О том, что именно этой дорогой в XVIIвеке. в русские земли вторгались татары, а ранее Батый в войну на Русь шёл, свидетельствуют пожелтевшие страницы архивныж дел. В Разрядном приказе Центрального архива древних актов хранятся донесения из Козлова и других городов о вторжениях степняков и кровопролитных сражениях с ними на подступах к Козлову, Сокольску, Лебедяни. Вот несколько фактов. 12 июня 1642 г. татары захватили под Козловом четырёх человек, 20 августа 1642 г. 200 татар подходили к Хмелевой слободе, но, отбитые от переправы, отошли в деревне Тафино на.Матыре в 5 км от Яблоновецкого городища. Козловские ратные люди настигли татар в деревне, освободили пленных. Всной 1643 г. 600 татар и 200 черкасов (запорожцев) «изгонным боем» перешли через Польной Воронеж и «воевали» села Ярок, Кривец, Хомуты, Кузьминки и другие. Ратные люди из Козлова дали им бой на Торбеевом броду. Бой шел весь день. Татары несли потери, но ушли только по завершению переправы.
В тот же день другой отряд татар появился у села Горитово, от которого отошли к Хмелевой слободе, а с наступлением темноты бежали. Козловцы продолжали преследовать степняков и настигли их на реке Шехмани недалеко от брода. Снова разгорелась жестокая сеча. Татары потеряли 50 человек убитыми, много было раненых.
Вторжение степняков на Русь этой дорогой подтверждает челобитная жителей сел и деревень, здесь расположенных, царю Михаилу Федоровичу в 1644. г. о строительстве крепости на Матыре, так как «приходят ныне...татаровя и лазят через... реку Битюк и через реку Матыру и воюют нас беспрестанно». И крепость - стоячий острожек - была построена, в начале при впадении в Матыру.Шехмани, а потом в горловине Яблоновецкой луки. Вместе с укрепленными поселениями на перелазах у Хренного липяга, деревни Тафино и Каменного брода, она перекрыла дорогу от внезапных приходов степняков.
И если в XVIIвеке для защиты населения от прихода степняков была построена крепость, перекрывшая дорогу из степи, то во времена Рязанского княжества на этой дороге крепость была необходима. А её местом могла быть только горловина Яблоновецкой луки. Самой природой предопределённая, чтобы взять дорогу под контроль.
В октябре 1972 году, будучи учителем истории Яблоновецкой средней школы, я вместе с учениками-членами краеведческого кружка, собрал подъёмный материала на местности при горловине луки, известной у местного населения как городище. Результаты сбора и последующих обследований местности показали, что это - многослойный археологический памятник со следами жизни людей в разные эпохи, от позднего палеолита и неолита до славяно-русского средневековья. Славяно-русские находки встречались на всей территории городища, других культур - в трех местах. Обследование городища и берегов Матыры продолжалось до середины 90-х годов.
Мы установили, что на этом месте было большое укрепленное славяно-русское поселение с развитыми ремёслами (гончарное и кузнечное дело, местная металлургия) и торговлей. Жители занимались и сельским хозяйством, охотой, рыболовством. Выявленные вниз и вверх по Матыре небольшие поселения с аналогичной керамикой дают основание утверждать, что на городище был не только пограничный укрепленный пункт, но и хозяйственный и административный центр небольшой административной округи. Городище, а, следовательно, и поселение на нём, имело хорошую естественную защиту в виде относительно высоких и крутых берегов реки Матыры, заболоченной и залеснённой поймы Матыры и её притоков Яблонца, Плавицы, Шехмани, лесов. Открытой была северо-восточная сторона, которая нуждалась в рукотворной дополнительной защите. И она была - остатки земляного вала частично сохранились. Возникло предположение, что летописная Онуза располагалась на Яблоновецком городище.
Городищи у села Каменного и у села Казинка Липецкой области не могли быть Онузой, так как дорога к первому шла с юга, а второе с севера и юга было прикрыто дремучими лесами. Что касается вышеупомянутого Никольского городища, то по своему расположению оно более отвечало требованиям крепости, защищавшей проход в мордовские земли между рекой Цной и прицнинским лесом.
Местоположение летописной Онузы на городище у современного села Яблоновец подтверждает и этимология названия Онуза, его вариантов и названия Нухля.
(продолжение следует).