Эта маленькая, хрупкая женщина из числа тех, кто завораживает с первого момента знакомства и потом уже не отпускает никогда. И трудно сказать, в чём заключается необъяснимая магия. То ли в мягком свете, который ласковыми лучиками струится из её глаз; то ли в манере общения, в процессе которого её собеседник, кем бы он ни был, чувствует себя необыкновенно комфортно; то ли в её потрясающем умении слушать. Такова заведующая Знаменским детским садом Любовь Ивановна Фильсова. И имя при рождении досталось ей благодаря Божьему промыслу самое подходящее, совершенно точно определяющее характер её натуры - Любовь. Ибо главная заповедь, которой она придерживается в жизни, заключается в том, что надо любить людей. Всех - больших и маленьких, тех, что тебя окружают, и в широком понимании слова.
Когда-то простая сельская девочка и не чаяла увидеть себя в будущем в роли начальника. Да и потом, когда уже начала самостоятельную трудовую деятельность, тоже не претендовала на первые роли. Всё произошло как-то само собой, случилось так, как и должно было случиться.
Родилась Люба в небольшом селе Хренное, позже семья переехала в Рахманино всё того же Петровского района. С самого детства почувствовала в себе непреодолимую тягу к педагогике, рано заинтересовалась психологией, в подростковом возрасте очень любила слушать передачу "Радионяня", из которой извлекала свои первые педагогические знания. Склонность к профессии оказалась не случайной: учителем истории и обществоведения работала тётя, преподавала черчение в сельской школе сестра. Одним словом, после восьмого класса Люба, не долго думая, отправилась поступать в Тамбовское педучилище, выбрав специальность "черчение и труд". И благополучно поступила.
Получив профессию, вместе с подружкой, чтобы не разлучаться, в качестве места распределения выбрали Знаменский район, потому что здесь, в отличие от других районов, было две вакансии - в Измайловке и Сухотинке. Так в 1976 году в селе Измайловка молодая учительница начала свою педагогическую деятельность. Часов в школе было немного, поэтому поначалу Любовь Ивановна пыталась совмещать работу в школе и в детском саду. Но, поскольку делать это было весьма сложно, пришлось в конце концов выбирать что-то одно. Исходя из материальных соображений, она выбрала детский сад, будучи на сто процентов уверенной, что это временно. Но получилось, как это бывает сплошь и рядом, навсегда.
После года в Измайловке последовали десять лет, проработанных в детском саду "Черёмушки", из которых два - воспитателем и восемь - заведующей. Параллельно получила высшее образование в педагогическом институте на факультете дошкольной педагогики и психологии по специальности "Методист по дошкольному образованию, психолог дошкольного образования". Все последующие годы до сего дня Л.Фильсова руководит детским садом "Ромашка", который с февраля 2011 года стал единственным в рабочем посёлке детским дошкольным учреждением с присоединившимися к нему в результате реорганизации двумя филиалами - "Черёмушки" (Знаменка) и "Ласточка" (Кариан-Строганово). Поле деятельности расширилось, соответственно прибавилось и забот. Но Любовь Ивановна не из тех, кто пасует перед трудностями. Она придерживается мнения, что о работе не нужно говорить - её нужно делать.
- Помню, когда мне впервые предложили стать заведующей, - рассказывает Любовь Ивановна, - я всё никак не могла взять в толк, почему именно мне, такой молодой, а на тот момент мне было 29 лет, поручают такой важный и ответственный пост. Ведь есть люди гораздо мудрее и опытнее меня. Я совершенно не представляла себя в роли руководителя. Но особенно отчётливо поняла, какой хомут на себя надела, переведясь в "Ромашку". Здесь были большие проблемы с кочегаркой - топились тогда углём. А точнее, с кочегаром, который был сильно неравнодушен к спиртному. Однажды мне даже пришлось его водой поливать, чтобы привести в чувство - совершенно нехарактерный для меня поступок. Но, видимо, постоянный страх разморозить систему отопления в тот момент достиг своего апогея. А он, знай себе бормочет заплетающимся языком: "Ивановна, не боись, всё будет нормально".
- Так незаметно тридцать один год и прозаведовала садами, чему и сама, признаться, удивляюсь, - продолжает моя обаятельная собеседница. - Когда анализирую, то прихожу к выводу, что, наверное, мне помог выстоять образ папы, который с детства ярко запечатлелся в памяти. Он был бригадиром полеводческой бригады. До сих пор вижу, как он с досадой смотрит в окно на разошедшийся дождь. Спрашиваю его: "Пап, чего ты так волнуешься?" А он: "Да вот, только наладил посевную, а тут раздождилось". Очень ответственным был, душой болел за дело.
В последнее время, по мнению Любови Ивановны, значительно повысились требования к руководителям всех уровней. Вот и заведующий детским садом должен быть хорошим организатором, чтобы правильно наладить взаимоотношения в коллективе. Кроме того, говоря современным языком, должен владеть основами менеджмента, а, выражаясь проще, быть хорошим хозяйственником и уметь выстраивать работу с учётом дальнейшего прогнозирования. А ещё ни в коем случае нельзя забывать, что речь идёт о педагогическом коллективе, а, стало быть, организацию учебно-воспитательного процесса никто не отменял. Стоит ли говорить, насколько сложно сочетать в себе такие разноплановые начала. Но у Л. Фильсовой это получается.
- В этом году мы многое сделали, - это устами Любови Ивановны говорит менеджер. - В нашем здании заменили тридцать два старых оконных блока на новые, пластиковые. Обновили обветшавшую входную дверь. В "Ласточке" частично отремонтировали систему отопления. Такую же работу проделали и в "Черёмушках". Всё это мы смогли благодаря поддержке администрации района, которая выделила деньги для этих нужд. И останавливаться не собираемся, работы будут продолжены. Вот, например, на повестке дня - утепление чердачного перекрытия в филиале №1 "Черёмушки" - чем мы сейчас и занимаемся. А вообще, в старых, изношенных зданиях проблем предостаточно, в том числе, и большая теплопотеря. И все эти проблемы нуждаются в комплексном решении.
Неоднократно по долгу службы мне доводилось бывать в детском саду, и всякий раз я внутренне изумлялась умению этой женщины найти верную ноту в общении с подчинёнными. Ведь ни для кого не секрет, что от таланта руководителя напрямую зависит микроклимат, складывающийся в коллективе. Здесь отношения царят весьма дружеские, поскольку руководитель не дистанцируется от остальных, и в то же время не позволяет этим самым отношениям скатываться до панибратства. Давая самой себе оценку, Любовь Ивановна считает, что ей не хватает начальственной жёсткости, но на это у неё имеется вполне логичное и гуманное объяснение. Она убеждена, что никогда нельзя рубить сплеча, а нужно в любой ситуации давать людям второй шанс. Абсолютно ко всем в коллективе она относится с равным уважением и ни за что не позволит никому даже за глаза назвать, к примеру, помощника воспитателя "поломойкой".
На семинарах, педсоветах, родительских собраниях, конференциях и других мероприятиях, которые ей доводилось проводить не только в качестве заведующей, но и в качестве руководителя районного методического объединения заведующих детскими садами (она руководила им на протяжении многих лет) никогда не было гробовой тишины. Напротив, всегда царила творческая обстановка. По мнению Любови Ивановны, очень важно, чтобы люди были раскрепощены. Только тогда они смогут свободно высказывать своё мнение. В общем, со взрослыми, как и с детьми не лишне иногда поиграть, тогда они раскрываются полнее.
Взаимоотношения с детьми, своими, а их у Любови Ивановны двое, и оба давно уже взрослые люди, и теми, что посещают детский сад ( назвать их чужими у неё никогда не повернётся язык) - отдельная тема.
- Раньше нашей заведующей частенько приходилось замещать воспитателей, рассказывает воспитатель Елена Мальцева. - Бывало, зайдёшь к ней в группу, а они с ребятишками чем-нибудь интересным заняты. Сгрудятся вокруг Любови Ивановны стайкой: один, глядишь, на колени к ней взгромоздился, другой на плече повис, третий уютно под локотком у неё пристроился. Облепят её - не согнать.
Мне и самой неоднократно доводилось видеть такие картины. И всегда настолько органично смотрелся подобный симбиоз детей и взрослого человека, что, казалось будто бы они взаимно подпитываются друг от друга, словно от батареек. Удовольствие и удовлетворение от такого общения, без сомнения, получают обе стороны.
При такой работе, казалось бы, свои дети вполне могли быть обделены маминым вниманием. Так часто случается в жизни. Но только не в случае Любови Ивановны, словно источник, аккумулирующий доброту и любовь внутри этой женщины, неиссякаем. Она никогда не жалела выдумки и сил, и без устали организовывала прогулки, походы, экскурсии, состязания, устраивала грандиозные праздники и дни рождения для своих дочери и сына, где главными героями и непосредственными участниками обязательно были дети. И они, Ирина и Олег, - на сегодняшний день вполне состоявшиеся, успешные люди - по достоинству ценят это. Когда семья собирается вместе или произносятся тосты за праздничным столом, дети никогда не забывают поблагодарить родителей за прекрасное воспитание, которое те им дали.
Творческие люди, как правило, никогда не охотятся за наградами, чинами и званиями. У них просто нет времени на подобную чепуху. Вот и у Любови Ивановны наград не густо. Правда, накопилась изрядная стопка благодарностей, грамот и благодарственных писем районного уровня. Весомой на этом фоне выглядит Почётная грамота Управления образования и науки Тамбовской области. Но недавно районный Совет народных депутатов ходатайствовал о награждении Л.Фильсовой грамотой Тамбовской областной Думы. Ни у коллег, ни у вышестоящего руководства не возникло и тени сомнения, что она этого достойна.
С ней можно говорить часами. Оптимистка, романтик, мудрая женщина. Причём, последнее, по её собственному утверждению, стала замечать за собой с годами. Вот, что она сказала на прощание:
- Нужно ценить жизнь. Никогда не стоит зацикливаться на каком-то негативе, потому что время очень быстротечно. И, напротив, если что-то возникает или организуется стихийно, совсем не по плану, то не стоит от этого отмахиваться или пытаться благоразумно перенести куда-то "на потом". Надо жить в реальном времени - здесь и сейчас. Жаль, что к осознанию этого я пришла только теперь.