недорого как раз с помощью электронной системы, установив на автобусы и троллейбусы специальные датчики при входе. Все возможно при современном уровне техники и творческом подходе к делу.
- То есть все еще впереди?
- Конечно! И «умные» остановки - только начало новой эры на городском транспорте. Ни больше, ни меньше!