“Я учитель и маг?
Судеб я повелитель?
Нет! Помощник и друг
или просто УЧИТЕЛЬ!”
(Из эссе В.В. Полозковой)
Необычный урок. Мастер-класс. Не в привычной аудитории, а в Культурно-досуговом центре. В этот день сцена была отдана им - финалистам муниципального этапа конкурса “Учитель года - 2012”. В зале - строгое жюри, коллеги и группы поддержки. И, конечно, у каждого конкурсанта замирало сердце перед выходом на эту сцену. Потому что учитель, хотя и привычен к тому, что за ним следят на уроке десятки пар глаз учеников, к выступлениям перед взыскательной аудиторией родителей и коллег на различных семинарах, совещаниях и форумах, здесь оказался как-то особенно весь на виду. Один на один со зрительным залом, где не пройдет незамеченным и неучтенным, как ему казалось, каждый жест, каждое слово, интонация. Значит, он должен быть еще и артистичен. И участники конкурса проявили все свои лучшие качества. В душе каждый, наверное, все же ощущал биотоки, исходящие от благосклонных коллег, которые прекрасно все это понимали и поддерживали всем сердцем.
Примечательно, что впервые в истории нашего района в конкурсе “Учитель года” принимали участие только молодые педагоги. Им была предоставлена возможность, как заметила ведущая специалист отдела образования Наталия Смагина, громко заявить о себе, поделиться своими открытиями и передовым опытом. И они это сделали.
Обобщением передового опыта на методическом семинаре занимались в ходе заочного тура, дискутировали за «круглым столом», а также давали открытые уроки в незнакомом классе - в Инжавинской средней школе, где высокая наполненность учениками. Писали эссе на тему: каким должен быть современный учитель и почему они выбрали именно эту профессию.
Выдержки из некоторых эссе перед началом мастер-класса зачитала начальник отдела образования Г.А. Вахрушева, заметив:
- В эссе, которые вы написали, в беседе, состоявшейся с вами в отделе образования, вы были так убедительны в выборе своей профессии, что хочется сказать: ребята, так держать! Верю в вас, надеюсь, что именно за вами будущее и муниципального, и всего образования в целом. Потому что точно - ну, никогда вы не уйдете из школы.
Чем выше вершина, тем желаннее ее покорение
“Сколько себя помню, всегда хотела стать учителем, - пишет в своем эссе учитель русского языка и литературы Караульского филиала Вера Владимировна Полозкова. - И это мое желание многим ”вопреки”. Вопреки уже устоявшимся досужим мнениям о том, что профессия учителя в современном мире потеряла свое былое уважение и престиж. Ведь когда-то к учителям шли не только их ученики, но и односельчане, чтобы поделиться радостями и горестями, чтобы попросить совета или составить необходимый документ. Сегодня каждый имеет среднее образование и не имеет в этом необходимости.
Вопреки мечтам моих сверстников о материальном благополучии - профессию учителя нельзя назвать высоко оплачиваемой.
Вопреки тому, что я живу во времена, как говорят, “трудных” подростков - для них очень нелегко стать беспрекословным авторитетом.
Но, наверное, мою любовь к выбранной профессии можно объяснить любовью альпиниста, для которого, чем выше вершина и сложнее восход на нее, тем она желаннее.
И этим “вопреки” я противопоставила тысячи своих “за”.
В XXI веке, выходя на новый уровень преподавания, мы уже не имеем права просто “вести” своего ученика за руку, кормить его наполовину “пережеванной” информацией. Современный учитель - скорее дирижер, который стоит на виду оркестра и лишь задает ритм музыке.
В арсенале современного учителя много различных средств обучения. Сколько угодно можно противопоставлять “вчера” и “сегодня”. Но для одного и самого главного, пожалуй, не смогу найти противопоставления - для главной черты учительского характера. Это - любовь к детям, человечеству. Можно прекрасно владеть различными современными технологиями обучения, повелевать компьютером, как самый “продвинутый” пользователь, но, имея одно лишь стремление - утвердиться в звании умного специалиста, никогда не стать Учителем с большой буквы”.
А это строки из эссе учителя иностранного языка Красивской средней школы Натальи Владимировны Фроловой:
“Проработав в школе 6 лет, я задаю себе вопрос: а современный учитель - каким он должен быть?
- Привет! Как дела? Кем работаешь? Где? Учителем? В сельской школе?
Это мои однокурсники по прошествии семи лет после окончания университета интересуются моей судьбой. На этом обычно все вопросы прекращаются. Дальше - разговор о детях, семье, ситуации в стране. Они не понимают, почему я, закончив вуз с красным дипломом, работаю там, где нет больших зарплат, приличного карьерного роста. Да, у многих моих друзей жизнь не такая, как у нас. Но у меня до сих пор бьется сердце от радости, когда я вхожу в класс и вижу доброту в смущенных глазах детей, когда встречаюсь со своими выпускниками, которые с удовольствием рассказывают мне о своей жизни и своих успехах, осуществлении своей мечты.
Я всегда хотела быть учителем и осуществила свою мечту. Для меня результаты моего труда выражаются не в оценке, которую ставлю в аттестаты, а в успехах моих учеников в средне-специальных и высших учебных заведениях, а также в самой жизни… На мой взгляд, перед учителем стоит великая задача совместить то, что требует будущее, и то, что складывалось испокон веков. Ведь еще Конфуций говорил: кто постигнет новое, лелея старое, тот может быть учителем”.
Сплачиваем коллектив и постигаем тонкости японской поэзии
Своими размышлениями о роли учителя в современном обществе и о своем предназначении в этой профессии поделились в эссе все участники. И столько в их творческих работах искренности, убедительности, что не порадоваться за них и за их учеников нельзя. В конкурсе приняли участие одиннадцать молодых учителей, в финал вышли шестеро. Им и предстояло теперь проявить свой профессионализм, творческий подход к делу, продемонстрировать новые формы и методы работы, инновационный опыт в состоявшихся мастер-классах. Все они дружно, вместе с группами поддержки помогали в этом друг другу - на время поочередно выступая в роли учеников. В этом им помогли и добрые напутствия, данные главой района А.М. Поповым, председателем райсовета народных депутатов Н.П. Коневым и его заместителем Н.Л. Башмаковой.
Первой раскрыть суть своей профессии и поделиться своими находками выпало психологу Инжавинской средней школы Марии Николаевне Мазилиной.
- В нашу школу в ходе реорганизации учреждений образования в районе влилось много новеньких учеников. Как им помочь побыстрее в нем адаптироваться, подружиться с другими ребятами? Такая задача стояла перед учителями. Есть много различных форм и методов по сплочению коллектива. Сегодня я покажу одно небольшое занятие, как можно простыми способами быстро сплотить и подружить ребят, - пояснила она и пригласила на сцену пятерых участников.
По ходу урока Мария Мазилина давала им различные задания, которые можно было успешно выполнить только коллективно. Коллеги из группы поддержки мастерили на бумаге из заготовленного заранее психологом подручного материала яркие картины с красочными набивными цветами, а также - коллажи из бабочек и птичек; не допуская прямых прикосновений, передавали друг другу “волшебную” палочку, выполняли другие интересные даже взрослым людям задания.
Учитель информатики Инжавинской средней школы Светлана Юрьевна Крестовская свой урок посвятила обучению рационального использования времени. Ведь в современной жизни поток информации увеличивается, и все мы жалуемся - времени не хватает. На сцене были установлены используемые педагогом на уроке в классе технические средства обучения. На отдельном столе - компьютеры, за которыми разместились в роли учеников шестеро участников этого конкурса. Учитель поставил задачу научить их быстро обработать поступившую информацию - отформатировать за две секунды довольно объемный текст. Среди учеников специалистов по информатике не было, но с помощью Светланы Юрьевны с заданием они все справились. А она попутно знакомила с другими инновационными методами работы, направленными на развитие интеллекта и личностное ориентирование учеников.
Учитель русского языка и литературы Красивской средней школы Татьяна Геннадьевна Дьякова свой мастер-класс посвятила формированию условий для развития у учеников ассоциативного мышления и обратилась к японской классической поэзии, где в стихотворении не всегда присутствует рифма, но создаваемый образ вызывает самые разные ассоциации. Среди желающих выступить в роли учеников на сцену поднялась и инжавинская поэтесса, заместитель председателя райсовета народных депутатов Надежда Львовна Башмакова. Вместе с другими участниками этого мастер-класса она делилась теми ассоциациями, которые вызывали те или иные произведения японских поэтов, импровизировала и дополняла. Участники - то работали в соавторстве: прослушав две строчки, добавляли третью, то знакомились с жанром лирических переживаний. Словом, мастер-класс для них оказался увлекательным занятием, а конкурсант Т.Г. Дьякова - вдохновенным педагогом, который увлек и заинтересовал своих учеников японской классической поэзией, где надо проявить свою наблюдательность, внимательно всматриваться и вслушиваться. И все это должно помочь нам в развитии духовного начала.
Биотоки зрительного зала
Каждый конкурсант, демонстрируя и используя на основе традиционных методов нестандартные подходы, свои творческие находки, вовлекал в свой творческий процесс весь зрительный зал. А поскольку преподают в школе эти учителя самые разные предметы, то и присутствовавшим в качестве болельщиков коллегам, как и членам жюри, пришлось познать не только особенности ассоциативного мышления японских поэтов, но и мастерить из бумаги методом оригами аистенка вместе с учителем начальных классов филиала «Кулевчинский» Анастасией Викторовной Рязанцевой. Она из тех педагогов, которые могут урок превратить в праздник, разбудить ребячью фантазию, научить прикладным видам творчества. Вместе с учителем английского языка Красивской средней школы Натальей Владимировной Фроловой постигать методику обучения разговорной речи. И поразмышлять над тем, сколько “за” и “против” в нашей сегодняшней жизни таит в себе химия, какие инновации в ее изучении взяты на вооружение учителем химии и биологии Караульского филиала Олесей Владимировной Кокоревой.
Словом, конкурсанты постарались блеснуть знаниями и гранями своих талантов, педагогическими находками. Настроение у всех было по-настоящему праздничное. К тому же, пока члены жюри подсчитывали баллы и подводили итоги, участников конкурса подзадоривал своим выступлением солист Культурно-досугового центра Евгений Чернецов.
Но вот результаты объявлены, и все участники вновь приглашаются на сцену. Им вручают цветы и подарки, денежные премии. В их адрес звучат слова признательности за проявленное педагогическое мастерство и творчество, пожелания и напутствия на дальнейшую деятельность в столь важном для всех нас деле - учительском труде. Потому что, как сказал поэт: “если б не было учителя, то б, наверное, и не было ни поэта, ни мыслителя…” Как заметила, профсоюзный лидер И.Ю. Хурцилава, этот праздник педагогического мастерства радостен от того, что все учительство района как огромная река пополнилось новым родником талантов.
Лидеры названы, творческий потенциал раскрыли все участники
Лидером конкурса стала Н.В. Фролова, набравшая по результатам всех номинаций наибольшее количество баллов. Второе место заняла психолог Инжавинской школы М.Н. Мазилина, а третье - учитель информатики этой же школы С.Ю. Крестовская. Другие участники отличились каждый в своей номинации. А это: “Развитие и творчество детей” - А.В. Рязанцева; “Молодость и талант” - Т.Г. Дьякова; “Учитель-исследователь” - О.В. Кокорева; “За верность профессии” - М.И. Стерликова; “Сердце отдаю детям” - Т.В. Штрак; “За находчивость” - Н.В. Минаев; “Вдохновение и артистизм” - В.В. Полозкова; “Архитектор детской души” - С.Ю. Лунюшкин.
Всех конкурсантов с достигнутыми успехами поздравили директора Инжавинской и Красивской средних школ Н.И. Михкельсон и О.А. Конев, начальник отдела образования Г.А. Вахрушева. Престиж учителя, судя по состоявшемуся муниципальному конкурсу, у нас в районе растет. Об этом говорит уже то внимание, которое ему уделили органы местной власти. Давно не помнится, чтобы на подобном конкурсе присутствовали и приняли такое горячее участие первые лица района - они его начинали напутственными словами и завершили, поделившись впечатлениями, вручением премий и подарков. Это наверняка вдохновит учительство на достижение еще лучших результатов, поиск и внедрение инноваций. И, конечно, радует спонсорская поддержка, оказанная многими руководителями сельхозпредприятий, на территории которых проживают конкурсанты, а также предпринимателей Инжавина.
Радость успеха с конкурсантами разделили лидеры аналогичных конкурсов 2010 и 2011 годов учителя Красивской и Инжавинской школ Е.В. Шаболдина и Е.В. Путинцева. Их опыт участия в областном конкурсе и пожелания молодым помогут им добиться новых успехов. И наверняка пригодятся Наталье Владимировне Фроловой, которая будет там представлять наш район.
Конкурс завершился (его подготовили специалисты Информационно-методического отдела), а жизнь продолжается. И мы также желаем его участникам и всем учителям района новых творческих удач.
Фото автора.