Лента новостей
Статья8 февраля 2012, 01:00

Учитель с большой буквы

Чтоб должное учителю
воздать,
Ему поставить памятник
бы надо,
Но лишь ученики -
его награда…

Валентина Дорожкина


Эти прекрасные строки наша землячка - поэтесса посвятила людям, в которых общество будет нуждаться всегда - учителям. Ведь готовя к взрослой жизни наших детей, внуков, они предопределяют в некоторой мере, каким будет день завтрашний. Мне хочется рассказать о человеке, посвятившем благородному делу учительства всю свою жизнь - Марии Егоровне Губаревой. Не так давно ей исполнилось 80 лет. Более 40 из них она обучала и воспитывала детей.
В трудовой книжке этой женщины всего одна запись - о приеме на работу учителем математики и физики в Кулевчинскую семилетнюю школу. Произошло это в далеком 1951 году, когда начальная школа этого села была реорганизована в семилетнюю. Вместе с Марией Егоровной туда были направлены и другие педагоги района, о которых она тепло вспоминает: Раиса Петровна Буздалина, Мария Васильевна Семенкина (Полянская), Нина Петровна и Василий Дмитриевич Минкины, Анна Николаевна Федулова.
Начинать работу им было непросто: не было ни мебели, ни наглядных пособий, ни учебников, ни методической литературы. В классах было очень тесно: учеников посещало занятия очень много, а парт для всех не хватало. Не было электричества, освещать учебные кабинеты приходилось при помощи керосиновых ламп. Печи в классах топили навозом, который привозили на лошадях с колхозного двора. Обучение детей в школе происходило в две смены.
Некоторые ученики были ровесниками педагогов. Ведь открытие семилетней школы в Кулевче произошло спустя шесть лет после окончания Великой Отечественной войны, а в те страшные годы большинство сельских ребятишек не могли посещать школу. У малышей не было одежды и обуви, подросткам приходилось работать в колхозе наравне со взрослыми.
Детство самой Марии Егоровны тоже сладким не было. Она родилась в 1931 году в деревне Гвоздевка Инжавинского района в обычной крестьянской семье. Была четвертым ребенком из восьмерых детей. С малых лет девочка как могла, помогала родителям. Мария Егоровна вспоминает, как ее, пятилетнюю малышку, когда было необходимо, оставляли в доме за старшую присматривать за младшими детьми. Одному из них от роду тогда было всего несколько месяцев. Маша кормила их, пеленала, укладывала спать.
С раннего возраста девочка проявляла интерес к учебе.
- Я помню, как мы, старшие, осенними и зимними вечерами садились за большой стол, на котором стояла коптилка, позже - шестилинейная лампа, делать уроки, - рассказывает Мария Егоровна. - Малыши с жадностью заглядывали к нам в книги, им было все интересно.
Профессию учителя Мария Егоровна выбрала неслучайно. К моменту окончания ею школы, две ее старшие сестры уже работали учителями, поэтому и Мария решила поступать в пединститут.
В 1949 году она, выпускница Трескинской средней школы, успешно сдала вступительные экзамены в Тамбовский педагогический институт. Окрыленная успехом, девушка вернулась домой с радостной новостью о зачислении. В это же время домой приехал и ее старший брат, поступивший в политехнический институт в Туле. Случайно Маша услышала разговор родителей: «Как же быть? Пятилетнее обучение двоих детей мы не потянем, и младших на ноги ставить нужно». Девушка молча собралась и поехала в Тамбов переводиться в Учительский институт, где обучение длилось всего два года.
Ее студенческая жизнь была трудной, бедной, но необыкновенно интересной и веселой. Когда Мария Егоровна вспоминает о ней, в ее глазах появляется необыкновенный блеск:
- Жили мы все в общежитии. Девчат в комнате было много, жили дружно. Еду готовили на общей кухне, на примусе. Стипендию получали - 20 рублей, поэтому перебивались с супа на чай. Иногда на последние копейки покупали буханку хлеба, бежали на вокзал за кипятком и, наскоро перекусив, отправлялись сдавать экзамены.
Студенческие годы пролетели, и вот молоденькая темноглазая девчушка с длинной косой с волнением переступила порог Кулевчинской школы. С чего начать работу? Подсказать ей было некому: рядом находились такие же молодые специалисты, некоторые, правда, успели поработать в школе год - два.
Молодые учителя дружно взялись за дело и постепенно научились справляться со всеми трудностями. Уже через несколько лет Мария Егоровна зарекомендовала себя как педагог с большой буквы. И взрослые, и дети видели, что она отличается порядочностью, строгостью, требовательностью к себе и другим, спокойствием, вежливостью, тактичностью. Ее уроки всегда проходили интересно, математика была любимым предметом у многих ребят. Несколько лет Мария Егоровна работала завучем школы. Должность это была ответственная, требовала огромной отдачи. Но педагог Губарева подходила к выполнению своих обязанностей очень ответственно.
По прошествии лет Мария Егоровна с удовольствием вспоминает, как проводила воспитательную работу, как с учениками готовили и проводили в школе, в сельском клубе вечера, ставили спектакли. В кузове бортовой машины они ездили с ребятами в Красивку на смотры художественной самодеятельности, а однажды даже отважились на поездку в музей в Тарханы.
Дети жадно тянулись ко всему новому. Для них эти поездки были настоящим путешествием. Ведь многие из них в то время ни разу не были в Инжавине, не говоря уж о Тамбове. Паровоз они видели только в кино. Поэтому педагоги старались всеми силами помочь своим воспитанникам познать окружающий мир, развить способности.
В 1962 году Кулевчинская школа была реорганизована в восьмилетнюю. Занятия стали проходить в новом, более приспособленном для этого здании. К этому времени Мария Егоровна вышла замуж, родила сына, заочно закончила физико-математический факультет пединститута. Она гордилась выбранной профессией и всецело отдавалась любимому делу, год за годом совершенствуя свое мастерство.
Шли годы. Одни ученики сменялись другими.
- Не успела я оглянуться, как за парты сели дети тех, кого я учила в 50-е годы, - рассказывает Мария Егоровна.
Многим из них она дала путевку в жизнь, а некоторые из учеников последовали ее примеру и стали учителями математики и физики. Это Т.И. Кузнецова, М.В. Жмырева, Н.Д. Житина, Т.Б. Симонова, Г.В. Юдина и другие.
Педагог Губарева всегда стремилась к тому, чтобы каждый ее ученик овладел знаниями. Поэтому нередки в ее практике были индивидуальные занятия с ребятами после уроков, разговоры с родителями об усилении контроля за детьми.
Многие выпускники школы вспоминают о своей учительнице с большой теплотой и благодарностью. Глава Марьевского сельсовета Алексей Алексеевич Житин вспоминает, как рос в сложной семейной обстановке, но учился хорошо, как будучи классным руководителем Мария Егоровна его опекала, старалась помочь, когда он у доски от волнения терялся, забывал урок. Учитель решила помочь мальчику. Она давала ему карточки с индивидуальными заданиями, которые он быстро и с легкостью выполнял, доказывая свои знания. Постепенно ученик и устно стал отвечать уверенно. Алексей Алексеевич успешно окончил школу, потом с красным дипломом - сельскохозяйственный техникум, сельхозинститут. Недавно он получил второе высшее образование, окончив Поволжскую академию управления.
Выпускница Кулевчинской школы 1970 года Альбина Михайловна Тельнова работает на ответственном посту в ГУВД города Москвы. Она рассказывает, что именно благодаря Марии Егоровне достигла многого:
- Именно в школе я и мои одноклассники получили прочные знания, научились не пасовать перед трудностями. Мария Егоровна является для меня образцом порядочности, мудрости, надежности, доброты и искренности.
Я навсегда запомнила момент, когда меня, старшеклассницу, вызвали в учительскую и начали отчитывать за поступок, которого я не совершала. Меня защитила Мария Егоровна. Она не побоялась вступить в спор с директором, жесткой и волевой женщиной, убедила всех участников педсовета в моей невиновности. Я очень часто вспоминаю этот случай, когда мне необходимо проявить твердость, смелость. Я считаю, что именно таким и должен быть настоящий учитель - отличаться не только высокой профессиональной компетентностью, но и душевными качествами.
Своим мастерством Мария Егоровна щедро делилась с молодыми педагогами. Вместе с коллегами - Лидией Васильевной Сургучевой, Риммой Ивановной Атамановой, Инной Сергеевной Щербаковой, Анной Васильевной Мельниковой и другими - она сумела создать сплоченный, трудолюбивый, активный педагогический коллектив с замечательными традициями.
Даже уйдя на пенсию, Мария Егоровна не мыслит своей жизни без школы, внимательно следит за всеми изменениями в современном образовании. Она оказала неоценимую помощь в создании школьного краеведческого музея, предоставив уникальные фотографии, поделилась воспоминаниями о школьной жизни, рассказала, как ей удалось установить связь с нашим знаменитым земляком, автором книги «Зори Бородина» А.М. Вахрушевым.
Труд Марии Егоровны оценен по достоинству. Она награждена нагрудным значком «Отличник народного просвещения», медалями «Ветеран труда», «За доблестный труд», огромным количеством Почетных грамот. Но самой главной наградой она считает успехи ее бывших учеников.

Автор:Галина Морозова