Уважаемые родители будущих первоклассников, первые шаги в школьной жизни всегда трудны, но вы можете облегчить их, если своевременно позаботитесь о воспитании у детей нравственно-волевых качеств.
КАЖДЫЙ родитель будущего школьника задаётся вопросами: будет ли мой ребёнок хорошо учиться? Какие у него возникнут трудности и кто поможет их преодолеть, когда воспитателя уже рядом нет, а учитель ещё только знакомится со своими подопечными? Смогу ли я поддержать его в сложное время привыкания к новым условиям и готов ли я сам к ним? Заинтересованные родители стараются получить ответы на эти вопросы ещё в период посещения ребёнком подготовительной к школе группы. Менее ответственные надеются на то, что проблемы разрешатся сами собой, или перекладывают их на учителя начальных классов. Очевидно, что сегодня уже недостаточно вести речь только о ребёнке, особое значение приобретает задача подготовки членов его семьи (прежде всего папы и мамы) к роли родителя первоклассника.
Одни родители перекладывают подготовку к школе полностью на детский сад, другие – не доверяют педагогам ДОУ и самостоятельно пытаются решить эту проблему. Таким образом, существуют расхождения в понимании роли детского сада и семьи в реализации единой цели – подготовки ребёнка к школе.
Готовность ребёнка к школьному обучению родители понимают как его умение читать, считать, выполнять несложные арифметические действия. Подготовка к школе в широком смысле – это физическая, психологическая, нравственная и мыслительная готовность к обучению. В детском саду эта работа осуществляется по определённой программе, что обеспечивает хороший уровень подготовки детей к школе. Родители должны развивать у ребёнка способность слушать и слышать взрослого, чётко действовать по намеченному плану. Ведь ребёнку на уроке в школе необходимо будет одновременно слушать учителя и писать в тетради, рассматривать рисунок на доске и слушать объяснения. Необходимо научить ребёнка умению считаться с окружающими, не мешать товарищам отвечать, когда спрашивают, внимательно выслушивать объяснение, соблюдать установленные правила. Такая особая сосредоточенность, направленность на определённую цель и есть внимание. Без него невозможно выполнение любой, даже самой простой деятельности.
Первоначальное умение вести себя на занятиях ребёнок приобретает в детском саду. Познавательный интерес дошкольника отражается в его играх, рисунках, рассказах и других видах творческой деятельности. Поэтому в семье следует создать условия для развития такой деятельности. Но это не значит, что для развития интереса ребёнка родители постоянно должны сообщать ему новые знания. Важно возбуждать у ребёнка интерес к привычным для него предметам.
Интерес, осуществляемый в деятельности, становится стойким и осознанным. Если деятельность протекает успешно, то у ребёнка усиливается желание заниматься ею, что благотворно сказывается на развитии у него познавательного интереса. Поощряйте знания и игры детей, относитесь к ним одобрительно, помогайте довести дело до конца. Внимание родителей воодушевляет ребёнка, а участие их в детских играх и занятиях особенно радует дошкольника.
Обладая огромной побудительной силой, познавательный интерес заставляет ребёнка активно стремиться к познанию, искать способы удовлетворения жажды знаний. Пытливость мысли и интересы ребёнка проявляются в его вопросах. Они порождаются новым и неизвестным, всем тем, что вызывает у ребёнка сомнение, удивление, недоумение. Вопросы старших дошкольников помогают им ориентироваться в окружающем мире, уточнять и систематизировать представления о нём.
Всё это формируется быстрее, если родители, поддерживая требования педагогов, стараются воспитать у ребёнка интерес к учебному труду, уважительное отношение к сверстникам, а занятие рассматривают как серьёзное и ответственное дело.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
* Чтобы ребёнок научился распознавать клеточки в тетради, рисуйте, занимайтесь мозаикой, маленькими фишечками.
* Рисуйте узоры, дорисовывайте до узнаваемого рисунка.
* Закрашивайте рисунок карандашами то густо, то бледно.
* Возьмите акварельные краски и тонкую кисточку и учите ребёнка обводить рисунки. Сначала крупные (фигуры, цветы), затем поменьше (ягодки, кружочки).
* Лепите из пластилина – это тренирует пальчики, ведь они такие непослушные.
* Покупайте детские журналы и разгадывайте ребусы, кроссворды. Это поможет развивать логическое мышление.
* Не запрещайте играть девочкам в куклы, а мальчикам в машины. Играя, они освоят счёт и задачи.
В настоящее время существует множество пособий, выбирайте авторские пособия, оформленные рисунками, с крупными шрифтами, понятно изложенными заданиями по развитию памяти, мышления, речи, с весёлыми задачами, головоломками, прописи. На выполнение каждого задания давайте ребёнку определённое время, научите его контролировать время с помощью песочных часов. Поощряйте правильно выполненные задания, тактично указывайте на ошибки и помогите их исправить.
Если заранее воспитывать навыки учебной деятельности в семье, то учёба детям будет не в тягость, а в радость.