Приветливый, доверительный и оттого кажущийся бесконечно родным голос, доносящийся из радиоприёмника, ласкает слух - словно ручеёк журчит. Автор и ведущая передачи "Играй, гармонь тамбовская!", она же солистка и режиссёр одноимённого народного коллектива, Заслуженный работник культуры Людмила Павлова, рассказывает о том, как жили в деревнях наши предки, как веселились, отмечали праздники. Много тяжёлого труда видели крестьяне, но и гулять умели широко, раздольно, от души. Причём, для этого совершенно не требовались какие-либо допинги. Пели, плясали. Молодёжь резвилась, играя в лапту и салки. Пьяных нигде не было. Народ был добрым, весёлым и работящим.
Людмила Юрьевна - настоящий подвижник в деле пропаганды русских национальных традиций. Свидетельством тому являются и многочисленные концерты, и работа по организации в Тамбове музея нашей прославленной землячки Марии Мордасовой, и упомянутые радиопередачи на волнах "Радио России", которые она готовит с огромной любовью, выстраивая их на местном материале. Это отнимает массу времени и сил, поскольку приходится перерабатывать огромное количество информации. Не успела рассказать слушателям о том, как отмечали в сёлах окончание сельхозработ, а в голове уже складывается канва для следующей передачи под названием "Гармонь на дорогах войны". А дальше возникла интересная идея рассказать о традициях изготовления народных инструментов, вспомнить имена мастеров. Эта тема заставляет Людмилу Юрьевну обратиться в том числе и к истории Знаменки, ведь у нас, начиная с 1932 года и до самого начала войны, была солидная гармонная мастерская, где работали двенадцать мастеров и принимали на изготовление инструментов даже серьёзные правительственные заказы.
Ничего не ускользает от внимания Людмилы Павловой, всё идёт в дело, откладываясь до поры в её творческую копилку. Бесчисленное количество раз она обращается к тетради с записями её мамы, уроженки Пичаевского района Марии Волковой, которая делала их со слов своей матери. Так предания и обычаи старины передаются в семье из поколения в поколение, как реликвия.
Неторопливый, степенный рассказ перемежается то завораживающим голосом Ольги Воронец, то задиристо-игривой "Гармонь моя, гармоночики" в исполнении Марии Мордасовой, то наигрышами братьев Заволокиных. Органично вплетаются сюда и виртуозно исполненная художественным руководителем ансамбля "Играй, гармонь тамбовская!" Владимиром Огурцовым мелодия "Шумел камыш" в его же аранжировке, и песня, рождённая в коллективе на стихи Людмилы Павловой и в её же исполнении "Во всём виновата гармонь".
Когда появляется возможность видеть или слышать нечто подобное, в душе возникают противоречивые чувства. С одной стороны, это наслаждение, которое неизменно получаешь, когда соприкасаешься с чем-то родным и понятным, словно материнские руки. А с другой стороны, это горечь и досада оттого, что то, что, казалось бы, должно свободно проникать отовсюду через каждую пору и клеточку, приходится с большим трудом выискивать на каких-то особенных волнах и каналах либо на обычных, но в такое время, когда люди, как правило, спят.
Странно всё это выглядит, особенно на фоне традиционных споров о загадочной русской душе, поднимающей нас в глазах других на недосягаемый духовный уровень. С сожалением приходится признать, подпитывать своё национальное самосознание нам стало практически негде, а загадочная русская душа на глазах превращается в красивую легенду. Создаётся ощущение, будто кто-то задался вполне конкретной целью превратить нас в неких гламурно-американизированных существ без роду-племени, разучившихся задумываться о серьёзных вещах и хихикающих над пустым стёбом ни о чём. К сеянию национальной розни приравнивается любое упоминание того, что ты русский, в паспорте нет даже графы с указанием национальности. Призывая нас к так называемой толерантности, нам навязывают вместо гордого и конкретного "русские" расплывчатое "россияне".
Не хочется задеть чьих-то национальных чувств, но не могу без зависти смотреть, как на каком-нибудь татарском или дагестанском каналах ведущие не считают зазорным появиться перед телезрителями в национальных костюмах, репортажи сопровождаются национальной музыкой, идут передачи о национальных традициях, а в модных нынче кулинарных передачах готовят национальные блюда. Переключишь на один из центральных каналов, а там в это время идёт дискуссия о том, является ли семья пережитком прошлого и не пора ли узаконить однополые браки?
Так и хочется воскликнуть: гей, славяне! Что же с нами происходит? Почему мы так покорно и безропотно прогибаемся под запад, брезгливо отмахиваясь от нашего, исконного, считая это лапотной деревней?
А может быть, всё же стоит вспомнить, как много в нашей культуре доброго, чистого, нравственного, созвучного нам по ментальности? И если они с гордостью танцуют лезгинку даже на чужбине, то нам, находящимся у себя дома, сам Бог велел беречь и преумножать наши национальные традиции.
На снимке:Семидесятые годы. Хор с. Черняное, солитстка Воронежского хора М. Мордасова, аккомпанирует Е. Белов (слева), наш земляк, сын одного из первых знаменских гармонных мастеров Владимира Белова. Фото из архива Нины Вишняковой