Лента новостей
Статья11 апреля 2012, 12:44

О.А. Горщерук: "Музыка - это моя жизнь..."

…Без впечатлений, восторгов, вдохновения, без жизненного опыта — нет творчества. Как нет, пожалуй, и творческого человека. Но все эти слова не о нашем госте. Сегодня мы знакомим вас с человеком, настолько увлеченным своей профессией, что… хотя предоставим это узнать вам самим. Итак, наш гость — Ольга Анатольевна Горщерук, методист центра досуга "Золотой витязь".

— Все мы родом из детства. Наверное, и для вас это яркая часть вашей жизни?
— Те годы были не из легких, родители много работали, поэтому меня и сестру воспитывала бабушка. Но вспоминаю я эти времена с теплотой. Музыку я полюбила в пятом классе. Сыграл в этом роль случай: в нашем городе выступал ансамбль скрипачей. И я настолько была поражена этим инструментом, его чарующие звуки так полюбились мне, что уже вечером бабушке сказала, что пойду учиться на скрипку. Она предложила заниматься, как и сестре, на аккордеоне, тем более что он был у нас собственный, но я твердо стояла на своем. А уже после того, как отучилась год в музыкальной школе, поехала на областные соревнования по скрипке и заняла третье место. Как же я гордилась победой!
Сейчас мне смешно вспоминать период детства. Бабушка тогда работала сторожем в школе № 2, а жили мы во дворе этой школы. Поэтому вечерами все здание было в моем распоряжении. И было там нечто такое, нечто особенное, что интересовало больше всего другого — это актовый зал. Он был красивый, с балконом для духового оркестра. А на сцене этого зала стояло фортепиано. Я на нее выходила, объявляла саму себя, садилась за инструмент и пела. Помню, как всегда представляла, что в зале много людей, что они мне аплодируют. Настолько я была влюблена в сцену, так мне нравилось это волнение, волнение настолько приятное, что расставаться с этим чувством мне не захотелось. И я всегда говорю своим воспитанникам, что постоять на сцене, прожить эти три минуты вместе с исполняемой тобою песней — дорогого стоит.

— Ольга Анатольевна, а когда же вы стали задумываться о своей будущей профессии?
— Тогда, когда стала учиться играть на скрипке, и поняла: это мое будущее. Для меня тогда ярким примером был мой прекрасный педагог Валентина Николаевна Зубехина. Она-то и сыграла основную роль в выборе моей профессии. Настолько этот человек стал мне близок, рядом с ней чувствовала себя как со старшей сестрой. Это не просто хороший учитель. Она родилась, чтобы быть учителем. И мне кажется, тот нескончаемый заряд любви к детям я получила именно от нее.
Помню, как на мой день рождения она зашла в класс, тогда музыкальная школа переехала в стены нашей школы, поздравила меня и достала необыкновенный вязаный берет, такой цветной с большими помпонами. Трогает до слез... Она всегда относилась к нам, как к своим детям, старалась всегда баловать, наполняя нас не только искусством, но и душевностью, добрым отношением к людям. Поэтому и я эту любовь, поддержку, понимание стараюсь развивать в своих воспитанниках.

— А родственники поддержали ваш музыкальный выбор?
— В нашем роду все музыкальные. Родная сестра, двоюродные братья и сестра — все поют и играют на инструментах. И когда мы собирались семьями и пели, то нас в шутку называли сестры Мартыновы, по аналогии с выступавшим тогда на эстраде квартетом сестер Федоровых. Против никто не был. Музыкальное образование в нашей семье было приемлемым и даже скорее обязательным.
А закончила я одно из старейших музыкальных тамбовских училищ имени С. В. Рахманинова. Наш выпуск был сотый, мы тогда встретились с разными знаменитостями. Студенчество было наполнено яркими, даже не эпизодами, а жизнью. И учились, и влюблялись — много прекрасных моментов. Помню на первую практику к нам привели малышей. В мою группу попал интересный мальчик, он очень любил военные фильмы, и прежде чем начать занятия, он садился под рояль, звал меня с собой, рассказывал какой-нибудь фильм, а уже только потом мы приступали к уроку. Мир его был настолько индивидуален, что я поддерживала его просьбы.
…Знаете, у меня по жизни всегда идут две параллели: образование и культура. И вот даже сейчас, работаю в Уметской школе преподавателем вокального отделения, а в ЦД "Золотой витязь" — методистом и музыкальным руководителем ансамбля "Кирсановские веселушки". После окончания училища по направлению попала в Никифоровскую школу, и уже не думала, что вернусь когда-то в Кирсанов. Только правильно говорят, где родился — там и сгодился, в начале девяностых годов прошлого века я вернулась в родной город.

— Опора и поддержка по жизни?
— В первую очередь, моя семья: муж и дочь. Это настолько мощная поддержка, что все те победы, которых я добилась, это и их победы тоже. Я консервативная, а муж — человек легкий на подъем. Они старались всегда меня чем-то увлечь помимо работы. Как бы мне тяжело ни было, всегда поддерживали. Дочь помогала в каких-то задумках, за советом я шла к ней, а мои творческие номера смотрел и слушал муж. Я знала, что он всегда мне скажет правду. Мой дом — моя надежная опора. Ну и, конечно, дети, с которыми я работаю. Они меняют мои взгляды на жизнь. Когда работаешь с молодежью, стареть нельзя. Нужно пытаться быть к ним ближе, чтобы понимать их. Я интересуюсь тем, чем интересуются они.

— Вечное противостояние "отцов и детей". В вашей семье это было?
— Когда дочь была подростком, в то время я признавала только советскую вокальную школу. И вдруг моя дочь увлеклась роком. Я была удивлена, мне не нравилось, но когда послушала эти песни, согласилась, что не такие уж они и плохие, есть в них свой смысл. С того момента я стала прислушиваться к новым течениям музыки. Вот и воспитанников учу петь в разных жанрах. И в академической манере, и в эстрадной, и в народной. Любовь к русской песне должна быть обязательно. Она настолько красивая, что делает нас добрее, мудрее, богаче душой. Вроде бы обычное слово — любовь. А эта ведь любовь может быть к стране и людям, природе. Это чудесно…

— Вы — человек настроения?
— Я переменчива: от "пиано" и до "форте". И мое настроение, конечно, передается тем, кто на сцене. И думаю, это работе не мешает. Когда между педагогом и учеником есть крепкая связующая ниточка — это очень хорошо помогает на конкурсах. Каждое переживание, волнение, радость — все чувствуется.
По жизни я все же оптимист. Понимаю, у каждого бывают тяжелые моменты, но в таких случаях я говорю, что мы как фениксы должны возрождаться из пепла. Если у тебя плохое настроение, нельзя чтобы окружающие от этого страдали. Жизнь сама по себе очень сложная. Не может она всегда быть яркой, интересной, и ручеек неприятности в ней бывает. Просто во всем надо видеть больше положительного.
Возможно, мне легче пережить неприятность, чем другим, потому как я спасалась тем, что садилась за фортепиано и пела. Пока вместе с песней не выливался весь крик души. А потом становится спокойно и хорошо. Бывает так, что я свою профессию одновременно и люблю, и нет. В каком отношении? Ребенок выходит на сцену, а ты думаешь, как бы чего не произошло. Это настолько мощные переживания! Ведь, что такое голос? Нет настроения, погода не радует — и ты не поешь…

— Скажем, будь в ваших руках возможность пережить какие-то моменты вновь, что бы вернули?
— Будь у человека хоть двенадцать жизней, я бы их все прожила так, как сегодняшнюю. Каждый период жизни меня чему-то научил. Да, были неприятности. Но это школа, пусть и с горьким опытом. А пережила бы вновь с удовольствием удачи и победы моих родных и моих замечательных учеников, которых я всех люблю.

— Ощущаете себя счастливой?
— Я не побоюсь этого сказать, я очень счастливый человек! Когда у человека есть рядом понимающая и любящая семья, есть любимая работа, и прекрасные ученики — это счастье. Судьба ко мне была всегда благосклонна. На протяжении всей жизни я встречаю только хороших и замечательных людей.

— А любите одиночество?
— Бывают такие моменты, когда я хочу побыть в одиночестве. Мне иногда нужно просто собраться с мыслями, сосредоточиться, что-то обдумать. А после я уже выхожу совершенно другим человеком.

— Музыка для вас —это…
— Может, мои слова покажутся простыми, но музыка — это моя жизнь… Я пробовала заняться чем-то другим, и у меня вроде бы все получалось, но без нее, без музыки, я угасаю. Душа становится какой-то черствой и бедной. Музыка — смысл всей моей жизни!

Автор:Елена Гридчина