Лента новостей
Статья18 апреля 2012, 17:00

Земля любви, земля надежды

Когда поворачиваешь от Семикинского перекрестка на Тамбов или Моршанск, всегда бросается в глаза надпись на сельскохозяйственных постройках бывшего хозяйства «Маяк» - Дагестан Баршамаи. Так увековечили свой труд строители, возводившие их. Невольно думаешь, где-то сейчас они?
- Все кирпичные здания в Семикино строились при мне, - говорит Амир Сулейманов. - Строительная скорость наших бригад была очень высокая. Мы жилой двухквартирный дом сдавали за 27 дней.
- Расскажите, как Вы оказались на Тамбовщине, - начинаю я разговор со своим собеседником, - ведь Ваша родина за сотни километров отсюда.
На несколько секунд он задумывается, потом говорит: «Я дагестанец местного розлива. Настолько давно здесь живу, что порой забываю, что это не моя родина».
Мама Амира умерла рано, оставив пятерых детей. И мальчик со строительной бригадой отца начал кочевать по тогда еще Союзу. За год менял 2-3 школы, но учиться умудрялся хорошо. Волгоград, Киров, Пенза, Саратов, Воронеж - везде остались объекты, построенные руками его отца Магомеда Сулейманова. Участник Великой Отечественной войны, он всегда работал там, куда его направляли. При этом читать-писать так и не выучился, отдавая приоритет работе, стараясь заработать и вывести в люди детей. Лишняя копейка всегда откладывалась. Первый в жизни приличный костюм подарил ему сын перед уходом в армию.
В далеком 81-ом семья оказалась в Семикино, и с тех пор они считают это село своей второй родиной. Здесь Амир закончил восьмилетку. При этом был вездесущим: успевал и учиться хорошо, и отцу помогать на стройке, и в колхозе покрутиться. Тогдашний председатель хозяйства Владимир Толстов приметил шустрого и толкового паренька, однажды подозвал, погладил по голове и спросил: «Учиться хочешь?»
- А можно? - услышал в ответ.
Местом учебы предложили Селезни и еще несколько ближних населенных пунктов, но юноша выбрал Ставрополье - хотелось еще поездить, посмотреть, как люди живут. А вот с профессией строителя решил распрощаться, пошел по ветеринарной части. Практику проходил в родном колхозе. Когда до окончания техникума оставалась пара месяцев, пришла повестка. Служить довелось в Североморске, в береговой охране. После армии вернулся в техникум, закончил учебу, затем заочно экономический факультет Горского сельскохозяйственного института.
Но дипломированному ветеринару с сельским хозяйством первое время оказалось не по пути. Осел в Тамбове, занялся бизнесом.
Поворот произошел в 90-ые, когда Амир продал дом, квартиру, машину и переехал в деревню. На вырученные деньги приобрел домик на Красном Хуторе, подержанную сельскохозяйственную технику, когда-то построенные их бригадой здания. Из живности набрал всего понемногу: поросят, гусей, коров. Вложенные деньги никак не хотели быстро приносить прибыль.
- Первые пять лет мы трудились, чтобы заработать себе кусок хлеба, - рассказывает Амир Магомедович, - строили сараи из отходов пиломатериалов, в этом брат помогал. Гвозди в местный магазин не успевали завозить - я их все забирал. Работали от зари до зари, при этом жили вроде бы хорошо - мясо ели каждый день, а наличных денег не было. Чтобы их получить, надо было ждать, пока вырастут свиньи или бычки, предназначенные на продажу.
Сейчас крестьянско-фермерское хозяйство Сулеймановых развивается по животноводческому направлению. На фермах выращивается около 100 голов КРС, недавно завезено 20 голов молодняка. Есть дойное стадо в 40 голов. Молоко раскупается местным населением. Некоторые приходят прямо на ферму, к дойке. А вообще машина с продукцией через день доставляет товар покупателям. В летний период, когда надои увеличиваются и есть необходимость дополнительной реализации, как раз приезжают к бабушкам на каникулы городские внуки, дачники. Часть молока перерабатывается в сыры, творог, сметану, которые тоже находят своего покупателя.
Кормовая база у КФХ частично своя. Зерновые, по расчетам Амира Магомедовича, выгоднее приобретать. Под кормовыми травами занято порядка 200 гектаров. Планируется увеличивать пахотные площади под люцерну, костер.
В хозяйстве трудится 6 человек. Среди работников обязательно четкое разделение труда - так производительность выше, считает Сулейманов. Легче нести нагрузку по одному профилю, чем разбрасываться на несколько направлений. Вместе с тремя женщинами на молочке трудится жена Эльмира.
- Она у меня как вечный дежурный, - говорит Амир Магомедович, - где какое звено обрывается, она туда устремляется на подмогу.
Спутницу жизни мужчина выбрал себе в Дагестане. Там же родились дети. Когда младшему было чуть меньше года, Амир перевез семью в Россию. Сейчас старшая Ася - студентка медицинского вуза, Марина заканчивает одиннадцатый класс Кулеватовской школы, младший сын Магомед - четвероклассник. Все эти годы жил на Тамбовщине и Магомед Сулейманович, последнее время - в семье младшего сына, был надежным помощником. Но прошлой зимой почувствовал, что с трудом стал переносить холод - дает о себе знать возраст, - и вернулся на родину.
В день моего приезда в доме Сулеймановых убраны паласы, сняты шторы - семья готовится к Пасхе. Весна, хоть и поздняя, неизбежно наступает. Вместе с ней начинается и очередной сельскохозяйственный сезон с его заботами, планами и надеждами.

Автор:Елена Маняхина