Лента новостей
Статья20 ноября 2012, 12:57

Татарский вал: история и современность

На территории района расположено несколько объектов культурного наследия, находящихся под охраной государства. Один из них — Татарский вал. На сегодняшний день из 72 километров вала, проходящего по области, приблизительно уцелело лишь 12-15 километров. К числу населённых пунктов, где особенно рельефно видны остатки вала, относится и наш рабочий посёлок.


ВО-ПЕРВЫХ, Татарский вал ценен своим историческим прошлым: с момента его сооружения прошло свыше 350 лет. Напомню, что его строительство началось в 1647 году и завершилось в 1655. О том, как велись эти работы, мы писали в №39 от 26 сентября. Во-вторых, Татарский вал — уникальный памятник природы, территория остаётся не тронутой на протяжении более трёх с половиной веков. До сих пор здесь можно обнаружить многие растения, занесённые в Красную книгу Тамбовщины и России.
К сожалению, не все жители области понимают значимость Татарского вала. Подтверждение тому — немало нарушений, связанных с захламлением, а то и вовсе разрушением вала, выявленных сотрудниками прокуратуры. Есть такие случаи и в районе. Так, установлен факт неправомерного размещения на валу семи опор линий электропередачи, принадлежащих филиалу «МРСК Центра» — «Тамбовэнерго». Согласно официальному сайту Тамбовской прокуратуры, в суд направлено заявление с требованием обязать филиал вывести высоковольтные линии за пределы охранной зоны. Также прокурором района инициировано возбуждение административного производства по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ в отношении должностного лица ОАО «Знаменский сахарный завод» — филиал «Никифоровский» за неправомерное изъятие грунта с объекта культурного наследия для нужд предприятия. Одновременно к заводу предъявлен иск о возмещении стоимости мероприятий, необходимых для восстановления исторического памятника.
Интересна история Татар-ского вала после 1740 года, когда Козловская засечная укреплённая черта была окончательно признана ненужной. Но самое главное, что к этому времени она выдержала своё важное предназначение — достойно стояла на защите русских городов от набегов степных кочевников.
Земляные укрепления ещё долго привлекали внимание всех проезжающих, так как это, без сомнения, грандиозное сооружение для своего времени. И хотя для его строительства применялся дешёвый труд служилых людей, каждая верста Козлов-ского вала обошлась казне в 500 рублей.
Один из известнейших просветителей XVIII века Андрей Тимофеевич Болотов неоднократно проезжал по нашему краю и в своих мемуарах оставил описание нашей степи и вала в 1764 году:
«Возвратясь опять в Козлов, пустились в ту обширную и оком не обозреваемую равнину, которая лежит позади Козлова, орошается текущею через её рекою Польным Воронежем и простирается до славного села Лысых гор и другой реки Хмелевой. Это была первая степь, которую случилось мне в жизни видеть, и мы смотрели с особливым любопытством как на её, так, в особливости, и на старинный преогромный вал, который был сделан и насыпан в древности для заграждения им российских пределов от набегов татар и который, начиная от помянутой реки Польного Воронежа, продолжался до реки Цны вёрст на 60 и более и, составляя порядочную линию, имел с наружной стороны двойной, хотя и не очень глубокий ров и кой-где выпуски, или редуты, а в иных местах бастионы».
А.Т. Болотов к этому времени был хорошо знаком с военным делом, он родился в семье военного, в чине подпоручика участвовал в Семилетней войне, но даже его воображение поразили укрепления Козловского вала.
В 1769 году академик Фальк путешествовал по заданию Академии наук по России. В шестом томе «Полного собрания учёных путешествий по России» (Санкт-Петербург, 1824 год) он пишет: «Вся страна представляет открытую плодоносную плоскость с рощами и болотами. Между Козловом и Тамбовом имеется малая, так называемая Ярославская степь, обильная цветами плоскость, простирающаяся на 40 или 50 вёрст, без деревень. Линия состоит из сухого широкого рва и вала вышиною в две сажени, местами прерываемая шанцами. Она была сделана от набегов кубанцев и горских татар, но ныне бесполезна и вся обвалилась».
Журнал «Северный архив» (1828 год, №1) в статье «Путешествие графа Ивана Потоцкого в Астрахань и окрестные страны в 1729 году» сообщает: «Между Козловом и Тамбовом встретил я множество древних укреплений, которые, без сомнения, относятся к тем временам, когда набеги кочующих народов простирались до этих мест: земляные укрепления держатся чрезвычайно долго, причина этого очевидна, возвышаясь по углом в 45 градусов, они не содержат в себе зародыша разрушения».
В «Путевых заметках от Москвы до села Колена 1869 года» А.Н. Минха читаем: «Версты две от Дмитриевской станции начинается старинный высокий земляной вал, который тянется с правой стороны вблизи большой дороги».
В конце XIX века председатель Тамбовской учёной архивной комиссии А.Н. Норцов составил подробное описание Козловской укреплённой черты, которое опубликовано в 33 томе «Учёных записок» комиссии. Он же на заседании комиссии 10 октября 1900 года предсказал: «Нетрудно предвидеть время, когда оба исторических городка — Бельский и Челнавский, стоящие на концах Козловской черты, — сотрутся с лица земли окончательно, и грустно подумать, что никто не пожалеет об этом».
Воронежский историк В.И. Кошелев провёл научную экспедицию по Козловскому валу, и в 1958 году в «Известиях Воронежского пединститута» (том 26) он писал о бывшем Бельском городке: «В настоящее время прослеживается (не во всех местах) заплывший ров, который шёл вокруг острога, и места острожных башен. Остатков вала вокруг острога не замечено. В общих чертах острог может быть описан в следующих словах: восточная сторона острога равна 120 метрам, северная — 352, западная по обрыву к заболоченной пойме реки Польной Воронеж — 120 метров, южная — самая длинная — 400 метров. Площадь острога имеет вид трапеции, а в настоящее время пересекается профилированной дорогой из с. Никифоровка в с. Озёрки. Никифоровка находится примерно в 1-1,5 километра от бывшего Бельского острога. На углах бывшего острога ров обходит закругления — места башен. Северная сторона имеет, кроме того, в середине большое закругление. Очевидно, что это место проезжей башни. На западной стороне острога (к пойме Польного Воронежа) рва не заметно. Вероятно, его здесь не было, так как начинался обрывистый берег поймы Польного Воронежа. Берег здесь осыпается. На южной стороне по линии стены имеется тоже закругление (место башни), как и на северной, только несколько меньше.
Без сомнения, Козловский вал на территории нашего района представляет большую историческую ценность, как археологический памятник государственного значения. Весь вал и окружающий его ландшафт, конечно, сохранить невозможно, но какие-то его части нуждаются в охране. Например, в Усманском районе Липецкой области на земляном валу поставлен памятник Белгородской черте. На камне высечено: «Белгородская защитная черта. Памятник археологии государственного значения. Построена в 17 веке для защиты южной границы Русского государства. Состоит под охраной». Неплохо было бы перенять подобный опыт и нашему району. В противном случае уже в недалёком будущем данный объект культурного наследия может и вовсе исчезнуть.
Эта земля полита кровью наших далёких предков, с оружием в руках защищавших родное Отечество. Сохранить память о них — долг и обязанность каждого из нас.

Автор:Вера Попова