Очереди, которые выстраиваются у дверей БТИ, налоговых, кадастровых и прочих жизненно необходимых контор во все времена возмущали жителей больших городов и маленьких посёлков. В этих очередях люди томились часами, записывали на ладонях номера и боялись отойти хотя бы на минуту. Так было вчера, такое можно ещё наблюдать сегодня, а вот завтра… Завтра подобного уже не будет. В России стали появляться многофункциональные центры, где гражданам предоставляют разного рода услуги: от государственных до муниципальных. В своё время проблему очередей обозначил глава правительства В.Путин. Он заявил о необходимости исправлять сложившуюся ситуацию:
- Главная наша задача - построить работу аппаратов всех уровней, всех чиновников таким образом, чтобы они были настроены на интересы общества. Необходимо избавить наших людей от утомительного, а порой и унизительного стояния в очередях, от бесконечной беготни за справками и бумажками. Чтобы посещение так называемых присутственных мест каждый раз не превращалось в испытание и нервотрёпку.
ЕщЁ в 2009 году постановлением администрации Тамбовской области была утверждена целевая программа "Повышение качества государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ". В Тамбове, Мичуринске, Первомайске и Токарёвке Центры уже работают. 28 февраля благодаря оперативной и грамотной работе руководства нашего города состоялось открытие Многофункционального центра в Уварове. Разместился он в здании бывшей молочной кухни, расположенной в четвёртом микрорайоне. Реконструкция помещения, благоустройство прилегающей территории и оборудование рабочих мест потребовало немалых вложений - почти десять миллионов рублей, 1,4 млн руб. из которых пришло из федерального бюджета, 6 миллионов - из областного, 1 млн руб. из городского и районного.
На торжественное открытие Центра прибыл губернатор Тамбовской области О.Бетин. Он выразил желание лично поздравить уваровцев со знаменательным событием:
- Может, оно не столь велико в масштабах Тамбовщины, России, но для тех людей, которые здесь живут, - очень значимо. Работа МФЦ позволит вам без лишних усилий получать необходимые консультации, откроет доступ к любой необходимой информации. Деятельность Центра должна осуществляться по принципу "одного окна". Посетители будут обращаться за услугой только к оператору, и им уже не будет нужды бегать по учреждениям, чтобы собирать многочисленные справки - это должно происходить за счёт межведомственного взаимодействия. Гражданин придёт сюда ещё один раз - за готовым документом. А пройдёт время, многие вопросы можно будет решать дистанционно, не выходя из дома, с помощью Интернета или телефонной связи.
Перед собравшимися выступил глава г.Уварово А.Кузнецов:
- Благодаря МФЦ, нам не нужно будет тратить неоправданно много времени, нервов и здоровья на многочасовые и многодневные хождения по кабинетам. Мы исключим и ситуацию, спровоцированную недостаточной юридической грамотностью населения: часто бывает, что человек просто не знает, в какую структуру ему нужно обращаться, и одно учреждение его отсылает в другое, другое советует обратиться в третье… В администрацию десятками поступали жалобы, люди просили о помощи. Поэтому я очень рад, что наша область одной из первых приступила к созданию сети МФЦ. Рад, что специалисты нашего Центра, представляющие самые различные структуры, будут работать под единым началом: в случае любых трудностей посетители могут обращаться к одному руководителю, а не к десяткам начальников. Теперь всё зависит от профессионализма сотрудников МФЦ. И от самих жителей. Я обращаюсь с просьбой к уваровцам: если вас не примут здесь должным образом, если работа специалистов вас не удовлетворит, не замалчивайте возникшие проблемы.
На открытии столь важного, социально значимого объекта присутствовало много гостей. Глава Уваровского района А.Бочаров подчеркнул, что создание Центра является ещё одним большим шагом на пути сближения города и района: МФЦ распахнёт свои двери для обеих территорий. Депутат областной Думы М.Муратов отметил, что сегодняшнее событие - доказательство заботы власти о населении и эта забота проявляется не на словах, а на деле. К жителям нашего города обратилась и руководитель тамбовского МФЦ Н.Тихонова, курирующая Центры, открываемые на территории области:
- Я рада за уваровцев, рада за жителей других муниципальных образований, которые получили или в скором времени получат такой вот подарок от администрации области, от администраций городов и районов. Быть может, не всё наладится сразу и принцип "одного окна" заработает не в первый же день, а после улаживания некоторых организационных моментов. Но грамотную консультацию вы получите несомненно. Вам больше не нужно отдавать деньги платным консультантам, "дорогим" посредникам. Здесь вам ответят на любой вопрос. Специалисты подобрались хорошие, все они прошли обучение.
Пришёл момент перерезать символическую красную ленту. Губернатор предложил поучаствовать в этой церемонии самим жителям. Хорошо освещённый, просторный (196 кв.м) клиентский зал принял гостей нашего города и первых посетителей. Взгляду открылись украшенные картинами стены, удобные мягкие диванчики, столы, на которых разложены образцы всевозможных заявлений, информационные щиты, детский уголок. За одной из дверей расположился небольшой, но уютный кафетерий. В МФЦ организовано 16 рабочих мест для специалистов различных ведомств и структур, предоставляющих услуги по землеустройству, градостроительству, налогообложению, регистрации прав на имущество, социальным и другим вопросам. Кроме того, в МФЦ размещены офисы Сбербанка, почты, БТИ, юридических фирм, офис приёма платежей ЖКХ... Впрочем, во множестве наименований и функций посетители Многофункционального центра со временем разберутся сами. А пока они наблюдают за действиями губернатора Тамбовской области. Олег Бетин посчитал необходимым остановиться практически у каждого окошка. Беседуя с сотрудниками Центра, он устроил им настоящий экзамен, задавал вопросы, касающиеся их профессиональной деятельности, выступая в роли посетителя, интересовался, на постоянной ли основе тот или иной специалист будет вести приём граждан в МФЦ или будет "заходить от случая к случаю". В кафетерии губернатор оценил ассортимент товаров, обратил внимание на цены, по которым планируется реализовывать продукцию.
После того, как руководство области, города и района покинули МФЦ, чтобы присутствовать на открытии железнодорожного вокзала, жители Уварова начали самостоятельную "экскурсию" по Центру. Хозяйским глазом окидывали помещение, соглашаясь с кем-то, кто полушёпотом поделился впечатлениями: "Прямо, как за границей!". Некоторые немедленно подошли к окошкам, чтобы получить первую консультацию. Несколько пожилых женщин обстоятельно рассуждали о том, что происходит сегодня в Уварове, области, России:
- Электронное правительство теперь будет. Это внуки наши понимают, а нам - где уж. Говорят, по Интернету любую справку получить можно будет. Молодым - это конечно не трудно. А для нас такие вот центры и надо строить. Пусть уж чиновники между собой по компьютеру общаются, наши справки собирают. А мы вот сюда придём, всё сразу и узнаем, все документы получим. Неужто правда, что по кабинетам теперь бегать не надо? Вот спасибо так спасибо…
Некоторые сомнения, надо сказать, у жителей Уварова пока ещё есть. Будет ли "система" работать, как следует, оправдаются ли все надежды? Но ведь когда начинается что-то большое и важное, неуверенность присутствует всегда. И тогда нужно отбрасывать пессимизм, обращаться мыслями в прошлое. Сколько за последние десять лет мы видели реформ и преобразований? Сколько мы критиковали каждое начинание? А программы и проекты реализовывались, работали и делали нашу жизнь легче и комфортнее. Правильно сказал депутат облдумы М.Муратов: "В девяностых годах мы замерзали в своих домах, не получали ни зарплат, ни пенсий. А сегодня, забыв о многих проблемах, открываем новые отделения в больнице, вокзалы и МФЦ"…
Фото автора.